Константин
Филиппович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Молибошко Константин Филиппович летчик-истребитель, старший лейтенант, участвовал в освобождении Кавказа, Украины, Крыма, Белоруссии, Литвы, Польши и с честью дошёл до Берлина, одержав много славных побед над врагом.
Родился Молибошко К.Ф. 7 декабря 1920 года в деревне Быстрица Копыльского района Минской обл.
В 1928 поступил в первый класс Быстрицкой школы и в 1935г. Окончил 7 классов.
Тридцатые годы – время покорения воздушных просторов, бурного развития авиации. Смелостью и мужеством летчиков восхищались, им посвящались стихи, слагались песни, снимались фильмы. Каждый мальчишка тогда мечтал стать летчиком!
Костя, как и все мальчишки, тоже мечтал о полетах в небо, хотел стать летчиком. В 1936 году в Белоруссии работали уже восемь аэроклубов, которые готовили пилотов и парашютистов. В аэроклубах насчитывалось 50 самолетов, 9 аэродромов, 146 планеров, Планеры и парашютные вышки имелись в 45 районах республики.
Но возможности осуществить свою мечту у Кости не было. Отец Филипп Гордеевич был инвалидом, у него не было нескольких пальцев на правой руке, мать Ксения Петровна тяжело болела. В семье было еще двое младших детей. Мечта о небе была отложена, нужно было помогать родителям.
В 1940г. Костю призвали в ряды Красной Армии. Здесь и осуществилась его мечта о полетах.
Костю отправляют в г. Конотоп Сумской обл. в ВАУЛ (военно- авиационное училище летчиков-истребителей) имени Осипенко. Через год началась война. Первые месяцы войны принесли тяжелые потери советской авиации. Аэродромы во фронтовой полосе были разгромлены.
В первые недели войны Конотопское авиаучилище имени Осипенко было эвакуировано в город Грозный. В августе 1942-го немцы вторглись в пределы Кавказа и двинулись к Грозному. Тогда училище было эвакуировано в Среднюю Азию
До февраля 1944г. Молибошко К.Ф. учится водить боевые самолеты. Сначала все задания выполняются на земле, в кабине самолета-тренажера.
Только после освоения всех заданий по вождению самолета на земле, курсантам разрешалось летать. В летной зачетной книжке курсанта Молибошко К. практически по всем упражнениям стоят оценки «отлично».
Вот выписка из летной книжки Молибошко К.Ф.
Тренировочный полет 30.10 1943г.
Взлет - отлично. Набор высоты и вход в зону - отлично. Зоны держался правильно. В зоне срыв в штопор и выход из него - отлично. Виражи 45 градусов-600 усвоил и делает отлично. Большие развороты усвоил отлично. Бочки* -отлично. Ориентировка в зоне – отличная. Пикирование 40 градусов - отлично. Спираль - отлично. Скольжение - правильно, вход в круг - правильно. Расчет - отлично, заход - отлично. Посадка, профиль – отлично. Заруливание - правильное.
Бочка* – фигура сложного пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета.
В феврале 1944г младший лейтенант Константин Филиппович Молибошко направлен в действующую армию в 15 истребительный авиационный полк 278 истребительной авиационной Сибирской Сталинской Краснознаменной дивизии.
Его ставят в пару с Моргуновым Сергеем Николаевичем, лейтенантом. Впоследствии Моргунову С.Н * присвоят звание Героя Советского Союза. Моргунов Сергей Николаевич, командир эскадрильи, лейтенант, осуществил всего за время войны 350 боевых вылета, лично сбил 27 самолётов и 16 в группе, присвоено звание Героя Советского Союза, награжден 15.06.1946г
Находясь в боевом строю, Молибошко С.Н. участвует в боевых вылетах с 1 февраля по 12 мая 1944 г. на Таманском полуострове, где действует в районах Каховки, Сиваша и в Крыму.
После освобождения Севастополя полк сдал оставшиеся 19 самолётов и убыл в Курск. Он переводится в подчинение 3-его Белорусского фронта .
22 июня 1944 года, полк, имея 43 самолета Як-1, прибыл в село Заольша Витебской области, и действовал оттуда в ходе Белорусской наступательной операции «Багратион». За освобождение города Орша полку присвоено собственное наименование Оршанский.
5 августа 1944 года полк на аэродроме Починки в 20 километрах северо-западнее Каунаса сдал оставшиеся самолёты, и получил в Саратове 30 ЯК-3.
В октябре 1944 г. полк снова на фронте – в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.
В ноябре 1944 года полк базируется на аэродроме Яблонь Парчеевского уезда (Польша).
В это же время Молибошко К.Ф. награждают орденом Красного Знамени.
Из представления к ордену:
На фронтах Отечественной войны участвует с февраля месяца 1944 года. За этот период произвел 33 успешных боевых вылета, провел 11 воздушных боев и сбил один самолет противника МЕ-109.
Летает в паре с лучшим летчиком части старшим лейтенантом Моргуновым. Своими действиями обеспечил ведущему Моргунову возможность сбить 4 самолета противника. Все сбитые самолеты Моргуновым-подтверждены.
В неравных воздушных боях на 3 Белорусском фронте два раза спас жизнь своему ведущему старшему лейтенанту Моргунову.
Первый раз вел бой парой против 4 МЕ-109, второй раз четверкой против 4 МЕ-109 и 4 ФВ-190 («Фокке-Вульф-190»)
Молодой, растущий летчик-истребитель, хорошо знает технику пилотирования и грамотно использует материальную часть.
Вывод: За 33 успешных боевых вылета, 11 воздушных боев, сбитый 1 самолет противника и за отличное прикрытие во время воздушных боев своего командира достоин награждения орденом «КРАСНАЯ ЗНАМЯ»
За 1944год Молибошко К.Ф произвел 100 полетов.
Из них 33 - боевых, 1-штурмовой, прикрытие-17, сопровождение-15. Налетал 78 часов 19 минут.
С 1-го декабря 1944г. полк переподчиняется Первому Белорусскому фронту.
До 9 января 1945 года летчики полка выполняет только учебно-тренировочные полёты.
С 9 января 1945 года полк принимает участие сначала в Висло-Одерской, а потом в Берлинской операциях. 19 января 1945 года ведёт бой в районе Кутно, город в Центральной Польше.
16 апреля 1945 Молибошко К.Ф. участвует в наступательной операции советских войск на Берлин.
« В тот день, 15 апреля, замполит Асеев прочел личному составу полка воззвание Военного Совета фронта — призыв победоносно завершить войну. А потом командир собрал руководящий состав полка и сообщил, что, очевидно, завтра начнется решающая битва.
-Проверьте, чтобы летчики хорошенько отдохнули, пораньше легли спать, — добавил он, отпуская нас.
Наконец наступил день, к которому все так готовились, которого так ждал весь наш народ.
Еще затемно раздался гул канонады. От мощных артиллерийских залпов дрогнула земля. Все мы вскочили. Я взглянул на часы: было пять часов по московскому времени. И вот мы на аэродроме. Куманичкин, Титаренко и я спешим на КП. Начальник штаба Топтыгин докладывает командиру обстановку. Грохот артподготовки заглушает голоса. Да мы и так понимаем друг друга. Нас охватывает боевое воодушевление, наступательный порыв, знакомые каждому фронтовику
Выходим на аэродром. Не отрываясь, смотрим в сторону Берлина. И вдруг происходит небывалое. В небо взметнулся прямой луч прожектора. И тотчас же яркий ровный свет залил все вокруг. Потом мы узнали, что по световому сигналу — этому яркому прямому лучу — было включено 143 зенитных прожектора. Они осветили путь нашим войскам. В атаку пошла пехота при поддержке танков и артиллерии, которая перенесла огонь в глубину вражеской обороны.
Авиация 18-й воздушной армии еще задолго до рассвета нанесла удары по опорным пунктам и узлам сопротивления немцев. Тяжелые бомбардировщики обрушили удары в глубине обороны. Гул самолетов и артиллерии сливался воедино. На рассвете штурмовики и бомбардировщики нашей воздушной армии начали громить врага с воздуха. Истребительная авиация надежно прикрывала наши наступающие войска и обеспечивала свободу действий бомбардировщикам и штурмовикам. Погода была пасмурная, в воздухе стояла густая дымка, но советские летчики произвели в тот день свыше семнадцати тысяч боевых вылетов».
( Из воспоминаний Ивана Никитича Кожедуба, летчика, трижды героя Советского Союза.)
За январь – май 1945г. Молибошко К.Ф. осуществил 77 полетов, практически все - боевые.
День Победы Константин Молибошко вместе со своими однополчанами встретил на аэродроме Эльсталь (Эльшталь) в 20 километрах западнее Берлина.
Боевой путь
Боевые действия Молибошко Константина Филипповича
в составе 16 ВА - 14.08.1944 - 22.08.1944
Разгром немцев в Польше. Январь-февраль 1945 г.
Висла-Одерская наступательная операция. 14.1-3.2.45 г.
Восточно-Померанская наступательная операция. 10.2-31.3.45 г.
Наступательная операция по ликвидации Кюстринского выступа и расширение плацдармов на р. Одер. 22.3-30.3.45 г.
Берлинская наступательная операция. 16.4-8.5.45 г.
Воспоминания
А.Н.Ситковский Герой Советского Союза
В составе войск 1-го Белорусского фронта движемся на запад, к Одеру. Мы понимали, что каждый день боевой работы, каждый вылет приближали долгожданную победу. Мы знали, что она наступит только тогда, когда враг будет повержен в его логове.
Об этом периоде ветеран нашей дивизии А. Е. Чернаткина писала:
"Победа нам светила впереди,
Но чтоб добить врага в его Берлоге,
Войска стремительно на запад шли —
Нас в сорок пятом на Берлин вели дороги"
На рассвете 16 апреля был построен личный состав. Митинг открыл командир полка Н. В. Исаков:
— Настали решающие дни сражений. Каждый боевой вылет, каждый сбитый самолет врага приблизят нас к долгожданной победе. Призываю вас, боевые друзья, выполнить свой долг перед Родиной по окончательному разгрому врага.
Громкое «Ура-а-а!» разнеслось над полем.
Майор Н. П. Родзевилло прочел Обращение Военного совета:
«Боевые друзья! Пришло время нанести врагу последний удар... Стремительным и героическим штурмом мы возьмем Берлин, ибо не впервые русским воинам брать Берлин... За нашу Советскую Родину — вперед на Берлин!»
Раздались длительные рукоплескания. Все были уверены, что поставленные задачи будут выполнены.
Наши наземные войска пошли в решающее наступление. Почетное право начать боевую операцию в нашем полку было поручено капитанам А. Слизеню, В. Меркулову, С. Моргунову и мне. Мы вылетели со своими ведомыми.
Капитан Моргунов в паре с лейтенантом Молибошко вылетели на охоту. В районе Берлина встретили два ФВ-190, которые охраняли мотопехоту, отступавшую на запад.
— Прикрой! Атакую... — сказал Сергей ведомому.
Круто пикируя, помчался на сближение с врагом. Дал очередь по фюзеляжу. «Фоккер» задымил.
— Добивай! — крикнул он ведомому. Молибошко приблизился к «фоккеру» и метко ударил по кабине.
Возвратившись на аэродром, Моргунов доложил:
— Открыли боевой счет к Дню победы! Эта пара охотников 16 апреля шесть раз поднималась в небо. К исходу дня на их счету было шесть сбитых самолетов.
День 18 апреля принес нашим летчикам много побед. По четыре самолета сбили Тужилин и Калашников, по два — Банников, Кривобок, Боровский и я. А пара Моргунов — Молибошко сбила пять вражеских самолетов.
В течение дня летчики-дзержинцы совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя, сбили 31 самолет.
Последующие дни были не менее напряженными и результативными.
Не во всех воздушных боях летчики сбивали самолеты врага, но задачи, поставленные перед ними, выполнялись. Прикрывая наземные войска, они не допускали бомбометания и штурмовок вражескими самолетами, вели разведку, доставляя ценные сведения под зенитным огнем, ловко маневрируя, вели бои и уходили от преследований вражеских самолетов. Ведомые надежно прикрывали своих ведущих, предупреждали о появлении противника и отбивали атаки на ведущего. Взаимная выручка в воздухе была постоянной, без нее победы были невозможны.
Через несколько дней мы перебазировались на аэродром Эльшталь. Видя неминуемый конец, фашистское командование пыталось перебросить на запад к союзникам войска и технику. Отступая, они при встрече с нашими наземными войсками и авиацией вступали в бой, чтобы расчистить себе дорогу к отступлению и по возможности нанести урон нашим войскам. Моральный дух вражеских войск в конце войны очень изменился. В первую очередь они старались спасти свою шкуру.
После войны
Отгремела война. Но служба для Молибошко К.Ф. не закончилась. Оршанский полк остается в Восточной Германии, на базе аэродрома г. Эльшталь. В октябре 1945 года Молибошко Константину Филипповичу вручают медаль «За взятие Берлина». Летчики продолжают полеты. В июле 1946 года в тренировочном полете погибает командир эскадрильи С.Н.Моргунов. Константин тяжело переживает гибель своего командира и друга. Но жизнь и молодость берут свое. В 1946г в Берлине он женится на вольнонаемной Ишиной Евдокии. В 1948 г. в автомобильной катастрофе его молодая жена погибнет вместе с маленьким сыном.В 1950г. Константин пишет рапорт об увольнении и демобилизуется. Он уезжает в г. Кустанай. Но жить без авиации он не может и поэтому устраивается на работу диспетчером аэропорта. В 1951г. он женится во второй раз. В 1952 г. рождается сын Владимир. Семья переезжает в г. Шахты, затем в г. Новороссийск. Там в 1974г. и заканчивается жизненный путь Молибошко Константина Филипповича.