Молибошко Константин Филиппович
Молибошко
Константин
Филиппович
старший лейтенант / Военный летчик-истребитель
1920 - 1974

История солдата

Молибошко Константин Филиппович летчик-истребитель, старший лейтенант, участвовал  в освобождении Кавказа, Украины, Крыма, Белоруссии, Литвы, Польши и с честью дошёл до Берлина, одержав много славных побед над врагом.

Родился  Молибошко  К.Ф.  7 декабря  1920 года  в деревне Быстрица Копыльского района Минской обл.

В 1928 поступил  в первый класс Быстрицкой школы и в 1935г.  Окончил 7 классов.

Тридцатые годы – время покорения воздушных просторов, бурного развития авиации. Смелостью и мужеством летчиков восхищались, им посвящались стихи, слагались песни, снимались фильмы. Каждый мальчишка тогда мечтал стать летчиком!
      Костя, как и все мальчишки, тоже  мечтал о  полетах в небо, хотел стать летчиком.    В 1936 году в Белоруссии работали уже восемь аэроклубов, которые готовили пилотов и парашютистов. В аэроклубах насчитывалось  50 самолетов, 9 аэродромов, 146 планеров, Планеры и парашютные вышки имелись в 45 районах республики.

       Но возможности   осуществить свою мечту  у Кости не было. Отец Филипп Гордеевич был инвалидом, у него  не было нескольких пальцев на правой руке, мать Ксения Петровна тяжело болела. В семье было еще двое младших детей.  Мечта о небе   была  отложена, нужно было помогать родителям.

        В 1940г. Костю призвали в ряды Красной Армии.  Здесь и осуществилась его мечта о полетах.

 Костю отправляют в г. Конотоп Сумской обл. в   ВАУЛ (военно- авиационное училище летчиков-истребителей) имени Осипенко.   Через год началась война. Первые месяцы войны принесли тяжелые потери  советской авиации. Аэродромы во фронтовой полосе были разгромлены.

       В первые недели войны Конотопское  авиаучилище имени Осипенко было эвакуировано в город Грозный. В августе 1942-го немцы вторглись в пределы Кавказа и двинулись к Грозному. Тогда училище было эвакуировано в Среднюю Азию

     До февраля 1944г.  Молибошко К.Ф. учится водить боевые самолеты. Сначала все задания выполняются на земле, в кабине самолета-тренажера.

Только после освоения всех заданий по вождению самолета на земле, курсантам разрешалось летать.    В летной  зачетной книжке  курсанта Молибошко К. практически по всем упражнениям стоят оценки «отлично».

      Вот выписка из летной книжки Молибошко К.Ф.  

Тренировочный полет 30.10 1943г.

        Взлет - отлично. Набор высоты и вход в зону - отлично. Зоны держался правильно. В зоне срыв в штопор и выход из него - отлично. Виражи 45 градусов-600 усвоил и делает отлично. Большие развороты усвоил отлично. Бочки* -отлично. Ориентировка в зоне – отличная. Пикирование 40 градусов - отлично. Спираль - отлично. Скольжение - правильно, вход в круг - правильно. Расчет - отлично, заход - отлично. Посадка, профиль – отлично.   Заруливание - правильное.

Бочка* – фигура сложного пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета.

        В феврале 1944г  младший лейтенант  Константин Филиппович Молибошко направлен  в действующую армию   в 15 истребительный авиационный полк 278 истребительной авиационной Сибирской Сталинской Краснознаменной дивизии.

       Его  ставят в пару с  Моргуновым Сергеем Николаевичем, лейтенантом. Впоследствии Моргунову С.Н *  присвоят звание Героя Советского Союза. Моргунов Сергей Николаевич,  командир эскадрильи, лейтенант,  осуществил всего за время войны 350 боевых вылета, лично сбил 27 самолётов и 16 в группе, присвоено звание Героя Советского Союза,  награжден 15.06.1946г

         Находясь в боевом строю, Молибошко С.Н. участвует в боевых вылетах с 1 февраля по 12 мая 1944 г.  на Таманском полуострове, где действует в районах  Каховки,  Сиваша и в Крыму.

          После освобождения Севастополя полк сдал оставшиеся 19 самолётов и убыл в Курск. Он переводится в подчинение 3-его Белорусского фронта .

       22 июня 1944 года, полк, имея 43 самолета  Як-1, прибыл в село Заольша Витебской области, и действовал оттуда в ходе Белорусской наступательной операции «Багратион». За освобождение города Орша полку присвоено собственное наименование Оршанский.

        5 августа 1944 года полк на аэродроме Починки в 20 километрах северо-западнее Каунаса сдал оставшиеся самолёты, и получил в Саратове 30 ЯК-3.

      В октябре 1944 г. полк снова на фронте – в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.

       В ноябре 1944 года  полк базируется  на аэродроме  Яблонь Парчеевского уезда (Польша).

       В это же время  Молибошко К.Ф. награждают орденом Красного Знамени.

 Из представления к ордену:

         На фронтах Отечественной войны участвует с февраля месяца 1944 года.  За  этот период  произвел 33 успешных боевых вылета, провел 11 воздушных боев и сбил один самолет противника МЕ-109.

       Летает в паре с лучшим летчиком части старшим лейтенантом Моргуновым. Своими действиями обеспечил ведущему Моргунову возможность сбить 4 самолета противника. Все сбитые самолеты Моргуновым-подтверждены.

            В неравных воздушных боях на 3 Белорусском фронте два раза спас жизнь своему ведущему старшему лейтенанту Моргунову.

          Первый раз вел бой парой против 4 МЕ-109, второй раз четверкой против 4 МЕ-109 и 4 ФВ-190  («Фокке-Вульф-190»)

          Молодой, растущий летчик-истребитель, хорошо знает технику пилотирования и грамотно использует материальную часть.

Вывод: За 33 успешных боевых вылета, 11 воздушных боев, сбитый 1 самолет      противника и за отличное прикрытие во время воздушных боев своего    командира достоин награждения орденом «КРАСНАЯ ЗНАМЯ»

         За 1944год  Молибошко К.Ф произвел 100 полетов.

Из них 33 -  боевых, 1-штурмовой, прикрытие-17,  сопровождение-15. Налетал 78 часов 19 минут.

        С 1-го декабря 1944г.  полк  переподчиняется  Первому  Белорусскому фронту. 

        До  9 января 1945 года летчики полка выполняет только учебно-тренировочные полёты.

        С 9 января 1945 года полк принимает участие сначала  в Висло-Одерской, а потом  в Берлинской операциях. 19 января 1945 года ведёт бой в районе    Кутно,  город в Центральной Польше.

        16 апреля 1945  Молибошко К.Ф. участвует в наступательной операции советских войск  на Берлин.

            « В тот день, 15 апреля, замполит Асеев прочел личному составу полка воззвание Военного Совета фронта — призыв победоносно завершить войну. А потом командир собрал руководящий состав полка и сообщил, что, очевидно, завтра начнется решающая битва.

 -Проверьте, чтобы летчики хорошенько отдохнули, пораньше легли спать, — добавил он, отпуская  нас.

Наконец наступил день, к которому все так готовились, которого так ждал весь наш народ.

Еще затемно раздался гул канонады. От мощных артиллерийских залпов дрогнула земля. Все мы вскочили. Я взглянул на часы: было пять часов по московскому времени.  И вот мы на аэродроме. Куманичкин, Титаренко и я спешим на КП. Начальник штаба Топтыгин докладывает командиру обстановку. Грохот артподготовки заглушает голоса. Да мы и так понимаем друг друга. Нас охватывает боевое воодушевление, наступательный порыв, знакомые каждому фронтовику

Выходим на аэродром. Не отрываясь, смотрим в сторону Берлина. И вдруг происходит небывалое. В небо взметнулся прямой луч прожектора. И тотчас же яркий ровный свет залил все вокруг. Потом мы узнали, что по световому сигналу — этому яркому прямому лучу — было включено 143 зенитных прожектора. Они осветили путь нашим войскам. В атаку пошла пехота при поддержке танков и артиллерии, которая перенесла огонь в глубину вражеской обороны.

Авиация 18-й воздушной армии еще задолго до рассвета нанесла удары по опорным пунктам и узлам сопротивления немцев. Тяжелые бомбардировщики обрушили удары в глубине обороны. Гул самолетов и артиллерии сливался воедино. На рассвете штурмовики и бомбардировщики нашей воздушной    армии начали громить врага с воздуха. Истребительная авиация надежно прикрывала наши наступающие войска и обеспечивала свободу действий бомбардировщикам и штурмовикам. Погода была пасмурная, в воздухе стояла густая дымка, но советские летчики произвели в тот день свыше семнадцати тысяч боевых вылетов».

( Из воспоминаний Ивана Никитича  Кожедуба, летчика, трижды героя Советского Союза.)

За январь – май 1945г. Молибошко К.Ф. осуществил 77 полетов, практически все - боевые.

            День Победы Константин Молибошко   вместе со своими однополчанами встретил на аэродроме Эльсталь (Эльшталь)  в 20 километрах западнее   Берлина.

Регион Республика Беларусь
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Бобруйск
Воинская специальность Военный летчик-истребитель
Место рождения Минская обл , Копыльский р-н, д Быстрица
Годы службы 1940 1948
Дата рождения 1920
Дата смерти 1974

Боевой путь

Место призыва Копыльский РВК, Белорусская ССР, Бобруйской обл., Копыльский р-н
Дата призыва 1940
Боевое подразделение 15 истребительный авиационный полк 278 истребительной авиационной Оршанской дивизии
Завершение боевого пути Берлин

Боевые действия  Молибошко Константина Филипповича

в составе 16 ВА - 14.08.1944 - 22.08.1944

Разгром немцев в Польше.  Январь-февраль 1945 г.

Висла-Одерская наступательная операция. 14.1-3.2.45 г.

Восточно-Померанская наступательная операция. 10.2-31.3.45 г.

Наступательная операция по ликвидации Кюстринского выступа и расширение плацдармов на р. Одер. 22.3-30.3.45 г.

Берлинская наступательная операция. 16.4-8.5.45 г.

Воспоминания

А.Н.Ситковский Герой Советского Союза

В составе войск 1-го Белорусского фронта движемся на запад, к Одеру. Мы понимали, что каждый день боевой работы, каждый вылет приближали долгожданную победу. Мы знали, что она наступит только тогда, когда враг будет повержен в его логове.
Об этом периоде ветеран нашей дивизии А. Е. Чернаткина писала:
"Победа нам светила впереди,
Но чтоб добить врага в его Берлоге,
Войска стремительно на запад шли —
Нас в сорок пятом на Берлин вели дороги"



На рассвете 16 апреля был построен личный состав. Митинг открыл командир полка Н. В. Исаков:
— Настали решающие дни сражений. Каждый боевой вылет, каждый сбитый самолет врага приблизят нас к долгожданной победе. Призываю вас, боевые друзья, выполнить свой долг перед Родиной по окончательному разгрому врага.
Громкое «Ура-а-а!» разнеслось над полем.
Майор Н. П. Родзевилло прочел Обращение Военного совета:
«Боевые друзья! Пришло время нанести врагу последний удар... Стремительным и героическим штурмом мы возьмем Берлин, ибо не впервые русским воинам брать Берлин... За нашу Советскую Родину — вперед на Берлин!»
Раздались длительные рукоплескания. Все были уверены, что поставленные задачи будут выполнены.
Наши наземные войска пошли в решающее наступление. Почетное право начать боевую операцию в нашем полку было поручено капитанам А. Слизеню, В. Меркулову, С. Моргунову и мне. Мы вылетели со своими ведомыми.




Капитан Моргунов в паре с лейтенантом Молибошко вылетели на охоту. В районе Берлина встретили два ФВ-190, которые охраняли мотопехоту, отступавшую на запад.
— Прикрой! Атакую... — сказал Сергей ведомому.
Круто пикируя, помчался на сближение с врагом. Дал очередь по фюзеляжу. «Фоккер» задымил.
— Добивай! — крикнул он ведомому. Молибошко приблизился к «фоккеру» и метко ударил по кабине.
Возвратившись на аэродром, Моргунов доложил:
— Открыли боевой счет к Дню победы! Эта пара охотников 16 апреля шесть раз поднималась в небо. К исходу дня на их счету было шесть сбитых самолетов.
День 18 апреля принес нашим летчикам много побед. По четыре самолета сбили Тужилин и Калашников, по два — Банников, Кривобок, Боровский и я. А пара Моргунов — Молибошко сбила пять вражеских самолетов.
В течение дня летчики-дзержинцы совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя, сбили 31 самолет.
Последующие дни были не менее напряженными и результативными.
Не во всех воздушных боях летчики сбивали самолеты врага, но задачи, поставленные перед ними, выполнялись. Прикрывая наземные войска, они не допускали бомбометания и штурмовок вражескими самолетами, вели разведку, доставляя ценные сведения под зенитным огнем, ловко маневрируя, вели бои и уходили от преследований вражеских самолетов. Ведомые надежно прикрывали своих ведущих, предупреждали о появлении противника и отбивали атаки на ведущего. Взаимная выручка в воздухе была постоянной, без нее победы были невозможны.
Через несколько дней мы перебазировались на аэродром Эльшталь. Видя неминуемый конец, фашистское командование пыталось перебросить на запад к союзникам войска и технику. Отступая, они при встрече с нашими наземными войсками и авиацией вступали в бой, чтобы расчистить себе дорогу к отступлению и по возможности нанести урон нашим войскам. Моральный дух вражеских войск в конце войны очень изменился. В первую очередь они старались спасти свою шкуру.

Награды

Орден Красного Знамени.

Орден Красного Знамени.

На фронтах Отечественной войны участвует с февраля месяца 1944 года. За этот период произвел 33 успешных боевых вылета, провел 11 воздушных боев и сбил один самолет противника МЕ-109.

Летает в паре с лучшим летчиком части старшим лейтенантом Моргуновым. Своими действиями обеспечил ведущему Моргунову возможность сбить 4 самолета противника. Все сбитые самолеты Моргуновым-подтверждены.

В неравных воздушных боях на 3 Белорусском фронте два раза спас жизнь своему ведущему старшему лейтенанту Моргунову.

Первый раз вел бой парой против 4 МЕ-109, второй раз четверкой против 4 МЕ-109 и 4 ФВ-190 («Фокке-Вульф-190»)

Молодой, растущий летчик-истребитель, хорошо знает технику пилотирования и грамотно использует материальную часть.

Вывод: За 33 успешных боевых вылета, 11 воздушных боев, сбитый 1 самолет противника и за отличное прикрытие во время воздушных боев своего командира достоин награждения орденом «КРАСНАЯ ЗНАМЯ»

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

1 Белорусский фронт Приказ 29.06.1945г. 16 Воздушной армии № 255/н От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ Орденом Красного Знамени младшего лейтенанта Молибошко Константина Филипповича- летчика 15 Истребительного Авиационного Оршанского Краснознаменного полка 3 ИА Никопольского ордена Суворова корпуса Командир 16 Воздушной Армией генерал -полковник авиации Руденко С.И.

Начальник штаба 16 ВА генерал-лейтенант авиации Брайко

медаль " За взятие Берлина"

медаль " За взятие Берлина"

Награжден в октябре 1945г

Фотографии

После войны

 Отгремела война.  Но служба для  Молибошко К.Ф.  не закончилась. Оршанский полк остается в Восточной  Германии, на базе аэродрома  г. Эльшталь.       В октябре 1945 года Молибошко Константину Филипповичу вручают медаль «За взятие Берлина».  Летчики продолжают полеты.  В июле 1946 года  в тренировочном полете погибает командир эскадрильи  С.Н.Моргунов.  Константин тяжело переживает  гибель своего командира и друга. Но жизнь и молодость берут свое. В 1946г  в Берлине он женится на вольнонаемной Ишиной  Евдокии.   В 1948 г.  в  автомобильной катастрофе  его молодая  жена погибнет вместе с маленьким сыном.В 1950г.  Константин пишет рапорт об увольнении и демобилизуется. Он уезжает в г. Кустанай. Но жить без авиации он не может и поэтому устраивается на работу диспетчером  аэропорта.  В 1951г. он женится во второй раз. В 1952 г. рождается сын Владимир. Семья переезжает в  г. Шахты, затем в г. Новороссийск. Там в 1974г. и заканчивается жизненный путь Молибошко Константина Филипповича. 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: