Павел
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Дата рождения - 27 мая 1909 г. Чем объяснить, что прошло уже много лет, как мы победили, а до сих пор вновь и вновь обращаемся к военной теме? Видимо существует потребность, заставляющая нас возвращаться в эту тяжкую пору. Великая Отечественная война… Как давно это было для нас и как недавно для истории. Великая война – великая трагедия для нашего народа. Наверное, не осталось семьи, которая не задета этой кровопролитной войной. С каждым днём становится всё меньше и меньше свидетелей тех дней. Поэтому я бы хотела рассказать об одном человеке, которого уже давно нет в живых, но он с нами благодаря памяти, потому что он оставил свой незабываемый след в жизни. Зовут этого человека Миронов Павел Алексеевич - мой дедушка. Именно он для меня - герой. Мой дед участник не только Великой Отечественной войны, но и войны в Испании. Свой рассказ о нем я собирала буквально по крупицам, на основе книг, статей и воспоминаний деда, рассказов членов его экипажа, которыми они делились только с авторами статей. И это очень хорошо, что в библиотеках и музеях бережно хранят фотографии, подшивки газет и журналов. Жизнь и судьба моего деда – судьба всех людей того поколения. Они честно жили, беззаветно служили Родине, растили детей, поднимали страну из разрухи и голода. Он родился в городе Ленинграде, в семье потомственного моряка. Когда умерла мать деда, его отец Алексей Семенович, переехал из Ленинграда в Архангельск, где женился во второй раз. Тяга к морю у деда была с детства: зимой он учился в школе, а летом плавал на судах Архангельского торгового порта юнгой, камбузником (матросом на кухне), просто матросом, боцманом. В 1933 г. он окончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища им. В.И.Воронина. После окончания училища он плавал на торговых кораблях СМП, штурманом. Наступил 1937 год… Война с фашистами для моего деда началась намного раньше, зимой 1937 года в Испании. После профашистского восстания в Испании страна разделилась на два воюющих лагеря. С одной стороны, это были силы республиканского правительства, поддерживаемого большинством населения страны, с другой - сторонники создания режима, ориентированного на фашистские Германию, Италию и Португалию. Уже тогда люди отчетливо понимали, что победа в Испании профашистских сил неизбежно приведет к глобальным мировым потрясениям. Франция и Англия, предпочитали скорее пойти на уступки фашистской Германии за счет других стран, нежели самим оказаться объектом будущей агрессии. В мире нашлись государства, открыто выступившие в поддержку республиканской Испании. Среди них был и Советский Союз. Сводки героической борьбы защитников Испании читались с захватывающим интересом. Основной грузопоток из СССР в Испанию шел морским путем. Погрузка на суда осуществлялась в Севастополе, Керчи, Одессе, Феодосии, Ленинграде, а с конца 1937 года - в Мурманске. Опасность морской транспортировки заключалась в возможной встрече с фашистскими военными кораблями, подводными лодками и авиацией, контролирующими берега Пиренейского полуострова. Среди них было и два судна Северного морского пароходства: "Смидович" и "Хрущев". Восстановим историческую память о том страшном рейсе парохода "Смидович", на котором в декабре 1936 г. в качестве 2-го штурмана и ушел в Испанию мой дед. Судно вышло из Ленинграда по заданию партии и правительства в декабре 1936 г. В январе 1937 г. пароход взял курс на Испанию, в порт Бильбао, куда должно было доставить зерно, продовольствие и медикаменты борющемуся испанскому народу против фашистского режима генерала Франко. Не дойдя восемь миль до входа в порт, пароход был обнаружен эскадренным миноносцем "Беласко" и отведен в захваченный мятежниками порт Пасахес. Там "Смидович" тщательно осмотрели. Пароход «Смидович» - один из четырех советских судов, насильственно уведенных в порт Пасахес. Франкисты прекрасно понимали, что без помощи Советов республиканцы вряд ли смогли бы так успешно отражать натиск фашистов. Поэтому они делали все возможное, чтобы прервать спасительный для республики морской путь. Все задержанные суда проверялись на предмет наличия контрабандных товаров и оружия. В случае обнаружения запретных грузов суда конфисковывались (а при сопротивлении - топились), а их экипажи отправлялись в тюрьмы. Так и случилось с экипажем парохода «Смидович». Что интересно, советская пресса того времени и захваченные моряки утверждали, что судно перевозило зерно для голодающего испанского народа. Однако есть основания предполагать, что в трюмах судна находилось не зерно, а вооружение. Кстати говоря, члены экипажей советских судов с контрабандным товаром перед рейсом в Испанию давали подписку о неразглашении сведений, касающихся того, куда и с чем шло судно. После захвата судна всех моряков под конвоем отвезли в политическую тюрьму города Сан-Себастьян. Вот что вспоминал мой дед Павел Алексеевич Миронов: "Тюрьма находилась на самом берегу Бискайского залива. Из окон доносился шум прибоя, но мы моря не видели, только постоянно ощущали его. Здание было многоэтажное, режим строгий, случаев побега из этой тюрьмы не было. Камеры были рассчитаны на двоих, но нас набили как сельдей в бочку - до девяти человек в одну камеру. Спали на полу, не было даже нар. В ночное время там довольно холодно. Мы делали так: всю одежду, которая у нас была, разделили - часть шла на подстилку, другая служила вместо одеяла. Кормили плохо - суп из заваренной кипятком мамалыги и кофейные ополоски. Хлеб давали, но мало (50 г в сутки). В тюрьме Сан-Себастьяна мы просидели четыре месяца, а затем нас отвезли в другую тюрьму. Здание ее было старое. Она находилась возле города Толоса, в горах. Там мы пробыли еще месяц. Охрана состояла из молодых ребят, но все они принадлежали к фалангистской партии, носили специальную форму - серый костюм и пилотку со стрелами. Особенно злобой и ненавистью к нам отличался один из них. Он будил нас по ночам, пинал ногами, постоянно оскорблял. Из Толосы нас вернули в Сан-Себастьян, но на сей раз разместили в подземных камерах". Из воспоминаний Петра Павловича Кокшарова (кочегара п/х «Смидович»): "Допросы начались в тот же день, когда нас привезли в тюрьму. На допрос вызывали в любое время суток, в два и три часа, когда им вздумается. Допрашивали на русском языке. Первым делом подсовывали анкету испанского подданства, обещали свободу, предлагали квартиру в любом испанском городе и безвозвратную ссуду в размере 10 тысяч песет. Очень им хотелось скомпрометировать хотя бы кого-нибудь из нашего экипажа. Но ни один из нас не клюнул на фашистскую наживку. Тогда они пошли на другую подлость. Франкисты объявили, что так как все мы коммунисты и комсомольцы (а из СССР беспартийных не выпускают), то нас будут судить ревтрибуналом. Но и эта провокация сорвалась. Команда не поддалась на угрозы и предложения. Через неделю состоялся военный трибунал. Его заседание проходило на испанском языке, и мы, конечно, ничего не поняли. Официально с решением трибунала нас не ознакомили, но говорили, что мы присуждены к каторге (как выяснилось позже, капитану судна В. В. Глотову дали 30 лет, штурманам – 25 лет, маханикам – 20 лет, членам команды - каждому по 14 лет)". Моряки сидели в сырых подвальных полутемных камерах. Издевательства тюремщиков, лишения, плохое питание, долгие дни заточения они переносили мужественно и стойко, глубоко верили, что Родина их не забудет. Ни один из членов экипажа – не был сломлен невыносимыми условиями, издевательствами и провокациями со стороны фашистов. И все же совместными усилиями Советского правительства и Международного комитета Красного Креста заключенных моряков удалось вырвать из франкистского плена. Из назначенных 25-ти лет заключения мой дед просидел около 10 месяцев. Отдельными группами – все 36 членов экипажа судна были освобождены и вернулись на Родину. Последняя, пятая группа, вместе с капитаном "Смидовича" В.В.Глотовым возвратилась в СССР 2 сентября 1938 года, спустя 20 месяцев после захвата судна. Как позже выяснилось, все советские моряки (узники испанских тюрем) были обменены на франкистских офицеров. В приказе Наркомвода от 24.01.1939 г. говорилось: «…отмечая большевистскую стойкость и выдержку экипажа п/х «Смидович» во время нахождения в фашистском плену в Испании – наградить именными часами…». Эти часы сейчас хранятся в стенах музея Арктического морского института им. В.И.Воронина (бывшее АМУ им.В.И.Воронина). По-разному сложились судьбы моряков "Смидовича". Одни погибли в годы военного лихолетья, другие и после войны остались верны морю. Но неизменно на протяжении многих лет они регулярно встречались в годовщину их рейса на помощь героической Испании. А первая такая встреча состоялась в 1972 году. В честь некоторых участников того похода были названы суда СМП. Например, «Капитан Глотов», «Капитан Брилин», «Капитан Глазачев». В финскую кампанию мой дед был призван в ряды военно-морского флота и служил на Северном флоте, командуя рядом кораблей. 1 апреля 1939 года закончилась гражданская война в Испании. В стране был установлен профашистский режим генерала Франко. Испания не встала преградой на пути распространения фашизма. Гитлеровская Германия, раззадоренная успехами и поощряемая трусливыми уступками западных демократий готовилась к началу самой ужасной войны в истории человечества. Наступил 1941 год… В первые же дни Великой Отечественной войны мой дед – капитан пассажирского судна «Воронеж», а в годы ВО войны госпитального судна – вновь надевает форму офицера ВМФ. Корабли под его командованием выполняли ответственные задачи – охрана морских рубежей родного Севера, конвоирование транспорта на море. Их задачей был также подвоз резервов, боевой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Для обеспечения безопасности плавания судов как в конвоях, так и на внутренних коммуникациях, и в одиночном плавании потребовалось вооружить суда. В этом нам помогали наши союзники - Великобритания и США. Корабли Северного флота в годы войны обеспечили воинские и гражданские перевозки людей и грузов морем, перевозки между странами антифашистской коалиции. Только морем доставлялись боеприпасы, войска, техника, снаряжение, продовольствие и другие военные грузы на полуострова Средний и Рыбачий. Таким образом, Северный флот был важным средством связи тыла сражавшихся в Заполярье войск с народным хозяйством. Официально после войны госпитальное судно «Воронеж», согласно директиве Генерального штаба от 02.04.1960 г. № 170183, было включено в перечень боевых кораблей Северного флота, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны. Мой дед закончил войну в звании капитан-лейтенанта. Не раз отважным морякам приходилось лицом к лицу встречаться с коварным врагом и всегда, вдохновляемые своим командиром – моим дедом, они выходили победителями. Не случайно в его боевой характеристике за 1944 год отмечалось: «…проявил себя инициативным, решительным, смелым офицером. Тактически грамотный, хорошо разбирается в сложной обстановке. Среди экипажа пользуется заслуженным авторитетом». Отдыхать после войны не пришлось. Началась работа на трудовом фронте. После демобилизации в 1947 году мой дед вернулся в Архангельск и вновь плавал капитаном на судах Северного морского пароходства «Воронеж», «Днестр», «Лена», «Сура», до выхода на заслуженный отдых в 1971 году. На пенсии он возглавлял Совет ветеранов, организовывал встречи участников героического похода п/х «Смидович», участников Северных конвоев и ветеранов ВО войны. Со своей единственной женой, моей бабушкой, Галиной Ивановной, они дружно прожили до конца своих дней. Они подняли и воспитали пятерых детей, среди которых мой отец Евгений Павлович. Они воспитали всех детей хорошими людьми и своих шестерых внуков никогда не обходили вниманием. У деда сейчас уже десять правнуков! Все вместе мы бережно храним о нем память. Наверно, они не считали свою жизнь подвигом так же, как и всё поколение тех суровых лет. Они отдали Победе всё, что могли, и даже больше. И в мирное время так же, как на войне, добросовестно трудились до конца своих дней. Превозмогали себя, поднимая страну из руин. Ни на фронте, ни в послевоенное время дед ничем не запятнал гордое имя русского моряка. И, конечно же, не случайно его старший сын, младший сын и его внук пошли по его стопам. За долголетний, добросовестный труд и ратные подвиги мой дед Миронов Павел Алексеевич был награжден орденом Ленина, орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Советского Заполярья», «Участник испанской войны», «За победу над Германией в Вов 1941-45 г.г.», отмечен знаками «Почетный работник морского флота СССР» и «Капитан дальнего плавания». В нашей семье бережно хранятся его фотографии, книги и статьи с его рассказами о войне в Испании и участии в Северных конвоях. В апреле 1989 года мой дедушка умер, не дожив до 80-летнего юбилея один месяц. Он похоронен в Архангельске. Каждый год 9 мая мы ходим на кладбище, чтобы почтить память о нем. Я всегда буду им гордиться и хранить память для своих детей об этом родном и близком для нас человеке. Я помню, что он был строгим, требовательным, но очень справедливым человеком. Эти качества его характера были заложены с детства и окончательно сформировались во время Великой Отечественной войны. Ведь не зря писали в его личном деле, что он являлся человеком инициативным, решительным, смелым офицером и пользовался заслуженным авторитетом. Из всех сестер и братьев у него остался брат Борис Алексеевич Миронов, известный дирижер и композитор. Ему сейчас 82 года, он живет в Севастополе. Из детей моего деда осталась его дочь, Захарова Татьяна Павловна. Она живет в Архангельске, сейчас на пенсии, воспитывает внука. Вот таким был мой дед! Мой дед – мой герой! Очень жалко, что он ушёл из жизни, наверное, он рассказал бы своим правнукам, много историй о Великой Отечественной войне. В этом году ему исполнилось бы 106 лет. Закончив писать историю своего деда, я сидела за столом, смотрела на фотографии, статьи и документы и испытала чувство страха и гордости. Сколько деду пришлось пережить боли за свою Родину, но он никогда не плакал, не жаловался и не сдавался. Да, другими были те люди. Я поняла, что люди, которые прошли войну, видели боль и страдания, не ожесточились, не озлобились, не потеряли веру в Победу, веру в жизнь и светлое будущее. Я всегда буду помнить и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и на его примере учиться любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Я стараюсь быть достойной его памяти. Память о нём в нашей семье никогда не умрёт. Перелистывая странички газетных статей, книги о том времени, невольно представляешь то страшное время, которое сумели пройти наши деды и прадеды. Они сделали всё возможное для того, чтобы мы, молодое поколение, могли жить в мире, чтобы нам никогда не довелось пережить то, что пережили они. В книге, посвященной 400-летнему юбилею нашего города, я нашла о нём и его экипаже такие строки: «Эти моряки – гордость северян, целая эпоха в истории отечественного мореплавания». Чтобы жить с честью, их нужно знать, ими надо гордиться! Мне есть кем гордиться, на кого равняться! В этом году мы отметим 70 лет со дня окончания войны, участников которой становится всё меньше и меньше с каждым годом. Что мы, внуки – правнуки, можем сделать для них? Уважать, оберегать, помогать тем, кто рядом. И свято чтить память ушедших, чтобы слава их подвигов не померкла в веках. Мы обязаны помнить их подвиг всегда. Вечная память всем погибшим на той Великой Отечественной войне…
В моей семье есть еще ветеран Великой Отечественной войны – это бабушка моего мужа Зоя Александровна Иванова. Ей сейчас 90 лет, она живет в поселке Вача, Нижегородской области. Но она Герой другого рассказа о Солдате Бессмертного полка. Мне бы хотелось закончить свой рассказ словами В.С.Мартышкина: «Не откладывайте на завтра то, что можно узнать из истории семьи сегодня, особенно, если эту информацию хранят люди преклонного возраста…»