Степан
Анастасович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Степан Анастасович Микоян родился 12 июля 1922 г. в гор. Тифлис Грузинской ССР (ныне - Тбилиси, Грузия).
СЕМЬЯ
Отец - Анастас Иванович Микоян (1895-1978) - советский партийный и государственный деятель, в 1922 г. - секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), в 1935-1976 гг. - член Политбюро ЦК КПСС. Племянник авиаконструктора, основателя ОКБ №155 (ныне - Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") Артема Микояна. До 1926 г. семья жила в Ростове-на-Дону, затем переехала в Москву.
С 1945 г. был женат на Элеоноре Лозовской. Имел трех детей: сыновей Владимира (род. 1946) и Александра (род. 1952), дочь Ашхен (род. 1949).
КАРЬЕРА
В 1941 г. окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, в 1951 г. - Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского (ныне - Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Воронеж).
С августа 1940 г. служил в строевых частях Военно-воздушных сил Красной армии.
С декабря 1941 г. в качестве летчика-истребителя воевал на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945).
В 1941-1942 гг. служил в составе 11-го истребительного авиационного полка ПВО Москвы.
16 января 1942 г. его самолет был по ошибке сбит другим советским истребителем в районе города Истры Московской области. При падении самолета Микоян сломал ногу. По возвращении из госпиталя воевал в составе 32-го гвардейского авиационного полка под Сталинградом и на Северо-Западном фронте, а затем - в 12-м гвардейском авиационном полку ПВО Москвы. В годы войны освоил истребители Як-1, Як-7 и Як-9, на боевой счет Степана Микояна записано шесть групповых побед.
В 1943 г. вступил в ВКП(б).
С 1951 г. по 1978 г. работал летчиком-испытателем в Научно-исследовательском институте ВВС им. В.П. Чкалова (ныне - Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны им. В.П. Чкалова, ГЛИЦ, Московская обл.).
В 1959-1965 гг. - начальник испытательного Управления, с 1964 г. - первый заместитель начальника НИИ ВВС.
Освоил 102 различных типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Ми-8 и др. Общий налет около 3,5 тыс. часов.
С 1978 г. работал заместителем генерального директора по летным испытаниям Научно-производственного объединения "Молния", принимал участие в создании и испытании космического корабля "Буран", руководил работами по орбитальной летающей модели "Бор-4".
С 1992 г. - в отставке, проживал в Москве.
Награжден орденом Красного Знамени (1942), четырьмя орденами Красной Звезды (1944, 1956, 1957, 1966), орденами Ленина (1975), Отечественной войны I степени (1985), медалями, в том числе "За боевые заслуги".
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1963). Герой Советского Союза (1975). Генерал-лейтенант авиации (1980). Кандидат технических наук (1980). Лауреат премии правительства РФ за значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил (2012). Почетный гражданин города Ахтубинск Астраханской области (2010).
Автор книг "Заход на посадку по приборам" (1979), "Степан Анастасович Микоян: автобиография" (Лондон, 1999), "Воспоминания летчика-испытателя" (2002).