
Василий
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 2 марта 1917 года в городе Верхнеудинске в семье рабочего. Окончил 7-ми классную школу, школу фабрично-заводского ученичества и аэроклуб. В 1937 году, он, как один из лучших пилотов, был оставлен при аэроклубе в Улан-Удэ лётчиком-инструктором.
В 1940 году был призван в РККА. В том же году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком-инструктором той же школе. Член КПСС с 1941 года.
Весной 1943 года прошёл переподготовку, освоил новый истребитель Як-7б и в мае 1943 года прибыл в 508-й истребительный авиационный полк на Воронежский фронт.
В первом воздушном бою 22 мая 1943 года на подступах к своему аэродрому сбил два бомбардировщика противника (Ju 88), один из них тараном. Произвёл посадку на повреждённом самолёте. За этот бой был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Через неделю младший лейтенант Михалёв был назначен командиром эскадрильи.
В июле полк был выведен на переформирование. В городе Иваново осваивал американский истребитель P-39Q «Аэрокобра». В октябре 1943 года убыл на фронт под Харьков. 20 октября 1943 года Михалёв совершил второй таран вражеского самолёта.
В составе 5-й воздушной армии принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции. 1 июня 1944 года получил ранение. В госпитале узнал о присвоении звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Михалёву Василию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Войну закончил в звании майора и в должности заместителя командира полка. За время войны Михалёв совершил 159 боевых вылетов, произвёл 49 воздушных боёв, сбил 26 (22 лично и 4 в группе) самолётов врага: из них 17 бомбардировщиков и 9 истребителей.
Продолжил службу в армии. Одним из первых освоил реактивный самолёт. Одним из первых в стране получил почётное звание военного лётчика 1-го класса. В 1950 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1958 году в звании полковника ушёл в запас с должности помощника командира авиационной дивизии.
Жил в городе Куйбышеве. Работал инженером по оборудованию в тресте «Волгоэнергомонтаж». Участник юбилейных Парадов Победы.
Василий Павлович умер 10 декабря 2006 года. Похоронен в Самаре на Аллее Героев городского кладбища.
Боевой путь
В газете "Красная Звезда" № 122 от 26 мая 1943 года была опубликована такая заметка:
"На днях на одном участке фронта произошёл крупный бой с фашистскими самолётами. 27 бомбардировщиков "Юнкерс-88" в сопровождении 5 "Мессершмиттов-109", прячась в густых облаках, шли на бомбёжку нашего аэродрома. Враг пытался застать врасплох советских лётчиков и нанести им внезапный удар, но безуспешно. Наши лётчики своевременно поднялись с аэродрома, навстречу немцам.
Восьмёрка истребителей ушла в облака. Вскоре она столкнулась с вражескими самолётами. Вслед за этой восьмёркой в воздух поднялось ещё несколько пар наших истребителей. В облаках и под облаками сразу завязался ряд воздушных боёв. "Юнкерсы", потеряв цель, начали сбрасывать бомбы, куда попало, пытаясь уйти от преследования. Наши лётчики настигали их и прошивали пулемётными очередями.
Большую настойчивость и волю к победе проявил в этой схватке младший лейтенант Михалёв, который вместе с другими лётчиками сделал свой первый боевой вылет и принял боевое крещение. Преследуя "Юнкерс", Михалёв всё время вёл огонь короткими прицельными очередями из пушки и пулемётов. Ему удалось убить вражеского стрелка и запалить левый мотор "Юнкерса". Скорость вражеского самолёта уменьшилась, но тут у нашего лётчика кончились боеприпасы. Тогда Михалёв, чтобы не упустить немца, решил пойти на таран. Он зашёл с хвоста, рубанул винтом своего "Яка" по стабилизатору "Юнкерса" и отвалил в сторону. Немец резко пошёл к земле. Михалёв благополучно посадил свою машину.