Гарри
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мерквиладзе Гарри Александрович родился 16 февраля 1923 года в городе Батуми (Грузия). Окончил 9 классов школы и аэроклуб. С января 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Тбилисскую, а в 1942 году - Армавирскую военную авиационную школу пилотов.
С 27 марта 1943 года сержант Г. А. Мерквиладзе на фронтах Великой Отечественной войны в составе 270-го ИАП (5 февраля 1944 года преобразован в 152-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Украинских фронтах.
К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи, он же штурман эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 12 и в составе пары 3 самолёта противника (в наградном листе говорится о 13 личных и 2 групповых победах), уничтожил 1 аэростат-корректировщик. За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
Всего совершил около 400 боевых вылетов (число воздушных побед не изменилось). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7919).
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1954-1957 гг. командовал 1-м Гвардейским ИАП. В 1961 году окончил Военную академию Генерального штаба, занимал различные командные должности. С 1970 года генерал-майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года, похоронен на Сабурталинском кладбище. Имя Героя носят одна из улиц города Батуми и танкер Грузинского морского пароходства.
Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (25.12.1943, 05.08.1944, ...), Александра Невского (05.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (31.08.1943), Красной Звезды (трижды, в том числе 09.03.1945); медалями.
Воспоминания
История одного боя.
Пилот 152-го Гвардейского истребительного авиаполка Гарри Александрович Мерквиладзе один из очень немногих советских лётчиков, имевших на своём боевом счету сбитый реактивный самолёт Ме-262. Этот эпизод своей боевой деятельности Мерквиладзе описывает так: "В марте 1945 года я в составе четвёрки истребителей Як-9 вылетел на прикрытие 9 Ил-2, получивших задание атаковать танки противника в районе города Бунцлау ( Германия ). Ведущий "Илов" - капитан Евсюков. Погода была плохая, высота облачности 450 - 500 метров, 8 - 9 баллов, что затрудняло прикрытие штурмовиков. Штурмовики шли под нижней кромкой облачности, и, чтобы не выпустить их из виду, мне пришлось четвёрку истребителей построить так: я парой шёл сзади "Илов" на дистанции 150 - 200 метров и ниже на 50 - 100 метров, вторая пара сзади моей на дистанции 100 - 150 метров под облачностью. При подходе к линии фронта четвёрка Ме-109 пыталась атаковать "Илов", но их атаки были отбиты. По радио со станции наведения мы были предупреждены, что в районе цели патрулирует группа истребителей противника. Моя четвёрка, увеличив скорость, стала попарно переходить ножницами сзади "Илов", для того чтобы обе полусферы были всё время под нашим наблюдением. Подходя к цели, я перешёл на бреющий полёт ( 5 - 10 метров ), чтобы не стеснять действий второй пары, которую оставил непосредственно у "Илов", приказав по радио ведущему действовать самостоятельно и сходиться в зрительной связи со мной. В момент перехода "Илов" впереди слева от меня на высоте 300 - 400 метров, с бреющего полёта с кабрирования под ракурсом 1/4 я атаковал ведомого второй пары истребителей противника и с дистанции 50 - 70 метров сбил его. В это же время я был атакован третьей парой Ме-109, но безрезультатно. Мой ведомый, отбив атаку ведущего истребителя противника, быстро сблизился с ведомым Ме-109 и сбил его. Штурмуя цель, наши "Илы" находились на высоте 350 - 400 метров, что затрудняло их прикрытие, так как Ме-109 в большинстве случаев пытались атаковать из-за облаков. Поэтому я передал ведущему девятки "Илов", чтобы он снизился до бреющего полёта, что он и сделал. После изменения высоты боевого порядка все атаки истребителей противника отбивались легко. В 300 метрах от "Илов" я заметил 12 Ju-87 под прикрытием Ме-109. Оставив пару у "Илов", сам непрерывными атаками не дал произвести прицельное бомбометание по нашим войскам на переднем крае. Штурмовики и наша четвёрка потерь не имела. Противник потерял в этом бою 2 Ме-109, и ему не удалось атаковать наши наземные войска". Сбитый самолёт осматривала специальная комиссия из Москвы. Гарри Мерквиладзе получил за этот бой орден Красного Знамени...
После войны
В послевоенные годы, в 1952 году окончив Военно - воздушную Академию, а в 1961 году Академию Генерального штаба, генерал-майор Г.А.Мерквиладзе продолжал служить в ВВС, командовал истребительным авиационным полком, занимает различные командные должности в военной авиации, летал на реактивных самолетах.
С 1970 года генерал - майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси с семьей.
2 апреля 1971 года он скончался и похоронен на Сабурталинском кладбище Тбилиси.
В городе Батуми есть улица имени Гарри Мерквиладзе, имя Героя носил и танкер Грузинского морского пароходства.