Мерквиладзе Гарри Александрович
Мерквиладзе
Гарри
Александрович
Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза / Летчик-истребитель
16.02.1923 - 2.04.1971

История солдата

Мерквиладзе Гарри Александрович родился 16 февраля 1923 года в городе Батуми (Грузия). Окончил 9 классов школы и аэроклуб. С января 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Тбилисскую, а в 1942 году - Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

С 27 марта 1943 года сержант Г. А. Мерквиладзе на фронтах Великой Отечественной войны в составе 270-го ИАП (5 февраля 1944 года преобразован в 152-й Гвардейский ИАП). Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 1-м Украинских фронтах.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи, он же штурман эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка (12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 12 и в составе пары 3 самолёта противника (в наградном листе говорится о 13 личных и 2 групповых победах), уничтожил 1 аэростат-корректировщик. За эти подвиги представлен к высшей награде страны.

Всего совершил около 400 боевых вылетов (число воздушных побед не изменилось). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7919).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1954-1957 гг. командовал 1-м Гвардейским ИАП. В 1961 году окончил Военную академию Генерального штаба, занимал различные командные должности. С 1970 года генерал-майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года, похоронен на Сабурталинском кладбище. Имя Героя носят одна из улиц города Батуми и танкер Грузинского морского пароходства.

Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (25.12.1943, 05.08.1944, ...), Александра Невского (05.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (31.08.1943), Красной Звезды (трижды, в том числе 09.03.1945); медалями.

 

Регион Грузия
Воинское звание Генерал-майор авиации, Герой Советского Союза
Населенный пункт: Тбилиси
Воинская специальность Летчик-истребитель
Место рождения Грузия, г.Батуми
Годы службы 1941 1952
Дата рождения 16.02.1923
Дата смерти 2.04.1971

Воспоминания

История одного боя.

Пилот 152-го Гвардейского истребительного авиаполка Гарри Александрович Мерквиладзе один из очень немногих советских лётчиков, имевших на своём боевом счету сбитый реактивный самолёт Ме-262. Этот эпизод своей боевой деятельности Мерквиладзе описывает так: "В марте 1945 года я в составе четвёрки истребителей Як-9 вылетел на прикрытие 9 Ил-2, получивших задание атаковать танки противника в районе города Бунцлау ( Германия ). Ведущий "Илов" - капитан Евсюков. Погода была плохая, высота облачности 450 - 500 метров, 8 - 9 баллов, что затрудняло прикрытие штурмовиков. Штурмовики шли под нижней кромкой облачности, и, чтобы не выпустить их из виду, мне пришлось четвёрку истребителей построить так: я парой шёл сзади "Илов" на дистанции 150 - 200 метров и ниже на 50 - 100 метров, вторая пара сзади моей на дистанции 100 - 150 метров под облачностью. При подходе к линии фронта четвёрка Ме-109 пыталась атаковать "Илов", но их атаки были отбиты. По радио со станции наведения мы были предупреждены, что в районе цели патрулирует группа истребителей противника. Моя четвёрка, увеличив скорость, стала попарно переходить ножницами сзади "Илов", для того чтобы обе полусферы были всё время под нашим наблюдением. Подходя к цели, я перешёл на бреющий полёт ( 5 - 10 метров ), чтобы не стеснять действий второй пары, которую оставил непосредственно у "Илов", приказав по радио ведущему действовать самостоятельно и сходиться в зрительной связи со мной. В момент перехода "Илов" впереди слева от меня на высоте 300 - 400 метров, с бреющего полёта с кабрирования под ракурсом 1/4 я атаковал ведомого второй пары истребителей противника и с дистанции 50 - 70 метров сбил его. В это же время я был атакован третьей парой Ме-109, но безрезультатно. Мой ведомый, отбив атаку ведущего истребителя противника, быстро сблизился с ведомым Ме-109 и сбил его. Штурмуя цель, наши "Илы" находились на высоте 350 - 400 метров, что затрудняло их прикрытие, так как Ме-109 в большинстве случаев пытались атаковать из-за облаков. Поэтому я передал ведущему девятки "Илов", чтобы он снизился до бреющего полёта, что он и сделал. После изменения высоты боевого порядка все атаки истребителей противника отбивались легко. В 300 метрах от "Илов" я заметил 12 Ju-87 под прикрытием Ме-109. Оставив пару у "Илов", сам непрерывными атаками не дал произвести прицельное бомбометание по нашим войскам на переднем крае. Штурмовики и наша четвёрка потерь не имела. Противник потерял в этом бою 2 Ме-109, и ему не удалось атаковать наши наземные войска". Сбитый самолёт осматривала специальная комиссия из Москвы. Гарри Мерквиладзе получил за этот бой орден Красного Знамени...

После войны

В послевоенные годы, в 1952 году окончив Военно - воздушную Академию, а в 1961 году  Академию Генерального штаба,  генерал-майор Г.А.Мерквиладзе продолжал служить в ВВС, командовал истребительным авиационным полком,  занимает различные командные  должности в военной авиации, летал на реактивных самолетах.

С 1970 года генерал - майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси с семьей.

2 апреля 1971 года он скончался и похоронен на Сабурталинском кладбище Тбилиси.

В городе Батуми есть улица имени Гарри Мерквиладзе, имя  Героя носил и танкер Грузинского морского пароходства.

Семья солдата

Мерквиладзе Гарри Александрович был женат на Салуквадзе Нине Епифановне. У них 3ое детей. Старший сын Мерквиладзе Отари Гарьевич. Средняя дочь Мерквиладзе Нателла Гарьевна. Младшая дочь Мерквиладзе Нина Гарьевна.

Средняя дочь Мерквиладзе Нателла Гарьевна. Младшая дочь Мерквиладзе Нина Гарьевна.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: