Мельгунов Александр Максимович
Мельгунов
Александр
Максимович

История солдата

Александр Максимович Мельгунов родился 9 сентября 1920 года в деревне Ростовка Дразгинского района Воронежской области, в семье крестьян.
В 1940 году успешно окончил Краснодарскую военную летную школу. В первые дни войны участвовал в воздушных боях на истребителе «И-16».
Воевал на Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском и с 17 февраля 1944 года на 1-м Белорусском фронтах в составе 56-го гвардейского истребительного авиационного полка 283- й истребительной дивизии 16-й воздушной армии. В воздушных боях лично сбил 13 фашистских самолетов.
Демобилизовался в 1947 году. Приехал к семье в Иркутск и работал на Иркутском авиапредприятии.
Награжден орденом Красного Знамени (дважды), орденами Отечественной войны I и II степени (трижды), медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими юбилейными медалями. За добросовестный труд и успехи награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда».

Регион Иркутская область
Населенный пункт: Иркутск

Боевой путь

От Сталинграда до Берлина. 

ВОЗДУШНЫЙ АС
Трудно по прошествии почти семидесяти лет вспоминать о войне.
События, которые были пережиты Александром Максимовичем Мельгуновым, вспоминаются во сне. Многое пережил наш народ, особенно те, кому было доверено с оружием в руках защищать Родину от фашистских захватчиков. Оружием Александра Максимовича были прекрасные советские самолеты - вначале «И-16», а потом «Яки» («Як-1» «Як-3»).
Александр Максимович был в числе тех, кто первым встретил фашистских стервятников, идущих бомбить наши мирные города на рассвете 22 июня 1941 года в Белоруссии. Этот день хорошо запомнился только потому, что фашистские истребители сумели его сбить. «Мессершмитт-109» имел значительное преимущество над нашим «И-16» по боевым качествам, по скорости и по вооружению. Горько и досадно было на душе. Но зато, когда Александр Максимович уже летал на истребителе «Як-3», сам сбивал фашистские истребители «Мессершмитты-109», «Рокке-Вульфы-190» и их бомбовозы «Хейнкели-11» и «Юнкерсы-88». «Юнкерсы-87» и др. Особенно гитлеровцы хвалились истребителем «Мессершмитт-109», называли его «королем воздуха».
Были и тяжелые минуты и секунды, когда фашист расстреливает, видили, как пули или снаряд разрывают самолет, и уже пули или осколки терзают тело. Из такого положения наши летчики выходили победителями, не сжимались трусливо, а боролись до конца и оставались живыми.
Александр Максимович был однополчанином трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба, дважды Героев Советского Союза Е.Я. Савицкого, А.Е. Боровых, В.М. Голубева. Они были примерами храбрости, геройства, мужества и преданности, образцом безупречного владения летным мастерством.
Летом 1942 года Александр Максимович прошел переподготовку на новый самолет - истребитель «Як-3». После переподготовки направлен во вновь формируемую 16-ю воздушную армию и назначен рядовым летчиком в 520-й истребительный авиационный полк 283-й истребительной авиационной дивизии. Влился в боевую семью воздушных асов-истребителей. Успешно выполнил несколько боевых заданий, одержал несколько побед в воздушном бою: лично сбил 13 фашистских самолетов, в групповых боях еще 3. Имеет боевые награды, получил служебное повышение - из рядового летчика вырос до командира звена, заместителя командира эскадрильи. В конце войны Александр Максимович был командиром эскадрильи.
На всю жизнь Александру Максимовичу запомнился день 23 февраля 1943 года. С утра было отличное праздничное настроение. Готовились отметить 25-ю годовщину со дня рождения Красной Армии, поздравляли друг друга. Но тут его вызвали в штаб полка, и он получил боевое задание.
Из штаба дивизии сообщили, что фашистские самолеты - бомбовозы под прикрытием истребителей летят в нашу сторону. Приказ: немедленно завязать бой и уничтожить фашистскую группу. Два звена, в том числе и звено Александра Максимовича, вылетели навстречу вражеским самолетам.
Наконец, видят, идет группа бомбардировщиков, а сзади на некотором расстоянии летят истребители «мессершмитты». Их восемь, а наших шесть. У врага еще десять бомбардировщиков «юнкерсов» и «хейнкелей».
Александр Максимович, как командир группы, решил первым ударить по бомбардировщикам, зайти в хвост ведущему, сбить его, проскочить вперед, развернуться и ударить следующего. Другие наши истребители делают такой же маневр, и затем все бросаются на истребителей. Он успел в этом бою сбить два фашистских самолета. Но при повторной атаке с левым разворотом по нему ударили из крупнокалиберного пулемета. Мотор несколько раз, как живой зверь, чихнул и затих. Одновременно его сильно ударило в бок и в руку. Самолет загорелся, пламя и дым стали подбираться, Александр Максимович открыл фонарь и вывалился из самолета. Чтобы не быть мишенью для врага, затягивал с открытием парашюта. Когда же пытался открыть парашют - не получалось, а земля все ближе и ближе. Отчаянно рвет кольцо, слышит хлопок - открылся парашют и в то же мгновение - удар об мерзлую землю. На какое-то время потерял сознание. Очнулся, и сразу в голове мысль: ведь бой был над территорией врага.
Быстро скинул парашют и обнаружил, что на левой ноге нет унта, только носки. Фашистские пехотинцы заметили, куда упал парашютист, и уже бежали к Александру Максимовичу. Он выхватил из кобуры пистолет «ТТ». Оказалось, что тот осколок снаряда, который предназначался ему, попал в пистолет и вывел его из строя. Александр Максимович побежал в сторону леса. Слышал крики немцев и их выстрелы. Забежал в кусты и скорее дальше в лес. Остановился, прислушался - погони не было. Осмотрел себя: рука правая в крови - быстро разорвал нижнюю рубаху и перевязал рану. На ногу, с которой слетел унт, намотал рукав от рубахи. Сориентировавшись, пошел к линии фронта. Спасался в воронках от бомб и снарядов.
Только в ночь на 7 марта ему удалось перейти линию огня переднего края, полуживым свалился на дно траншеи наших пехотинцев. Они сразу привели Александра Максимовича к командиру в штаб. Выяснили, кто и как попал к ним, связались с его командованием, накормили, и дали возможность отдохнуть. На другой день он был доставлен в часть, а там уже считали меня погибшим. Командир полка майор Чирва С.Н., обнимая Александра Максимовича, говорил: «А я верил, что ты вернешься. Даже запретил посылать на тебя похоронку. Прав я был!»
Пришлось согласиться с нашим полковым врачом - лечь в госпиталь. Три месяца провалялся. За время, пока  был в госпитале, авиаполк был преобразован в 56-й гвардейский истребительный авиационный полк.
После лечения Александр Максимович снова вернулся в ряды боевых друзей, продолжал воевать и увеличивать свой счет сбитых фашистских самолетов. Последний самолет сбил в воздушном бою на подступах к Берлину.
До конца 1946 года продолжал службу в рядах Военно- воздушных сил. По состоянию здоровья был демобилизован. В 1947 году перешел на летную работу в Гражданский воздушный флот и направлен в Восточно-Сибирское управление ГВФ. Александр Максимович летал уже над просторами Восточной Сибири и Якутии, выполняя мирные задания по перевозке пассажиров и народно-хозяйственных грузов.
Вышел на заслуженный отдых и продолжал работать в наземных службах. Так что вся его жизнь с 18-летнего возраста была посвящена авиации: и в грозные годы войны, и в мирное время.
От Александра Максимовича, начинается династия тружеников неба. Посвятили себя авиации его три сына, и внуки тоже осваивают профессию авиатора в высших авиационных учебных заведениях. Династия Мельгуновых-авиаторов продолжается.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: