Александр
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Есть истории огромный камень,
Мы на нём напишем имена,
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Родился Мелентьев Александр Михайлович в д.Лучицево Даниловского района Ярославской области 11.11.1912г
Родители Мелентьева А.М.: отец - Михаил Федорович, мама - Агриппина(Аграфена) Ивановна, в семье были дети : дочь Зоя, сыновья Александр, Илья и Константин.
До войны Александр Михайлович служил на срочной службе с с11.1934г по 11.1936г в 43 отджд полку.
Информацию о Мелентьеве А.М. мне предоставила его дочь Татьяна, моя бывшая одноклассница, за что я ей очень благодарна. В ее семье хранятся не только фото, но и документы отца, именно в военном билете удалось прочитать о вехах его боевого пути и данные о его заслуженных боевых наградах, о чем пока нет данных на сайтах Минобороны. Спасибо ей огромное за память и за предоставленные документы.
Боевой путь
На сайтах Минобороны нашлась информация - из Именных списков частей:
Мелентьев Александр Михайлович
Красноармеец, __.__.1912Ярославская обл., Даниловский р-н, с. Лыгошино, д. Мучыцево , Место службы: 29 ждбр. Именные списки частей
Мелентьев Александр Михайлович
Красноармеец, __.__.1912Ярославская обл., Даниловский р-н, с. Лыгашино, д. Мучицево , Место службы: 29 ждбр. Именные списки частей
Бригада производила восстановление разрушенных мостов, станций и железнодорожных путей, а также прокладку новых путей для переброски войск.
До войны Александр Михайлович служил на срочной службе с с11.1934г по 11.1936г в 43 отджд полку.
На фронте его довоенная подготовка была использована, он продолжал воевать в железнодорожных войсках:
- 07.1941-09.1941г в 8 Ярославском ж/д полку мостовира;
- 09.1941-03.1942го во 2 отд.мост. ж/д батальоне;
- 03.1942-11.1946г в 43 отд.бат.механиз. ж/д.
Уволен со службы по Указу от 25.09.1945г
Информацию о наградах тоже узнали из данных военного билета, награжден медалями:
"За оборону Кавказа",
"За освобождение Варшавы",
"За взятие Берлина",
"За победу над Германией в Великой Отечечственной войне 1941-1945гг".
********************************************************************************************************************
Защитникам Кавказа. После восхождения
Из неравных боёв выходил я не раз,
Была твёрдой земля и звенела металлом.
Помню годы войны и борьбу за Кавказ,
И оскал тех вершин, что в снегу ярко-алом.
Отдалённое эхо военной поры,
Я услышал в раскатах весеннего грома.
Надо было держать оборону горы,
Не надеясь на чудо. Дождутся ли дома?
Высота там такая, что дух вылетал.
Молча лезли наверх, и с собой - пулемёты.
В тех бескрайних просторах сокол зоркий летал...
Для солдат были смертью такие полёты.
Всё же наша взяла. Отстояли Кавказ.
Из живых я остался, да Алёшка с Иваном.
Снова в горы иду, где бывал уж не раз,
Поклониться ребятам, укрытым туманом.
Защитникам Кавказа
Геннадий Фатеев
Горят снега, как вечные алмазы,
Ручьи роняют слёзы в тишине.
Лежат в снегах защитники Кавказа,
Погибшие когда-то на войне.
Они лежат. И все – лицом на Запад,
Положенных наград не получив.
От тишины оглохли, не от залпов,
Грузины, белорусы, москвичи...
А где-то в семьях берегут записки,
А где-то павших вечно ждать должны.
Вершины гор стоят, как обелиски,
Над павшими героями войны.
ВОЗМЕЗДЬЕ
Недаром Первый Белорусский
Громит оплот германо-прусский,
Гнездо затейщиков войны.
Недаром Первый Украинский
Ворвался в лабиринт берлинский,
С другой ударив стороны.
Соединясь, они Берлину
Несут возмездье в этот день
За Беларусь, за Украину,
За русских городов руины,
За черный пепел деревень.
С. МАРШАК
Воспоминания
Татьяна, дочь.
Рассказала, что мало отец про войну рассказывал. Рассказывал, что строили мосты. А его медалями мы играли, как и все дети.
Работал в колхозе плотником.
Содержание«Военная Литература»Военная история Глава восьмая. Вводили в строй мосты
До декабря 1941 года перед мостовиками стояли две основные задачи: ликвидировать последствия налетов фашистской авиации и проводить эффективные заградительные работы, задерживающие продвижение вражеских войск. Хотя мосты являлись сравнительно плохой мишенью для вражеских самолетов (фактическое попадание составляло около 8%), все же по всей огромной сети железных дорог ежедневно многие мосты оказывались поврежденными. Восстановление мостов протекало в очень ограниченные сроки. Времени устраивать какие-либо защитные противовоздушные сооружения на местах работ восстановители не имели. Особенно трудно было в первые недели войны, когда еще не обстрелянный состав мостостроителей не знал повадок врага, методов защиты от фашистских самолетов.
С наступлением Красной армии под Москвой в декабре 1941 года основной задачей мостовиков являлось быстро восстановить разрушенные мосты, не допустить большого отрыва восстановления железнодорожных направлений от наступающих частей нашей армии. Восстановление мостов на территории, освобожденной от противника зимой 1941/42 года, фактически закончилось в июне 1942 года.
Следующий этап восстановления мостов начался с момента разгрома противника под Сталинградом. Отступая, гитлеровцы разрушали мосты по всему фронту. При этом подрывались все пролетные строения большинства опор, а также земляное полотно на подходах. Многие мосты к тому же были основательно заминированы. Значительно больше стали подвергаться налетам авиации врага мосты, восстановленные в ближайшем тылу. Налеты принимали характер массированных ударов бомбардировщиков.
Несмотря на тяжелые условия, мостовики добивались исключительных успехов и темпов восстановительных работ, постоянно в срок выполняя задания командования и способствуя тем самым успешному продвижению наших войск. Всего за годы войны на железных дорогах СССР и зарубежных стран было восстановлено 2756 больших и средних мостов, 13 022 малых моста и трубы, а также построено 155 больших и средних мостов.
В Берлинской операции
Основными железнодорожными коммуникациями 1-го Белорусского фронта в Берлинской операции были направления Кюстрин — Берлин, Вербиг — Эберсвальде — Берлин, Франкфурт — Берлин. На первом направлении еще 1 апреля был занят Кюстрин и захвачен плацдарм на правом берегу Одера. В тот же день воины 29-й железнодорожной бригады генерала В. И. Рогатко начали восстановление мостов через Одер и Варту. Мостовой переход через Одер находился под постоянным огнем противника, но несмотря на это 14 апреля он был восстановлен.
С начала решающего наступления на Берлин 16 апреля подразделения 29-й бригады приступили к восстановлению линии Кюстрин — Берлин. 18 апреля врагу удалось разрушить мостовые переходы через р. Одер и Варту у Кюстрина. Командование фронта решило не восстанавливать мосты до особого указания, дабы не привлекать к ним внимания противника. Приказ на вторичное восстановление был дан 23 апреля. К выполнению этой задачи заблаговременно подготовили необходимые материалы и конструкции, людей и технику. И 25 апреля мостовой переход вновь начал пропускать поезда к Берлину.
По второму направлению 1-го Белорусского фронта Вербиг — Эберсвальде — Берлин движение поездов до Берлина было открыто 5 мая.
Воины 1-й гвардейской железнодорожной бригады генерала В. П. Тиссона вели восстановление железных дорог на направлении Франкфурт-на-Одере — Берлин. Первым и наиболее сложным объектом здесь был мост через Одер у Франкфурта длиной 520 м с судоходным пролетом длиной 79 м и девятью пойменными пролетами по 39,5 м. Он был полностью разрушен отступающим противником. Восстановительные работы стали возможны после освобождения Франкфурта-на-Одере 23 апреля. Возрождение мостового перехода поручили опытным мостовикам, восстанавливавшим мосты через Вислу и другие большие реки — 5-му и 20-му мостовым батальонам подполковников И. А. Бажанова и В. И. Желтикова 1-й гвардейской и 77-му мостовому батальону инженер-майора М. Н. Гриценко 5-й железнодорожной бригады.
Из-за большого загромождения русла реки обрушенными конструкциями решили строить временный мост длиной 520 м на обходе. Для сооружения подходов к нему привлекался 11-й путевой батальон майора В. М. Кургузова 1-й гвардейской бригады.
Мостовики приступили 25 апреля к постройке моста. Забивку свай вели 19 копров, из них 5 на плаву. Параллельно монтировали пакетные пролетные строения из трофейных балок Пейне, заготавливали элементы опор, мостовое полотно. [312]
Путейцы 11-го батальона прибыли к месту работ в 2 часа ночи 28 апреля и начали отсыпать правобережный подход, чтобы обеспечить фронт работ для установки пролетных строений. Консольный кран и 23-метровые пролетные строения уже подошли к мосту. Для отсыпки полотна подхода брали грунт из насыпи. Его перемещали тачками, носилками, трофейными транспортерами. К исходу 30 апреля правый подход был готов, 2 мая закончили сооружение левого подхода. На 54 часа раньше назначенного срока, 6 мая, мост через Одер начал пропускать поезда. К этому времени другие части 1-й гвардейской бригады закончили восстановительные работы по всему направлению.
За образцовое выполнение заданий командования 472 воина-гвардейца были награждены орденами и медалями, 20-й и 77-й мостовые батальоны удостоились ордена Красного Знамени, а 11-й путевой батальон — ордена Красной Звезды. [31
После войны
Он вернулся на родину после войны. Работал в местном колхозе плотником. Женился на Жаворонковой Анне Дмитриевне. У них родились дети: сыновья Григорий и Алексей и дочь Татьяна.
От героев былых времен не осталось порой имен, —
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещаный одним, мы в груди храним.
Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо,
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти — трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно Высший Суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.
Е. Агранович