Василий
Захарович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Окончил Омскую военную авиационную школу пилотов. 03 августа 1942г. присвоено звание сержант.
С 13 августа 1942г. пилот 8 запасной авиабригады.
К февралю 1943г. пилот 130 бомбардировочного авиаполка 204 бомбардировочной авиадивизии (командир полка- майор Гаврилов Семен Никитович).
19 февраля 1943г. присвоено звание младший лейтенант.
23 февраля 1943г. экипаж: мл.лейтенант Матвеев Василий Захарович, стрелок-бомбардир сержант Вочинчич Василий Васильевич, стрелок-радист сержант Васильев Михаил Степанович в составе девяти самолетов Пе-2, ведущий- капитан Лоханов Алексей Александрович, совершили два вылета на бомбардировку резервов противника в г.Жиздра.
19 марта 1943г. 9 экипажей, ведущий Лоханов, бомбардировали скопление войск противника в районе Нов.Стребки.
17 апреля 1943г. в составе девятки, ведущий Лоханов, бомбардировали аэродром Сеща.
02 мая 1943г. экипаж в составе 6 самолетов бомбардировал железнодорожный мост на р.Днепр у станции Приднепровская. Бомбы легли с недолетом и перелетом.
06 мая 1943г. 9 самолетов полка, ведущий майор Гаврилов, в 05-45 бомбардировали аэродром противника Сеща. Второй вылет на бомбардировку аэродрома Сеща в составе девятки совершили с 18-30 по 20-18. При посадке мл.лейтенант Матвеев высоко выровнил самолет, отдал штурвал и ударился колесом. От удара помяты винты, сорваеа покрышка левого колеса.
13 мая 1943г. первым вылетом в составе девятки, вторым- в составе шести Пе-2 бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.
08 июня 1943 экипаж 2-й авиаэскадрильи мл.лейтенант Матвеев, мл.лейтенант Вачинчич, сержант Васильев в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.
10 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали аэродром противника Сеща. Над целью девятка была атакована звеном истребителей ФВ-190 и парой Ме-109. Истребители произвели три атаки. Из-за отказа мотора экипаж Матвеева совершил вынужденную посадку на аэродроме Умиленка.
11 июня 1943г. экипаж возвратился на свой аэродром.
12 июля 1943г. в составе 13 самолетов бомбардировали артиллерию противникав раойне д.Речица.
17 июля 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Белые Берега.
07 августа 1943г. в составе девятки, взлетев с аэродрома Прудново, бомбардировали окраину д.Успех.
08 августа 1943г. двумя вылетами в составе девятки бомбардировали скопление войск в районе д.Гнездилово.
09 августа 1943г. двумя вылетами в составе девятки бомбардировали скопление войск в районе д.Гнездилово.
10 августа 1943г. в составе девятки, вылетев на выполнение боевой задачи, возвращены из-за плохих погодных условий.
12 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станции Теренино и Коробец.
13 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня. На выходе от цели атакованы шестью истребителями Ме-109, которые после первой атаки были атакованы нашими истребителями прикрытия. Самолет мл.лейтенанта Матвеева получил осколочную пробоину левого мотора.
19 августа 1943г. первым вылетом экипаж Фалин, Савельев, Евенко в составе девятки бомбардировали войска и артиллерию противника в районе Алферово. Вторым вылетом в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.
28 августа 1943г. экипаж Фалин, Савельев, Мартыненко в составе пятнадцати самолетов бомбардировали узлы сопротивления противника в районе Обухово и Черничник. Вторым вылетом- узел сопротивления в Флясово. Третьим вылетом в составе девятки- живую силу и артиллерию в районе Уварово.
30 августа 1943г. в составе девятки- железнодорожную станцию Клоково.
31 августа 1943г. два боевых вылета в составе девятки, бомбардировали-железнодорожный мост у станции Приднепровская и станцию Приднепровская.
03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.
04 сентября 1943г. в составе девятки бомбардировали войска противника в районе Березкино. Экипаж Матвеева совершил вынужденную посадку из-за недостатка горючего на аэродроме Емельяново, дозаправившись, перелетел на свой аэродром Прудново.
05 сентября 1943г. в составе группы из 16 самолетов бомбардировали позиции противника в районе д.Быки. Второй вылет в составе девятки на бомбардировку войск противника в районе д.Плотки. Экипаж Матвеева произвел посадку на аэродроме Емельяново.
14 сентября 1943г. в составе 9 экипажей, ведущий командир полка Гаврилов, бомбардировали аэродром противника в д.Боровское.Обстреляны зенитной артиллерией. У самолета Матвеева от прямого попадания загорелся левый мотор. Экипаж перетянул на свою территорию, где упал в лес у д.Мутище, в 15км. юго-западнее г.Ельня. Мл.лейтенант Матвеев и мл.лейтенант Вочинчич сгорели. Сержант Васильев получил ранения и отправлен в госпиталь.
Матвеев Василий Захарович похоронен в братской могиле в д.Мутище.
Боевой путь
Воспоминания
Статья капитан П. Павленко. Газета "Сталинский сокол" от 23 апреля 1943г.
18 апреля Совинформбюро сообщило о налёте лётчиков Западного фронта на немецкий аэродром. Передаём некоторые подробности этого налёта. На крупном аэродроме, расположенной в ближнем тылу немецко-фашистских войск, враг сосредоточил большое количество бомбардировщиков и истребителей. Гитлеровцы рассчитывали наносить отсюда удары по вашим важнейшим коммуникациям и авиационным базам. Аэродром был сильно защищён зенитными средствами, с утра и до вечера его прикрывали истребители. Узнав о сосредоточении вражеской авиации, наше командование решило нанести по этому аэродрому массированный удар бомбардировщиков и штурмовиков во взаимодействии с истребителями. Заранее был детально продуман и разработан весь план этого сложного воздушного налёта, где требовалось чёткое взаимодействие всех родов авиации. На (17 апреля) рассвете девятка бомбардировщиков поднялась в воздух. Вёл группу трижды орденоносец капитан Лоханов – опытный и умелый командир. Это был его 170-й вылет. Вместе с Лохановым летели молодые лётчики, совершившие по 2–3 вылета, – Фалин, Матвеев, Хиль и другие. Одновременно с соседних аэродромов поднялись в воздух другие группы наших бомбардировщиков и штурмовиков. На подступах к цели немцы встретили наши самолёты ураганным огнём зенитных батарей и крупнокалиберных пулемётов. Капитан Лоханов первым прорвался сквозь огненную завету. За ним устремились и другие экипажи. Внизу были отчетливо видны ряды вражеских самолётов. Оторвались бомбы, и сразу же на земле один за другим вспыхнули пожары, раздались оглушительные взрывы. Советские лётчики зафиксировали прямые попадания на взлётной полосе, на стоянках самолётов и в районе складских сооружений. Массированный налёт бомбардировщиков закончился сокрушительной штурмовкой, которую осуществило несколько подразделений «ИЛ’ов». По предварительным данным, в результате налёта наши лётчики уничтожили больше 30 немецких бомбардировщиков и истребителей, взорвали склад горючего, подавили огонь двух зенитно-артиллерийских батарей и 5 зенитно-пулемётных точек. Наши самолёты потерь не имели.