![Маркин Виктор Семенович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2025/01/13/97ca5f5ae8163dc1e8d1d1ca235df38d.jpg)
Виктор
Семенович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
3 сентября 1942 года в 15.35 под прикрытием истребителей Як-1, две эскадрильи в количестве 12 самолетов Пе-2 вылетели бомбардировать прорвавшуюся немецкую мотомехколонну на дороге Алексеевка, Ежовка и скопление противника в районе севернее Крутенький, Алексеевка, юго-западнее Ежовка: «В 16.40 с горизонтального полёта, под прикрытием истребителей Як-1 бомбардировали мотомехчасти на дороге Крутенький, Ежовка. Бомбы разорвались в районе целей, на дороге возникло 4 пожара, в районе северо-восточнее Алексеевка наблюдались два больших взрыва. В районе цели самолеты обстреляны зенитной артиллерией и атакованы 15-ю Ме-109ф. Атака была отражена огнём стрелков и двумя истребителями. Прикрытие велось плохо».
В 17.00, самолеты Пе-2 284 бап (бомбардировочного авиационного полка) 270-й бад (бомбардировочной авиационной дивизии), 8-й ВА (воздушной армии), возвращаясь на свой аэродром были атакованы мессершмитами Ме-109ф, полк потерял три самолёта Пе-2. При перелете через р.Волга северо-восточнее Сталинграда истребителями противника был сбит самолёт, заводской номер 2705, экипаж самолёта: пилот сержант Василий Парфенович Обертий (1919 г.р.), штурман капитан Виктор Семёнович Маркин (1911 г.р.), стрелок-радист младший сержант Иван Никитович Портянко, в полном составе погиб. Место первичного захоронения членов экипажа кладбище с.Горохов, перезахоронены в х.Демидов, на Могиле летчиков. Самолёт, заводской номер 3/115, экипаж: пилот, командир 1АЭ капитан Павел Петрович Самсонов (1908 г.р.); штурман капитан Григорий Михайлович Прасс (1910 г.р.); начальник связи младший лейтенант Иван Иванович Бондаренко (1915 г.р.). В районе х. Демидов капитаном Прасс и стрелком-радистом другого самолёта Пе-2 (заводской номер 2704) старшим сержантом Николай Петровичем Подгурским (1912 г.р.) был подбит Ме-109ф, который пошёл на посадку и был на земле сожжён сопровождающим истребителем.
Пилотом этого истребителя был дважды герой Советского Союза Султан Амет-Хан из 4-го ИАП 288-й ИАД, об этом событии произошедшем 03.09.1942 описано в книге Дмитрия Дегтева «Воздушная битва за Сталинград» издание 2023 г. стр. 158: «4 ИАП к началу дня располагал всего 6 исправными самолетами, но, тем не менее успевал делать сразу много дел в духе “фигаро тут, фигаро там”! 10 вылетов сделано на сопровождение бомбардировщиков Пе-2 и 8 – на разведку в район Котлубани, высоты 137 и Кузьмичей. В 14.00 пара Як-7Б (ведущий Амет-Хан) провела штурмовку немецких войск в районе Орловки. А в 17.00 он же участвовал в воздушном бою с «Мессершмиттами», появившимися в районе аэродрома Демидов. В результате был сбит один Ме–109ф».
При пролёте в районе Ленинска самолёт Самсонова был сбит, капитан Самсонов спасся на парашюте. Штурман капитан Прасс вёл огонь по мессершмиту М-109ф, так как стрелок-радист младший лейтенант Бондаренко был убит в кабине, Прасс поздно покинул самолет, погиб, парашют не успел раскрыться. Место захоронения членов экипажа: Г.М. Прасс и И.И. Бондаренко - могила летчиков в х.Демидов.
Самолёт, заводской номер 2710, экипаж: пилот командир звена младший лейтенант Георгий Иванович Олейников (1916 г.р.); штурман младший лейтенант Николай Иванович Ермолаев (1921 г.р.); стрелок-радист старший сержант Москалёв. Самолёт был сбит при пролёте х.Демидов, младший лейтенант Олейников поздно открыл парашют и разбился. Младший лейтенант Ермолаев спасся на парашюте, а 21.10.42 г. погиб при катастрофе самолета. Похоронен на кладбище в саду с. Вишневка Эльтонского района Сталинградской области. Старший сержант Москалёв выпрыгнул на парашюте, парашют раскрылся поздно, Москалёв получил тяжёлые ушибы. Место захоронения Г.И. Олейникова - могила летчиков в х.Демидов.
О напряженности и значимости событий для Сталинграда, происходивших в начале сентября 1942 года, описывает в своей книге Алексей Семенович Чуянов (Первый секретарь Сталинградского обкома и горкома партии, председатель городского комитета обороны и член военных советов Сталинградского военного округа, Сталинградского, Южного и Донского фронтов) «Сталинградский Дневник (1941-1943), издание 1979 г.
Стр. 189-190 «В ночь на 1 сентября 20-я мотострелковая бригада и гарнизон 175-го укрепленного района оставили г.Калач, на рассвете они соединились у х.Старый Рогачик с гарнизоном 115-го укрепленного района. Полковник П.С. Ильин – комбриг 20-й мотострелковой бригады – назначен Военным советом 62-й армии командиром группы частей, окруженных в районе Карповки (Грозненское училище, части 66-й морской бригады и 48-го укрепленного района). Гитлеровцы предъявили ультиматум о сдаче в плен. Он был, отвергнут. Начальник штаба 62-й армии генерал-майор Н.И. Крылов приказал всю окруженную группу войск вывести по Дубовой балке в Сталинград. Завязались ожесточенные бои. Благодаря героической помощи частей Васильева вся группа наших войск была выведена из окружения.
Нелегко пришлось 20-й мотострелковой бригаде, оборонявшей высоты в районе Алексеевки. Немцы замкнули кольцо окружения. Но после многочасового боя бригаде удалось прорваться на Дар-гору и занять оборону севернее пионерских лагерей. Это уже в непосредственной близости от железнодорожной станции Сталинград-I, элеватора и всего в нескольких километрах от речного порта.
А.М. Василевский доложил по прямому проводу в Ставку: “Создалась непосредственная угроза захвата Сталинграда. Остановить наступление наличными силами 62-й армии невозможно. На сегодня, 3 сентября, противник в трех километрах от города”.
"4 сентября. Вчера Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин прислал директиву, адресованную представителю Ставки Г.К. Жукову, прибывшему в штаб Сталинградского фронта (Ивановка). В директиве указывается: “Положение со Сталинградом ухудшается. Противник находится в трех верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра, если северная группа войск не окажет немедленной помощи. Потребуйте от командующих войсками, стоящими к северу и северо-западу от Сталинграда, немедленно ударить по противнику и прийти на помощь сталинградцам. Недопустимо никакое промедление. Промедление теперь равносильно преступлению. Всю авиацию бросьте на помощь Сталинграду. В самом Сталинграде авиации осталось очень мало.
Получение и принятые меры сообщите незамедлительно. И. Сталин".