![Маренич Лев Спиридонович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2019/05/10/7d88e68c6a8f4ac513139b2c3cdfe131.jpeg)
Лев
Спиридонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Летом 1941 года Лев заканчивает с отличием школу №25 г. Куйбышева и у него впереди большие планы по дальнейшей жизни и учебе…потом выпускной вечер и прогулки по берегу Волги, а на следующее утро…22 июня начинается война с фашисткой Германией. Всех мальчиков школы №25, выпуска 1941 года забирают на строительство авиационного завода в районе Безымянки. Многие, как и мой отец, сразу просятся на фронт, но им говорят, что их возраст не призывной и надо работать в тылу. Работы в тылу действительно много, в Куйбышев срочно эвакуируют многие оборонные заводы.
Главная стройка города Куйбышева шла на новом авиационном заводе №122, куда был эвакуирован московский завод №1 им Сталина. Из Москвы приехало около 7000 заводчан, около 5000 было жителей города Куйбышева. Люди строили завод и сразу запускали его производство, жили в землянках и бараках, особенно тяжело было зимой 41-42 года. Лютый мороз, а нужно было делать монтаж железных станков под открытым небом. Люди совершали чудеса героизма, и это тоже был фронт…только - фронт трудовой. Продукты выдавались по карточкам, особенно работникам военных заводов, но продуктов не хватало. Уже в конце декабря 1941 года новые авиационные заводы Куйбышева начали давать продукцию для фронта: самолеты ИЛЫ и МИГИ. Через год заводы начали выпускать только штурмовики ИЛ 2. Люди работали круглые сутки, выполняли и перевыполняли производственные планы. В конце 1942 года завод №122 (1МАЗ им Сталина) уже выпускал по 15 самолетов ИЛ 2 в день. Но на военных заводах была жесткая дисциплина, и работник приравнивался к военнослужащему, за нарушение трудового режима, его судили по законам военного времени трибуналом НКВД (а половина работников были еще мальчишки и девчонки).
С первых дней войны Лев Маренич на трудовом фронте, он сначала работает на стройке авиационного завода, потом учится на токаря фрезеровщика и уже к зиме 1941-42 года стоит за токарным станком. Работа по 16-18 часов, цеха завода не отапливаются, еда в заводской столовой, когда много работы, то мальчишки ночуют прямо в бараках, спят не раздеваясь. Для курящих рабочих на заводе разрешался 10 минутный перерыв – перекур, кто не курит – должен работать без перерыва. Отец тогда начинает курить дешевую махру, которую привозили из Средней Азии. На завод из города Лев ездил на электричке, которая ходила с городского железнодорожного вокзала, а возвращался домой обычно ночью, и почти всегда попадал на патруль. Попадал специально, это иногда ускоряло отправку на фронт, куда он просился с первых дней войны. Уже 1942 году отец становиться одним из лучших токарей – фрезеровщиков по цеху и ему поручают делать самые сложные работы. Однажды привезли чертежи новой детали для самолета и поручили ее сделать моему отцу. Начальник цеха выписал Льву Мареничу рабочее задание и указал срок 2-3 дня, потом ему был разрешен отдых. На следующий день комиссия во главе с директором завода осматривала рабочие места в цеху. Рабочее место Маренича Льва пустовало, где он никто не знал, вызвали спецслужбы и поручили им найти и отдать Маренича под суд, за срыв рабочего задания. Потом разобрались, Лев придумал приспособление к своему станку, сделал нужную деталь за несколько часов и сдал ее на склад. Была ночь, другого задания не было, и он пошел спать в барак. Так мой отец познакомился с директором завода имени Сталина и тот тоже запомнил дерзкого и «слишком умного» юношу. Весь 1942 и 1943год он писал руководству завода просьбы - отпустить его на фронт или на учебу, но получал неизменный отказ и продление брони (отсрочки от службы в армии). Тогда в 1944 году, уже после гибели брата Виктора, мой отец пошел против руководства завода и написал письмо – заявление КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ПРИВО ГЕНЕРАЛ ПОЛКОВНИКУ МИХАИЛУ СЕМЕНОВИЧУ ХОЗИНУ:
« Прошу Вашего распоряжения о призыве меня в ряды Красной Армии и направления для прохождения военного обучения в авиационную офицерскую школу. Я родился в 1924 году. В 1941 году, я окончил школу с отличными оценками по успеваемости. Но в августе 1941 года я вместе с другими учащимися был направлен на авиационный завод имени Сталина, где и работаю в настоящее время фрезеровщиком по 6 разряду. С начала Отечественной войны и на протяжении 3-х лет, я стремился вступить в Красную Армию. По этому вопросу я неоднократно обращался в Ленинский Райвоенкомат, Куйбышевский областной военкомат и к дирекции завода, однако мои усилия остались без успеха, так как дирекция завода не соглашается уволить меня с завода. Поэтому я решил обратиться с просьбой лично к Вам. Я молод и здоров. За три года на заводе получил некоторую закалку. Но с раннего возраста я мечтал быть военным, так как вырос в семье военнослужащего. Отец мой, майор интендантской службы, в Красной Армии с 1918 года, в рядах ВКПб с 1919 года. Старший брат Виктор, гвардии младший лейтенант, убит в 1943 году в боях за освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. Прошу не отказать в моей просьбе. Обещаю Вам товарищ командующий, быть образцовым курсантом, хорошим офицером и верным защитником нашей Социалистической Родины.» «Лев Маренич»
В конце июля 1944 года пришло письмо из секретариата Военного Совета ПРИВО о призыве и направлении Маренича Л.С. в летную офицерскую школу, но с оговоркой -после согласования с дирекцией завода имени Сталина. Реакция директора оборонного завода имени Сталина была ожидаемой, он вызвал моего отца в кабинет и сказал дословно следующее. «Маренич, ты мог быть героем трудового фронта, получать деньги и медали, как хороший рабочий, но ты решил уйти с завода и решил жаловаться на нас. Я не отпущу тебя с завода и не дам тебе характеристики для военной учебы». Пришлось Льву возвращаться к станку и работать на заводе еще год, до осени 1945 года. Закончилась война, в 1948 году Лев Маренич оканчивает техникум Сельхозмашиностроения и поступает в Куйбышевский Индустриальный институт (будущий Политехнический) по специальности «Электрооборудование промышленных предприятий». В 1953 году отец получил диплом инженера - электрика и постоянную работу в институте «ГИПРОВОСТОКНЕФТЬ». В этом институте он проработал до пенсии в 1984 году, как главный специалист электрик.