Иван
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
•Так о службе И.В. Мальцева пишет в книге «На стапелях под огнем» его боевой товарищ Б. А. Ткаченко (в годы войны старший инженер Научно-Технического Комитета Народного Комиссариата ВМФ СССР) : «Еще накануне нападения на нашу страну гитлеровцы тайно поставили заграждения из магнитных мин сначала в островном районе, затем в Финском заливе, а в первые же дни войны "рассыпали" с самолетов значительное их число на подходах к Кронштадту. Но еще утром 22 июня 1941 г. государственная комиссия принимала размагничивающее устройство на линкоре "Марат". Тщательно разработанные принципы и методы размагничивания уже были испытаны на многих наших боевых кораблях, а группа кораблей имела противоминные защитные устройства. Имелись и подготовленные специалисты по противоминной защите. Дуэль с противником мы начали не с пустыми руками.
Боевой путь
Всю войну прослужил на Северном Флоте
Принимал участие в сопровождении конвоев «Ленд-лиза», обороне Заполярья, обороне Ленинграда.
Воспоминания
Иван Мальцев
Немцы хотели помешать снабжению Красной Армии и каждый конвой подвергался атакам фашистской авиации и флота. Вместе с товарищами я участвовал в морских сражениях для защиты конвоев.
Л. А. КОРШУНОВ (1904), в годы войны - заместитель начальника НТК НК ВМФ СССР в Ленинграде
Перед войной в наркомате ВМФ СССР был создан научно-технический комитет. Во время блокады я принимал участие в его работе в Ленинграде.
Блокада не прекратила исследований, которые вел наш НТК, изменилось лишь их направление. Одной из главных забот специалистов НТК были сбор и обобщение материалов о повреждениях кораблей в бою. Это имело исключительно важное значение для повышения их жизнеспособности. Корабль с крупной пробоиной в подводной части погибает вместе с командой или, в лучшем случае, выходит из сражения, несмотря на то, что его грозное оружие - пушки, торпеды, пулеметы - еще в полной исправности. Быстро и надежно залечить тяжелую рану, нанесенную боевому кораблю, вернуть его в строй - важнейшая, задача.
Разработкой необходимых мероприятий мы и занимались. В осажденном городе выходили напечатанные типографским способом обзоры с практическими советами. Первые пять выпусков увидели свет уже в 1942 г. Их материалы охватывали почти все классы и типы кораблей, участвовавших в боевых действиях.
Основным методом сбора материалов были выезды в действующие военно-морские подразделения. В исследованиях участвовали ученые-судостроители В. И. Першин, А. А. Курдюмов, В. В. Семенов-Тян-Шанский и другие.
Коллектив НТК подготовил практические рекомендации. Наши специалисты участвовали в разработке средств защиты судов от донных магнитных мин. Другая группа помогала создавать 100-тонные тральщики, плавсредства для Ладоги - самоходные плашкоуты и тендеры. Был спроектирован спасательный плотик усовершенствованного типа.
В здание на Васильевском острове, где находился НТК (там мы и жили), попало несколько снарядов. Оно не отапливалось, окна были забиты фанерой, водопровод бездействовал. Воду возили на санках с Невы. Все - как у всех ленинградцев в блокаду. В осажденном городе трудились наши специалисты Г. Ф. Абрамович, Л. Я. Ващин, С. В. Евгеньев, И. В. Мальцев, М. С. Михайлов, В. Н. Осико и другие. Родина высоко оценила их работу, наградив многих боевыми орденами и медалями.