Малахов Борис Илларионович
Малахов
Борис
Илларионович
старший лейтенант

История солдата

Мой дедушка родился в 1919 году в Приморском крае.

Летчик-истребитель 156 Гвардейского авиаполка. Совершил 155 боевых вылета, участвовал в 24 воздушных боях, лично сбил 3 самолета противника.

Его старший брат, Михаил Илларионович ушел на войну раньше, еще в 1941 году (а Борис Илларионович только в 1943-м) погиб при высадке морского десанта в районе Новороссийска, в сентябре 1943 года. Когда мой дедушка, Борис попытался найти в главной библотеке в Москве записи о подвигах своего брата, он еще не знал что он погиб, он узнал об этом только в 1980 году из документальной повести.

Дедушкины рассказы о войне школьники всегда слушали внимательно, с интересом и благодарностью.

В 2000 году дедушка написал книгу - автобиографию "Ты помнишь, товаришь...", в которой он рассказывает о своих школьных товарищах, о трудном и сложном пути в авиацию, а так же о своих Фронтовых друзьях, о встрече с однополчанами в послевоенное время.

Вот один из эпизодов: "Помнится один из вылетов того времени. Это было 31 мая 1944 года, в районе высоты 197, которая находилась недалеко от г. Яссы. В этот день у меня был второй боевой вылет....Я был в первой четверке непосредственного прикрытия. Первая пара - Кутихин и его ведомый, вторая пара - Николай Руденок и я, ведомый.

Подлетая к линии фронта, встретили группу истребителей противника из четырех МЕ-109, которая шла на перерез нашего маршрута. Короткая очередь нашего ведущего, командира полка, поджигает один из "мессеров". Летчик отделяется от самолета и раскрывает парашют.

А в это время из эфира слышались всевозможные голоса, команды. Но среди этого хаоса, выделяется мощный голос: "Маленькие, маленькие, будте осторожны, в воздухе большая группа истребителей противника". Это голос нашего командира корпуса, гвардии генерал-лейтенанта Рязанова, командный пункт которого всегда располагался у линии фронта.

Сразу же за линиией фронта на нас обрушилась армада "мессершмиттов" и "фокке-вульфов", около 36 самолетов. Завязался воздушный бой. Закрутилось, завертелось, всюду проносились трассы.

Нас атаковали сверху и справа. Несколько истребителей противника пытались атаковать штурмовиков. Первую атаку наша четверка "яков" отбила и боевым разворотом перешла на левую сторону выше группы штурмовиков.

В это время я заметил, что слева сверху нас атакует четверка "ФВ-190".

Одна трасса направлена в сторону ведущего нашей группы, вторая трасса проходит рядом с плоскостью самолета Н. Руденок. Я резко развернул свой самолет влево на трассу и одновременно открыл огонь. И тут же почувствовал, как мой самолет тряхнуло, что-то глухо стукнуло. В кабину начала поподать вода, стрелки термометров воды и масла отклонились за красную черту. Ясно, что повреждена система водяного охлаждения. Высота где-то около двух тысяч метров. Передаю по радио, что подбит, выхожу из боя. Шел со снижением, пока работал мотор. Перетянул реку Прут. Мотор заклинило. Прыгать с парашютом было уже поздно, непозволяла высота. Вижу - впереди овраг, справа лес, слева небольшая полянка. На малой высоте, метров около двадцати пяти, "блинчиком" разворачиваю свой "Як" в направлении полянки. Здесь же выравниваю самолет и приземляюсь на живот. Самолет прополз несколько метров, затем капотом уперся в небольшой бугорок, перевернулся несколько раз и, к моему счастью, оказался-таки кабиной кверху. Оторванные плоскости самолета, подмятый фюзеляж, пробыта приборная доска. Я чудом оказался цел и невредим. Несколько царапин, ссадин и синяков на голове, лице и руках.

В то время, когда мой самолет пробороздил по земле, пыль перемешалась с водой, которая попала в кабину после повреждения водяной системы. Я вылез из кабины весь в грязи, непохож на летчика.

Быстро снял парашют и отошел в сторону. В это время какая-то группа солдат окружила мой самолет. Потом один из них спрашивает: "Братцы, а где же летчик? Что, самолет сам что ли приземлился?" Я подошел и говорю : "Живой летчик, только вот в грязи весь". Оказалось, что и лицо мое было в грязи и крови. Меня тут же окружили, начали наперебой расспрашивать, как это получилось, много ли там самолетов в воздухе, и другие вопросы. Зате тот же голос: "Теперь не страшно летчик живой, а самолет построят". 

За храбрость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, награждён орденами: «Красной звезды», «Отечественной войны I степени», «Отечественной войны II степени» (дважды), медалями: «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги"

 Когда я его вспоминаю во мне просыпается чувство гордости!!! Дедушка для меня навсегда останется примером!

Регион Хабаровский край
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Хабаровск

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: