Максарев Юрий Евгеньевич
Максарев
Юрий
Евгеньевич
генерал-майор инженерно-технической службы

История солдата

Максарев Юрий Евгеньевич, мой дед, отец моего отца. О советском танке Т-34 слышали решительно все.   А вот кто такой Юрий Евгеньевич Максарев, и  в чем состоят его заслуги перед Родиной, каков его вклад в дело Победы и, именно, отношение к танку Т-34, знают немногие.
Я хочу рассказать об этом и вывести из тени одного из многих героев, имена которых остались неизвестны нашим соотечественникам. Причин на то несколько. Несмотря на высокие должности, многие дела его были сокрыты под грифом секретности. Присутствует и человеческий фактор зависти и непонимания. Но те, кому пришлось непосредственно с ним работать, отзываются исключительно в превосходных степенях, как о его профессионализме, так и о человеческих качествах. И так, кто он…
Юрий Евгеньевич Максарев родился в 1903 году в Порт-Артуре - базе русских военно-морских сил, в семье офицера. В настоящее время это город Люйшунь в Китае. После ранения отца во время Русско-японской войны, семья вернулась в Санкт-Петербург, где уже подростком дед окончил Кадетский корпус.
После Октябрьской революции работал электромонтером, кочегаром на транспортном судне. Ему не было еще 17 лет, когда он ушел добровольцем в Красную Армию, где служил телефонистом. В 1921 году вступил в ряды партии большевиков и стал рабочим на заводе "Красный Путиловец" (позднее ставший заводом имени Кирова С.М.).
В 1930 году он окончил ленинградский Технологический институт. В 1929 году Ю.Е. Максарев возвращается на завод «Красный Путиловец», где работает сменным мастером по монтажу кузнечного оборудования. Он становится активным рационализатором и удостаивается звания «Особо отличившийся ударник  первой пятилетки». Его назначают начальником цеха, начальником танкового отдела, а еще через некоторое время – заместителем главного инженера завода.
В 1938 году его назначили директором ХПЗ имени Коминтерна (Харьковский паровозостроительный завод, с 1939 года Машиностроительный завод № 183 и его филиал — завод № 75 — Завод транспортного машиностроения в Харькове, выпускающий двигатели, тепловозы и танки). До его эвакуации в 1941 году в Нижний Тагил заводом было выпущено 10 000 танков всех видов.
В 1938 году конструкторское бюро завода было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин М.И., под руководством которого был разработан танк Т-34, после его смерти усовершенствованный коллективом завода и ставший известным всем как танк Победы.
В 1940 году были изготовлены два опытных Т-34 и переданы на войсковые испытания, прошедшие 10 февраля 1940 года и подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Максарев и Кошкин в качестве водителей отправляются на этих танках из Харькова в Москву «своим ходом». По прибытию в Москву танков директор завода Максарев Ю.Е. был принят в Кремле. По итогам этой встречи танки были продемонстрированы представителям правительства 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.
Тяжелые условия, в которых пришлось перегонять танки, не прошли даром. Михаил Ильич Кошкин тяжело заболел воспалением легких и в сентябре 1940 года умер. Светлая ему память. Его семья осталась без кормильца. И поддержал их директор завода, где работал Михаил Ильич, а именно Максарев Ю.Е. Об этом свидетельствует письмо жены Кошкина, присланное после войны Максареву Ю.Е. В 1942 году группе конструкторов, а Михаилу Ильичу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия «за разработку конструкции нового типа среднего танка». О других участниках этой группы далее…
Весной 1941 года Максарев Ю.Е. подготовил и разослал технологические чертежи Т-34 на заводы, которые могли производить этот танк. Это дало возможность без промедления начать выпуск танка Т-34 с началом войны.
Во второй половине сентября 1941 года началась эвакуация всех отделов харьковского завода и закончилась в середине октября. Она осуществлялась под общим руководством Ю. Е. Максарева.  За это время из Харькова было отправлено 43 эшелона с оборудованием, людьми, материалами и заготовками. Эвакуация танкового отдела завода № 183 и часть паровозного отдела была произведена из Харькова в Нижний Тагил на площадку Уралвагонзавода. На новой площадке в состав основного Харьковского завода № 183, влились: Уралвагонзавод, эвакуированные предприятия - Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе и др. (всего 12 предприятий) под общим названием Уральский танковый завод (УТЗ) № 183.
Юрий Евгеньевич руководил эвакуацией, находясь в Харькове до последнего момента. Когда западные окраины города занимали немецко-фашистские войска, он выезжал с территории завода на машине, и на восточной окраине города его ждал самолет.
На базе Уралвагонзавода, УТЗ № 183, в кратчайшие сроки развернул производство средних танков Т-34. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая ещё до войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро (ведущее по танку Т-34), под прежним обозначением — «отдел 520», как и в Харькове, возглавил А. А. Морозов, который занял эту должность в 1940 году после смерти М.И. Кошкина.
Еще в конце 1930-х годов Морозов А.А. участвовал в разработке танков А-20 и А-32 — прототипов серийного танка Т-34. Все годы Великой Отечественной войны — главный конструктор УТЗ №183 им. Сталина. В годы войны он руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945) и Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим танком послевоенного периода.
В 1942 году Морозов А.А. был удостоен Государственной премии I степени «за разработку конструкции нового типа среднего танка». А в 1943 году он получил звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина. В течение войны он заслужил и другие награды. А по окончании войны был награжден орденом Кутузова I степени и орденом Суворова II степени. Далее я объясню значимость этих орденов.
Дружба Юрия Евгеньевича и Александра Александровича продолжалась и после войны, всю их жизнь. Помню встречу с Александром Александровичем Морозовым. Я была тогда маленькой школьницей и гуляла с родителями по ВДНХ. Их встреча была такой теплой и радостной, что даже у маленького ребенка отложилась в  памяти на всю жизнь. Я слышала рассказы о совместной работе деда с Александром Александровичем на протяжении долгих лет.
 Максарев Ю.Е., будучи директором завода, имеющим технологическое образование и большой инженерный опыт, смог собрать высококвалифицированную команду, что позволило внедрить новые технологии и первыми поставить выпуск танков на поток. Именно за эти заслуги Юрию Евгеньевичу в 1946 году была присуждена Государственная премия СССР первой степени и присвоено звание ЛАУРЕАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР «за коренное усовершенствование технологии и организацию высокопроизводительного поточного метода производства средних танков, при значительной экономии материалов, рабочей силы и снижении себестоимости».
Еще одним из ярких представителей этой команды был академик Евгений Оскарович Патон – директор института электросварки. Институт был эвакуирован на Урал, что дало Юрию Евгеньевичу возможность пригласить Евгения Оскаровича для работы на УТЗ №183, где он внедрил новую технологию автоматической сварки танковых корпусов. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка «Т-34» в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие. Эта технология позднее были внедрены и на других заводах.
Уже в 1941 году Евгений Оскарович был удостоен Сталинской премии I степени «за разработку метода и аппаратуры скоростной автоматической электросварки», позднее награжден двумя орденами Ленина и др. орденами ВОВ.
Заместителем главного конструктора завода № 183 в Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны работал Николай Алексеевич Кучеренко, который также активно участвовал в модернизации танка Т-34, а также в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов. Его заслуги были оценены присуждением Сталинской премии, награждением орденом Ленина и другими орденами ВОВ.
Поскольку даже во время войны завод занимался  не только выпуском танков, но и их модернизацией, то периодически туда прибывали комиссии для проверки нововведений. Так на одном из полигонных испытаний танка Т-34 перед государственной комиссией для подтверждения прочности брони Максарев Ю.Е. лично управлял танком во время его обстрела из артиллерийских орудий.
Модернизация затронула и такой аспект, как ремонтопригодность почти в боевых условиях или максимум в мастерских, расположенных в прифронтовой полосе. Конструкция была доведена до такого состояния, что отправки для ремонта на какой-либо завод не требовалось. Одним из руководителей таких мастерских был другой мой дед Елизарьев Сергей Андреевич, который до войны был директором танкового завода в Иркутске.
Хочется сказать не только о профессионализме Ю.Е. Максарева и организаторских качествах, а и о той всеобъемлющей человечности, которая проявлялась в абсолютной доступности для любого работника завода, немедленном реагировании на все проблемы. Его заботами были охвачены не только организация, производства и совершенствование выпускаемых машин, но и устройство жилья, бытовых нужд, питания и медицинского обслуживания работников завода и их семей. Заботясь о благополучии всех жителей Вагонки, он сам зачастую не спал по нескольку дней. Помощь в поддержке его рабочего состояния оказывала зав. медсанчастью завода Елизарьева Ольга Владимировна – моя бабушка. Будучи акушером-гинекологом по специализации, во время войны она выполняла сложнейшие операции разных направлений, включая трепанацию черепа, занималась просвещением населения в области санитарии и гигиены, ввела в употребление смолу пихты для предотвращения цинги при отсутствии достаточного и полноценного питания. Мои родители познакомились, учась вместе в школе в Нижнем Тагиле. Вот так переплелись судьбы членов моей семьи.
До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 35 тысяч известных Т-34. Это больше, чем на всех заводах Германии (23 тыс. танков), вместе взятых.  Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошёл с конвейера этого завода. За вклад в победу коллектив УТЗ № 183 им. Сталина был награждён орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны 1 степени (1945). В 1944 г. танковое КБ награждено орденом Ленина.
35-тысячный танк, сошедший 26 мая 1945 года с конвейера завода №183, не покинул завод, а стал памятником.
В числе других Ю.Е. Максареву было присвоено звание Героя Социалистического Труда (20.01 43). Из семи орденов Ленина четырьмя отмечен его труд в годы войны (19.09.41; 5.07.42; 20.01.43; 5.08.44). Превосходная организация производства боевых машин была приравнена к высокому ратному подвигу. Свидетельство тому – вручение ему наград, которыми удостаивают полководцев за проведение  выдающихся военных операций  - ордена Кутузова II степени (19.04.45) и ордена Суворова I степени (16.09.45). После смерти деда все его ордена бабушка передала на хранение в музей завода в Нижнем Тагиле.
Чтобы еще полнее оценить достижения этой потрясающей команды под руководством Ю.Е. Максарева, включая трудовой подвиг всех рабочих, а также коллективы и других заводов, приведу ряд высказываний офицеров Вермахта о танке Т-34: «Лучший танк мира» — лаконично охарактеризовал машину фельдмаршал фон Клейст, командовавший немецкой танковой армией на южном направлении во время вторжения в СССР. Немецкий генерал Блюментрит писал: "Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34. Против него немецкие противотанковые орудия были бессильны ...". Немецкий историк, в прошлом офицер Вермахта Вернер Хаупт: "Среди танков противника находились и совершенно неизвестные для немцев, превосходные по своей маневренности и боевой мощи танки Т-34, против которых в тот момент были бессильны все противотанковые средства." Генерал Фридолин фон Зенгер унд Эттерлин. Начал воевать в России командиром 17-й танковой дивизии (та самая, которая ближе всех пробилась к армии Паулюса), потом командовал XIV танковым корпусом, закончил командующим 14-й армией. Кавалер Рыцарского креста: "Те, кто уже участвовал в боях, все еще находились под ужасным впечатлением от русских танков Т-34." Известный немецкий военный историк генерал-майор Б.Мюллер-Гилебрандт, чья книга "Сухопутная армия Германии 1933-1945" признана в мировом историческом обороте авторитетнейшей и наиболее объективной энциклопедией Вермахта, приходит к выводу о том, что значимость  танка Т-34 в войне выходит далеко просто за рамки выдающихся  технических характеристик броневой машины. Если это все еще неубедительно, тогда остается выслушать мнение генерала танковых войск Гейнца Гудериана. Напомним, что это отец германских танковых войск,  автор теории применения танков. В 1941 году командующий 2-й танковой группы, позднее инспектор танковых войск Германии и, в конечном счете, начальник штаба OKH (фактически главком сухопутных войск). Итак, авторитетнейший немецкий танковый специалист признает, что Т-34 превосходил все немецкие танки. И главное его опасение состояло в том, что «…Не дай бог, если русские смогут поставить производство этого танка на поток…»
До последних дней войны работал Ю.Е. Максарев на дело Великой Победы, а после войны – на дело безопасности нашей Родины.
29 апреля 1946 года Максарев Ю.Е. в качестве директора УТЗ №183 им. Сталина издал последний приказ №560:
«В связи  с постановлением Совета Министров Союза ССР о назначении меня  Заместителем Министра Транспортного Машиностроения тов. Малышева за № 45/К от 10-го апреля 1946г. о назначении директором УТЗ №183 им. Сталина тов. Скачкова С.А. – с сего числа сдал ему дела.
 Прибыв на завод №183 в 1938 году Директором завода и проработав со славным, ныне четырежды орденоносным коллективом, в течение 8 лет, за этот трудный период организации на заводе нового танкостроения, в особенности, в годы Великой Отечественной войны, я всегда получал исключительную поддержку и помощь от всего коллектива завода и, в особенности, командного состава и опирался в своей работе на передовых людей коллектива.
 В своей работе я всегда стремился учиться  у коллектива, его передовых людей, решению больших государственных задач и выполнению заданий партии и правительства.
 В связи с решением правительства о моем новом назначении, выношу благодарность моим ближайшим помощникам в работе и всему коллективу завода и уверен, что славный, четырежды орденоносный коллектив, носящий имя великого Сталина, будет решать новые задачи, стоящие пред ним еще с большей энергией и с честью справится с большими задачами возложенными партией и правительством в новой Сталинской Пятилетке.»
Дальнейший путь Максарева Ю.Е. был не менее значим и полезен для нашей страны. Это еще более длинная и интересная история. Но то, что он сделал для нашей Победы в ВОВ неоценимо и должно стать известно всем, кто ценит МИР на нашей Земле.
 

Регион Москва
Воинское звание генерал-майор инженерно-технической службы
Населенный пункт: Москва

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: