Лузгин Алексей Андреевич
Лузгин
Алексей
Андреевич
гвардии лейтенант (в 1945г.)
1.02.1920 - 10.01.1977

История солдата

В 1939г. окончил аэроклуб в Москве.

В январе 1940г. поступил в Тамбовскую летную школу ГВФ (Гражданский Воздушный Флот).

С 15 декабря 1940г. курсант Тамбовской военной авиационной школы летчиков.

Окончил школу в июне 1941г., до июня 1942г. служил в школе летчиком–инструктором.

Направлен на обучение в Военное авиационное училище разведчиков ВВС Красной Армии (ВАУР), г.Давлеканово (Башкирия). В училище готовили экипажи самолетов-разведчиков. Состав экипажа: летчик младший лейтенант Лузгин Алексей Андреевич, летнаб (летчик-наблюдатель) лейтенант Захаров Александр Васильевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Тищенко Федор Тимофеевич

Весной 1943г. в училище состоялся первый выпуск. 

В таком составе экипаж был направлен для продолжения службы в 4 дальний разведывательный авиационный полк (командир- подполковник Артемьев Борис Павлович). На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, американские  «Аэрокобра».

Экипаж Алексея Андреевича был зачислен в состав 1 авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- майор Плитка Григорий Саввич.

В июне 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк. 

Из единственного документа полка, размещенного в базе сайта Память народа- журнала боевых действий 1 авиаэскадрильи полка за период со 02 июля по 25 октября 1943г. Взяты описания следующих боевых вылетов.

08 июля 1943г. с аэродрома Курск экипаж самолета Пе-2 №38: летчик гвардии младший лейтенант Лузгин Алексей Андреевич, летнаб гвардии старший лейтенант Павлов Иван Павлович, стрелок-радист гвардии старший сержант Тищенко- в период с 04-25 по 06-05 произвели разведку передвижения войск противника на участке Юрянск- Карачев- Дмитровск-Орловский и фотографирование железнодорожных узлов.

16 и 17 июля 1943г. экипаж самолета Пе-2 №21: летчик Лузгин, летнаб гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович, сержант Тищенко- произвели разведку передвижения войск противника на участке Рыльск- Кролевец- Конотоп- Ворожба.

23 июля экипаж выполнил разведку по маршруту Рыльск- Глухов- Путивль.

24 июля- установил движение эшелонов на участке Севск- Хутор Михайловский- Ворожба- Сумы.

01 августа на самолете №33 экипаж вылетел на разведку войск противника и фотографирование заданных объектов на участках Сумы- Ромны- Бахмач- Конотоп- Ворожба. При подходе к Ромны из-за недостатка кислорода. Экипаж почувствовал недомогание. Стал терять ориентировку.  Со снижением пошли в сторону линии фронта. Совершили аварийную посадку на аэродроме южнее Валуйки.

03 августа на самолете №46 экипаж выполнил площадную аэрофотосъемку на участках Дмитриев-Льговский- Алтухово- Новая Соколовка- Дмитриев-Орловский.

04 августа выполнил площадную аэрофотосъемку рубежа вдоль р.Навля от пос.Навля до пос.Шаблыкино.

05 августа на самолете №14 выполнил площадную аэрофотосъемку рубежа вдоль р.Ревна от с.Рёвны до с.Сомово.

07 августа на самолете №46 выполнил площадную аэрофотосъемку рубежа вдоль р.Десна от с.Витемля (Брянская обл.) до Новгород-Северский.

09 августа- произвели разведку передвижения войск противника на участке Рыльск- Глухов- Шостка- Суземка- Севск.

11 августа на самолете №26 экипаж: летчик гвардии младший лейтенант Лузгин, летнаб гвардии лейтенант Захаров, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Тищенко- с 10-40 по 12-20 выполнил фотосъемку оборону противника по западному берегу р.Десна от г.Новгород-Северский до с.Витемля (Брянская обл.)

12 августа на самолете №18 экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко с 06-40 по 08-30 выполнил площадную съемку  западного берега р.Десна от г.Новгород-Северский до с.Витемля.

15 августа на самолете №46 экипаж Лузгин- Артемов- Тищенко установил движение эшелонов по железной дороге Ворожба- Конотоп- Бахмач- Прилуки- Городище- Рамадан- Полтава.

16 августа на самолете №44 установил базирование авиации противника на аэродромах в районах Сумы, Лебедянь, Гадяч, Миргород, Полтава.

24 августа на самолете №20 экипаж Лузгин- Артемов- Тищенко установил места скопления войск и передвижение по железным дорогам на участках хутор Михайловский- Жихов- Стародуб- Клинцы- Новгород-Северский.

25 августа на самолете №14 экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко с 10-30 по 12-05 выполнил разведку железнодорожных перегонов и станций на участке Теткино (Курская обл.)- Ямполь -Середина-Буда (Сумская обл.).

Гвардии младший лейтенант Лузгин совершил 16 успешных боевых вылетов, был представлен к ордену Краного Знамени. Приказом о награждении от 15 октября 1943г.

26 августа на самолете №14 экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко с 17-10 по 18-40 экипаж выполнил разведку передвижения вражеских войск на участке Рыльск- Крупец- Путивль- Кролевец- Шестка.

27 августа на самолете №14 с 17-00 по 19-12 экипаж выполнил разведку передвижения вражеских войск на участке Рыльск- Крупец- Кролевец- Путивль.

31 августа на самолете Пе-3 №34 летчик Лузгин и летнаб гвардии лейтенант Козик Александр Петрович установил передвижение живой силы и техники противника по маршруту Новгород-Северский- Новозыбков- Гомель- Бахмач- Глухов.

02 сентября на самолете №10 с 09-25 по 10-55 экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко выполнил площадную съемку южного берега р.Сейм на участке Батурин- Путивль.

Вторым вылетом на самолете №14 с 17-30 по 19-10 экипаж выполнил повторную площадную съемку южного берега р.Сейм на участке Батурин- Путивль.

03 сентября на самолете №14 с 10-50 по 12-25 экипаж выполнил передвижения вражеских войск на участке Сумы- Ромны- Путивль.

05 сентября на самолете №14 с 06-46 по 08-12 экипаж выполнил площадную фотосъемку участка передвижения вражеских войск на участках Бурынь- Вознесенка и Конотоп- Духановка.

06 сентября на самолете №21 с 07-35 по 09-30 экипаж выполнил фотосъемку рубежа Борзна- Гайворон (Черниговская обл.).

В тот же день на самолете Пе-3 №4 экипаж Лузгин- Павлов с 14-45 по 17-10 установил интенсивность железнодорожных перевозок и произвел фотографирование станций по маршруту Бахмач- Гомель- Чернигов.

07 сентября на самолете №34 экипаж Лузгин- Павлов с 14-25 по 16-45 установил интенсивность железнодорожных перевозок и произвел фотографирование станций по маршруту Бахмач- Чернигов- Щерс- Нежин.

08 сентября на самолете №20 с 11-50 по 14-20 экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко выполнил разведку железных дорог на участке Сосница- Чернигов- Нежин- Борзна.

09 сентября экипаж Лузгин- Захаров на самолете Пе-3 (без номера) с 10-32 по 13-10 выполнил разведку войск противника на участке Плески- Вересочь- Чернигов- Нежин.

10 сентября на самолете Пе-3 №33 с 08-40 по 10-30 выполнил разведку на том же участке.

13 сентября на самолете №33 с аэродрома Кагановка с 15-50 по 17-35 выполнил разведку передвижения войск противника на участке Унеча- Клинцы- Климово- Новгород-Северский.

14 сентября на самолете №33 с 08-05 по 09-55 выполнил площадную фотосъемку населенных пунктов Борщево, Стародуб, Унеча, Клинцы, Новозыбков, Климов, Семеновка, Новгород-Северский.

20 сентября на самолете №33 с 15-35 по 18-05 выполнил разведку передвижения войск противника на участке Гомель- Чернигов.

26 сентября экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко на самолете Пе-2 №20 с аэродрома Конотоп в период с 16-25 по 18-00 выполнил площадную фотосъемку западного берега р.Днепр на участке Киев- Канев.

06 октября экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко на самолете Пе-2 №30 в 11-10 вылетел на выполнение задания. В 11-35 на высоте 6500м. в районе станции Янов (совр. район Припяти) был атакован четверкой истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф). Экипаж, отстреливаясь из пулеметов и выбрасывая гранаты АГ-2 дошел до Чернигова, далее, пикированием ушел на свою территорию.

В тот же день на самолете Пе-2 №7 с 15-50 по 17-50 экипаж выполнил маршрутную фотосъемку участков станция Янов- Коганович- Иванов- Дымер.

07 октября на самолете Пе-2 №36 с 15-05 по 16-55 выполнил разведку передвижения войск противника на участке Любич- Хойники- Мозырь- Речица.

08 октября на самолете №36 с 12-30 по 14-30 выполнил разведку передвижения войск противника на том же участке.

11 октября 1943г. экипаж Лузгин- Захаров- Тищенко с  15-30 по 17-40 выполнил разведку аэродромов и войск противника по маршруту Коростень- Новоград-Волынский- Житомир. В районе Коростень самолет был подбит огнем зенитной артиллерии противника. С поврежденными моторами экипаж перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку у д.Марковцы (в 60км. северо-восточнее Киева).

24 октября с аэродрома Прилуки на самолете Пе-2 №32 экипаж Лузгин- Захаров, стрелок-радист гвардии сержант Патрикеев Федор Иванович- с 15-35 по 17-15 выполнил разведку аэродромов Житомир, Белая Церковь, Фастов, Васильков.

В декабре 1943г. командование эскадрильей принял гвардии майор Аленин Семен Кириллович.

05 декабря экипаж самолета Пе-3 №20 летчик Лузгин, летнаб гвардии старший лейтенант Артемов Александр Михайлович из-за плохих метеоусловий не сумел завершить выполнение задания по разведке в районах Мозырь- Новоград-Волынский- Житомир.

12 декабря экипаж Лузгин, летнаб гвардии младший лейтенант Ковальчук Николай Евстафьевич выполнил разведку погоды в районах Радомышль- Новоград-Волынский- Шепетовка- Бердичев.

Следующие вылеты экипаж Лузгин, Ковальчук выполнил: 15, 17 декабря. 

К концу 1943г. летчик Лузгин произвел 45 успешных боевых вылетов.

24 декабря 1943г. был представлен к ордену Отечественной войны I степени. Приказ о награждении от 08 апреля 1944г.

В январе 1944г. экипаж Лузгин, Ковальчук выполнил боевые вылеты- 01, 06 (на маршруте попали в туман, пробивая облачность, вернулся в район Киева и выполнил посадку на аэродроме Жуляны), 13 (с аэродрома Жуляны), 14, 17, 23, 29 (на самолете Пе-2 с воздушным стрелком-радистом гвардии старшим сержантом Иванов Константин Иванович), 30 (задание выполнил частично), 31; в феврале- 01. 04, 09.

07 марта экипаж самолета Пе-3 №20 Лузгин, Ковальчук, вылетев в 11-30 с аэродрома Жуляны в район Шепетовка- Золочев- Проскуров, с задания не возвратился. Был сбит зенитным огнем в районе с.Шестаково (Черкасская обл.). Экипаж, переодевшись в гражданскую одежду, пытался перейти линию фронта.Вышел к с.Врадиеевка (Николаевская обл.), которое 28 марта было освобождено частями Красной Армии.

Пройдя спецпроверку, в конце мая 1944г. вернулся в полк.

09 августа 1944г. экипаж самолета Пе-3-бис: летчик Лузгин, летнаб гвардии старший лейтенант Мельников Иван Семенович, вылетев с аэродрома Лабуне (Польша), выполнил разведывательный полет по маршруту Лабуне- Новосонч- Комыце- Мукачево- Стрый- Лабуне.

15 августа экипаж Лузгин, Захаров  выполнил разведку в районах Дамца- Тарнув- Пинчув.

16 августа- в районах Лодзь- Торн.

17 августа 1944г. экипаж за один вылет, несмотря на противодействие зенитных средств и истребительной авиации противника, сфотографировал 11 железнодорожных узлов: Кельцы, Ченстохова, Оппельн, Бриг, Козель, Хейдербен, Богумин, Моравска Острава, Цилин, Краков и 2 аэродрома.

19 августа произвел повторную разведку тех же районов.

20 августа из-за тряски мотора на высоте 6000м. экипаж возвратился через час полета.

21 августа экипаж Лузгин, летнаб гвардии лейтенант Куян Василий Андреевич выполнил разведку по маршруту на Краков.

22 августа экипаж Захаров, Лузгин выполнил полет на полный радиус действия- в районы Познань- Лешно- Острув- Лодзь. Продолжительность полета 3ч 20 мин.

25 августа- в районы Ченстохова- Оппельн- Катовице.

26 августа- Калиш- Бреслау- Кельце. 27 августа- Ченстохова- Оппельн- Краков.

28 августа экипаж: летчик Лузгин, летнаб гвардии старший лейтенант Елинов Алфей Алфеевич, выполнил разведку в районах Бреслау- Оппельн- Ченстохова.

29 августа экипаж Лузгин, Захаров, вылетев в район Бреслау, над Ченстохова был обнаружен парой истребителей ФВ-190, от которых пикированием ушел в облачность. Из-за ухудшения погодных условий, экипаж выполнил задание частично.

К сентябрю 1944г. гвардии младший лейтенант Лузгин выполнил 68 успешных боевых вылетов. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 05 октября 1944г. награжден орденом Отечественной войны II степени.

05 сентября экипаж самолета Пе-3 №47 Лузгин, летнаб старший лейтенант Левин Александр Семенович- выполнил разведку в районах Лодзь- Ченстохова- Кельцы.

21 сентября экипаж Лузгин, Захаров выполнил разведку в районах Краков- Моравская Острава. При выполнении двух заходов для площадного фотографирования был обстрелян огнем зенитной артиллерии- до 700 разрывов. Успешно маневрируя, экипаж выполнил задание.

05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.

15 октября экипаж самолета Пе-2 №35: Лузгин, летнаб младший лейтенант Пирогов Петр Афанасьевич, воздушный стрелок-радист старший сержант Еникеев Рахмед Гарифович- выполнил разведку в районах Радом- Томашув Мазовецкий- Каменка- Островец. Трижды был обстрелян зенитной артиллерией.

17 октября экипаж: Лузгин, летнаб лейтенант Данилов Анатолий Иванович, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Киняев Николай Иванович- выполнил разведку в районах Радом- Нове Място- Томашув-Мазовецкий.

26 октября экипаж Лузгин, Захаров выполнил разведку в районах Бреслау- Бриг- Оппельн- Люблинец.

27 октября экипаж Лузгин, Пирогов, Киняев выполнил разведку железнодорожных узлов в районах Томашув-Мазовецкий- Опочно.

28 декабря экипаж: гвардии лейтенант Лузгин, гвардии старший лейтенант Захаров, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Разиньков Семен Петрович- выполнил разведку в районах Томашув-Мазовецкий- Сулейюв.

05 января 1945г. экипаж: Лузгин, летнаб лейтенант Путинцев Дмитрий Георгиевич, воздушный стрелок-радист сержант Линьков Павел Петрович- выполнил разведку в районах Радом- Нове Място- Рава-Мазовецкая.

16 января экипаж Лузгин, Захаров выполнили разведывательный вылет с аэродрома Ежове.

17 января экипаж Лузгин, штурман 2-й эскадрильи гвардии капитан Сафронов Алексей Иванович выполнил разведку по маршруту на Калиш.

19 января экипаж Лузгин, Захаров с аэродрома Рытвяны выполнил разведку районов Бреслау- Люблинец.

20 января- в районах Бреслау- Оппельн- Ратибург. В районе Розенберг экипаж был атакован парой истребителей ФВ-190, от которых ушел с набором высоты в дымку.

21 января- в районах Бриг- Оппельн- Козель- Ратибург.

24 января экипаж выполнил задачу командования по фотографированию обороны противника на западном берегу р.Одер на участке Нойзельн- Глогау- Бреслау.

К 09 февраля 1945г. произвел 86 успешных боевых вылетов. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказ о награждении от 10 апреля 1945г.

19 февраля экипаж Лузгин, Захаров с аэродрома Рудники выполнил разведку в районах Кольфурт- Герлиц- Циттау- Либерец.

21 февраля экипаж самолета Пе-3-бис № «звезда» выполнил разведку в районах Нейссе- Гиршберг- Прага- Пардубице- Брно.

15 марта 1945г. экипаж: Лузгин, Путинцев, Разиньков- с аэродрома Любен (совр. Любин, Польша) выполнил разведку в районах Брно- Ивтернберг.

20 марта экипаж Лузгин, летнаб гвардии капитан Ветлужских Виктор Михайлович, выполнил фотографирование районов Фюрстенвальде- Блесков- Люббен- Коттбус- Ширемберг.

22 марта экипаж Лузгин, Путинцев, Еникеев- выполнил разведку в районах Ческа Липа- Либерец- Трутнов- Райхенбах. Был атакованы парой истребителей ФВ-190 (Фокке-Вульф), от которых ушел пикированием до высоты 800м.

23 марта экипаж Лузгин, Захаров, Разиньков выполнил разведку в районах Пардубице- Райхенбах. 

25 марта экипаж Лузгин, Левин выполнил разведку в районах Бауцен- Дрезден- Герлиц.

26 марта экипаж Лузгин, Путинцев выполнил разведку в районах Губен- Герлиц.

В период последних боевых операций Красной Армии сфотографировал города и аэродромы Герлиц, Лейпциг, Дрезден, Прага, Пардубице, Берлин. 

За годы войны гвардии лейтенант Лузгин выполнил 105 успешных боевых вылетах на дальнюю разведку.

Приказом от 29 мая 1945г. был награжден третьи орденом Красного Знамени.

15 мая 1945г. командир полка подполковник Звонцов представил гвардии старшего лейтенанта Захарова и гвардии лейтенанта Лузгина к присвоению звания Герой Советского Союза. Представление поддержал заместитель начальника штаба ВВС Красной Армии по разведке генерал-лейтенант авиации Грендаль Дмитрий Давидович. Приказом от 02 декабря 1945г. гвардии старший лейтенант Захаров был награжден четвертым орденом Красного Знамени, Указом Президиума ВС СССР от 15 мая 1946г. Лузгину Алексею Андреевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Алексей Андреевич награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

За долголетнюю и безупречную службу в 1951г. был награжден медалью «За боевые заслуги», в 1956г.- орденом Красной Звезды.

Гвардии подполковник Лузгин был уволен в запас 15 июня 1960г.

Регион Республика Беларусь
Воинское звание гвардии лейтенант (в 1945г.)
Населенный пункт: Витебск
Место рождения с.Загородье, Витебская обл.
Годы службы 1940 1960
Дата рождения 1.02.1920
Дата смерти 10.01.1977

Боевой путь

Место призыва Тамбовский РВК, Тамбовская обл.
Дата призыва 15.12.1940
Боевое подразделение 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк

Фотографии

Давлеканово 1943г.

Давлеканово 1943г.

Лузгин Алексей Андреевич и Захаров Александр Васильевич

Лузгин Алексей Андреевич и Захаров Александр Васильевич

Лузгин Алексей Андреевич и Захаров Александр Васильевич. 1945г. Либбен.

Лузгин Алексей Андреевич и Захаров Александр Васильевич. 1945г. Либбен.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: