Александр
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Двоюродный брат нашего дедушки (Матросова Бориса Александровича) родился в городе Горьком в многодетной рабочей семье в 1918 году. В 1937 году по комсомольской путевке прибыл в Тамбовскую военную летную школу, которую закончил с отличием в 1940 году и стал военным летчиком. В выпускной аттестации написано: "..Учился настойчиво и с большим желанием, обладает отличной техникой пилотирования, одним из первых вылетел самостоятельно при малом налете, может привести в жизнь любое решение, поставленное командованием, служит примером для других..". Лушин А.Ф. служил в 219-ой бомбардировочной Ченстоховской орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии в 859 бомбордировочном полку под командованием майора Орлова Анатолия Тихоновича, был командиром звена, летал на американском бомбардировщике Б-3 типа "Бостон" (их получали по лэнд-лизу от союзников). Боевое крещение Александр Лушин получил в первые дни войны на Западном фронте, где совершил несколько десятков боевых вылетов. В августе 1941 года в районе Минска его экипаж сбили истребители противника, Лушину А.Ф.пришлось покинуть горящую машину на парашюте, обгорелый и раненный он был доставлен в госпиталь. К середине августа 1942 года на Закавказском фронте была создана вторая линия обороны для надежного прикрытия Грозненского направления. Звено лейтенанта Лушина А.Ф. ежедневно совершало по три боевых вылета. Немецкие танки прорвались к рубежу реки Малка в районе станицы Куба и по наведенной переправе вышли на южный берег реки. В районе Пятигорска сосредоточилось до 300 танков врага, 14 августа 1942 года майор Орлов А.Т. приказал поднять на уничтожение переправы звено лейтенанта Александра Лушина. В экипаж Лушина А.Ф. вошли: штурман звена старший лейтенант Дмитрий Лаврентьевич Барабаш - секретарь партбюро эскадрильи, стрелок-радист сержант Геннадий Майоров, а за воздушного стрелка летал авиамеханик сержант Борис Пермитин (сын известного писателя, секретаря Союза правления писателей РСФСР Ефима Николаевича Пермитина), так как в полку не хватало стрелков. Пилотом второго экипажа был сержант Василий Федорович Милейко в экипаж входили: штурман лейтенант Федор Иванович Ильин, стрелки старшина Александр Григорьевич Летошенко и сержант Алексей Степанович Баранов. Звено было атаковано мессершмиттами 6-МЕ-109, и оба самолета были подбиты. Милейко В.Ф. удалось посадить свой самолет на южном берегу реки Малка, он и его штурман Ф.И. Ильин вернулись в полк, а стрелки Летошенко А.Г. и Баронов А.С. погибли. Самолет Лушина А.Ф. загорелся, Б.Е. Пермитин и Г.Майоров погибли, Лушин А.Ф. был ранен, приказал Д.Л. Барабашу прыгать, последними словами Лушина А.Ф. были:"Иду на переправу", он направил самолет в сторону танковой колонны. Д.Л. Барабаш вернулся в полк и доложил майору Орлову А.Т., что задание выполнено. Лушин А.Ф. похоронен в братской могиле Кабардино-Балкарской АССР, Чегемского р-на, Каменский с/с, с. Каменка. В 1980 году в районе бывшего фронтового аэродрома Старые Атаги на кургане был открыт памятник 102-м летчикам 219-ой бомбардировочной Ченстоховской орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии. Символичное крыло боевого самолета как бы врезалось в курган после трудного боя, и на укрепленных на нем плитах в металле бессмертные имена погибших летчиков, в том числе: Лушина А.Ф., Майорова Г.И., Пермитина Б.Е, Летошенко А.Г., Баранова А.С. и их боевых товарищей. На настоящий момент сведений о памятники найти не удалось, возможно он был утрачен во время боевых действий в Чечне.
P.S. Источником данных для нас стало письмо подполковника в отставке Алексея Павлова, который в 1980-х годах, писал книгу о летчиках, оборонявших Кавказ и прислал нашему дедушке (двоюродному брату Лушина А.Ф.) станицы черновиков, в которых подробно описан последний бой Лушина Александра Федоровича.
Боевой путь
Призван: Горький ГВК, Горьковская обл., г. Горький. Служил в 219-ой бомбардировочной Ченстоховской орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии в 859 бомбордировочном полку, был командиром звена, летал на американском бомбардировщике Б-3 типа "Бостон". Боевое крещение Александр Лушин получил в первые дни войны на Западном фронте, где совершил несколько десятков боевых вылетов. В августе 1941 года в районе Минска его экипаж сбили истребители противника, Лушину А.Ф.пришлось покинуть горящую машину на парашюте, обгорелый и раненный он был доставлен в госпиталь. К середине августа 1942 года на Закавказском фронте была создана вторая линия обороны для надежного прикрытия Грозненского направления. Звено лейтенанта Лушина А.Ф. ежедневно совершало по три боевых вылета. Немецкие танки прорвались к рубежу реки Малка в районе станицы Куба и по наведенной переправе вышли на южный берег реки. В районе Пятигорска сосредоточилось до 300 танков врага, 14 августа 1942 года на уничтожение переправы было поднято звено лейтенанта Александра Лушина. Бомбордировщики были атакованы мессершмиттами 6-МЕ-109, и сбиты, Лушин А.Ф. погиб.