Пётр
Калиникович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 23 Июня 1916 года в селе Ляличи Михайловского района Приморского края в крестьянской семье. В 1930 году приехал вместе с родителями во Владивосток. После окончания школы ФЗУ работал столяром на "Дальзаводе". В 1936 году после окончания планерной школы поступил в Московский авиационный техникум, который успешно окончил в 1936 году. Работал мастером на авиационном заводе. Учился в аэроклубе. В 1940 году добровольно вступил в воздушно - десантные части ВВС. В 1941 году окончил Армавирскую военно - авиационную школу лётчиков. В Сентябре 1942 года из военной школы лётчиков Пётр Лобас прибыл на Волховский фронт под Ленинград. Только в Марте 1943 года он прошёл боевое крещение огнём.
Боевой путь
С 3 сентября 1942 года старший сержант П. К. Лобас на фронтах Великой Отечественной войны в составе 744-го ИАП (1 мая 1943 года преобразован в 86-й Гвардейский ИАП). Был старшим лётчиком, заместителем командира и командиром эскадрильи. Летал на Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3.
К январю 1945 года командир эскадрильи 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан П. К. Лобас совершил 106 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8730).
К 9 мая 1945 года совершил 163 боевых вылета, провёл 31 воздушный бой, в которых сбил лично 16 самолётов противника. Воевал на Северо-Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Дважды легко ранен в воздушных боях (07.09.1943 года - в левую руку, 18.03.1945 года - в левую ногу).
Воспоминания
Мундир ветерана
В далеком 1978 году дед моей супруги Лобас Пётр Калиникович показывал свой мундир с боевыми наградами, когда она гостила у него в гостях в Москве.
Боевые вылеты
В один из дней 86-й Гвардейский истребительный авиационный полк должен был сопровождать штурмовики. В назначенное время истребители поднялись в воздух. Вдруг из-за облаков появились 6 FW-190. Они бросились на ведущих истребителей майора Кочергина и лейтенанта Кокошкина. Лобас стал разворачивать свой самолёт для атаки. Но пока он набирал высоту, фашисту удалось подбить Кокошкина, и тот выбросился с парашютом. К нему сразу же устремился "Фоккер". Однако Лобас опередил фашиста и прикрыл своего командира.
Вскоре вражеских самолётов осталось только 4. Но оставшиеся не уходили. Они с рёвом носились на фоне темнеющего неба, стремясь зайти в хвост "Якам". Лобас появился среди врагов в тот момент, когда один из них делал разворот. До отказа нажав на газ, он догнал фашиста и дал по нему очередь из пулемёта. Сноп трассирующих пуль пронизал вражеский самолёт. Он вспыхнул...
Бои в небе под Ленинградом становились всё напряжённей. Фашисты усилили налёты своей авиации на единственную оставшуюся плотину Волховской электростанции, снабжавшей Ленинград электроэнергией. Ежедневно для ударов по плотине враг посылал по 60 - 80 самолётов. Перед советскими лётчиками стояла задача не дать противнику сбросить бомбы на цель. Днём и ночью на подступах к плотине шли ожесточённые воздушные схватки.
Трудный бой разгорелся 1 Июня 1943 года. Немецкое командование бросило на плотину 64 бомбардировщика. Вражеские самолёты шли плотным строем, группами. Навстречу им поднялись 6 "Яков". Среди них был и самолёт Лобаса. И хотя силы были далеко не равные, наши лётчики смело вступили в бой. Первым на ведущего Не-111 бросился Лобас. На предельной скорости, пролетая мимо ведущего вражекой группы, он послал очередь бронебойных пуль. "Хейнкелю" было нанесено повреждение, но он продолжал лететь. Тогда Лобас, описав в воздухе небольшую дугу, снова устремился на врагов. На этот раз удар оказался более точным. Пули нашли топливный бак, и вражеский самолёт вспыхнул. А в это время боевые друзья сбили ещё 3 бомбардировщика.
В разгар боя из-за облаков вынырнули фашистские истребители. И всё же Лобасу удалось оттеснить от общей группы один из FW-190. Противник принял вызов. Разразилась смертельная дуэль двух истребителей. Теперь уже успех решали мастерство и сила воли. Как только немец вышел из пике и стал набирать высоту, Лобас, резко повернув самолёт на правую плоскость, приблизился к "Фоккеру". Огненная струя пуль и снарядов впилась в самолёт, и тот камнем пошёл вниз. Это был 4-й вражеский самолёт, сбитый Лобасом. Августе 1943 года развернулись кровопролитные бои на Калининском фронте. Здесь Лобас снова отличился. В 6 воздушных боях он лично сбил 6 самолётов противника. А однажды в течение 38 минут ему одному пришлось драться против 5 врагов. Он выдержал этот тяжёлый бой, уничтожив 3 "Юнкерса".23 Октября наши войска овладели городами Гольдан и Сувалки. В районе Вальтеркемена продолжались тяжёлые бои: немецкие войска упорно стремились замкнуть фланговые группировки и этим отрезать наш танковый корпус за рекой. Однако все контратаки противника были отбиты. Лётчики 240-й ИАД сопроводили до 200 штурмовиков Ил-2, провели 6 воздушных боёв. В одном из них, Гвардии капитан Лобас поджёг FW-190. Ни штурмовики, ни истребители потери не имели.
С Октября 1944 года у Лобаса начались ежедневные полёты в тыл врага. "Свободная охота" сменялась разведкой, разведка - сопровождением штурмовиков или бомбардировщиков.
4 Ноября Гвардии капитана Лобас звеном сопровождал группу Ил-2. Когда "Илы" начали бомбёжку вражеской цели, из-за облаков появилось 6 вражеских истребителей. "Яки" устремились на перехват. Немцам не удалось прорваться к нашим штурмовикам, и они парами набросились на истребителей. Завязался ожесточённый бой. Немецким лётчикам и на сей раз не удалось вывести из строя ни одного советского самолёта. Зато Лобас, проходя по замкнутому кругу, настиг "Мессера" и двумя короткими очередями срезал его. Это была его 14-я победа ! 18 Ноября 1944 года Гвардии капитан П. К. Лобас с ведомым Младшим лейтенантом Н. И. Тёпиным атаковали автоколонну противника. Тёпин меткой очередью поразил автомашину, которая свалилась в кювет. Немцы открыли по нашей паре сильный зенитный огонь. Лётчики ушли в район Инстербурга, где обнаружили небольшой эшелон - паровоз тащил 4 спальных и 6 товарных вагонов. Классные вагоны представляли определённый интерес: там могли находиться офицеры, может быть, даже высокого ранга. Гвардии капитан Лобас пробил паровозный котёл и поезд остановился. Младший лейтенант Тёпин в это время ударил по вагонам. Из них стали выпрыгивать и разбегаться фашисты. После повторной атаки лётчики заметили, что с аэродрома Инстербург взлетают вражеские истребители. Они набрали высоту и ушли в облака.
49 боевых вылетов совершил Лобас за время Восточно - Прусской операции. 4 вражеских самолёта, 15 автомашин, 5 паровозов и 3 железнодорожных эшелона - таков счёт лётчика в тех боях.
После войны
После окончания войны продолжал служить в ВВС, до 1946 года командовал эскадрильей в Группе советских войск в Германии. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). С 1951 года по 1954 год - заместитель командира отдельного учебно-испытательного полка Военно-Воздушной инженерной академии. С января 1955 года по июнь 1956 года находился в ГДР: военным советником командира отделения аэроклуба (январь 1955 - февраль 1956), военным советником командира авиаполка (февраль - июнь 1956). Затем служил начальником штаба бомбардировочного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). С декабря 1959 года Гвардии полковник П. К. Лобас - в запасе. Работал в ОКБ П. О. Сухого: заместителем начальника отдела лётных испытаний (1961 - 1966) и командиром лётно-транспортного звена (1966 - 1984). Жил в Москве. Умер 1 апреля 1985 года, похоронен на Кунцевском кладбище. В селе Михайловка Приморского края на Аллее Героев установлена мемориальная плита.