![Лобанов Геннадий Максимович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2016/06/23/5ca42720455819235e80616dbcc6995d.jpg)
Геннадий
Максимович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Это брат моей бабушки Афанасьевой (Лабановой)Александры Максимовны.В 1942 году он закончил быстрые курсы летчиков база дислоцировалась в Саратовской обл.г.Балашиха,где затем оказался в 15-ом отд.разведывательном авиационном полку ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.
Боевой путь
15 отдельный морской дальне разведывательный Краснознаменный, ордена Ушакова 2 степени, Таллиннский, авиационный полк 15 ОМРАП ВВС Краснознаменного Балтийского флота был сформирован в январе 1938 года. В состав полка входили две авиационные эскадрильи на летающих лодках Че-2 (МДР-6, морской дальний разведчик), одна авиационная эскадрилья на летающих лодках МБР-2 (морской ближний разведчик). Боевое крещение 15 ОРАП получил в войне с белофиннами в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Летчики полка совершали вылеты на воздушную разведку. В боях отличился экипаж старшего лейтенанта Губрий А.А. На самолете МБР-2, экипаж разыскал экипаж подбитого бомбардировщика СБ, выполнил посадку на лед Финского залива, под непрерывным артиллерийским огнем подобрал раненых и обожженных членов экипажа СБ и спас их. В марте 1940 года, старший лейтенант Губрий был удостоен звания Героя Советского Союза. 22 июня 1941 года, в два часа ночи экипаж полка на МБР-2 обнаружил немецкие корабли, выставляющие мины в водах Финского залива. Летчики 15 ОМРАП, первыми узнали о начале боевых действий и доложили об этом командованию КБФ. 22 июня 1941 года в состав полка входили: 19 авиационная эскадрилья (Че-2), базировалась в п. Горы Валдай 22 авиационная эскадрилья (Че-2), базировалась г. Вейно 18 авиационная эскадрилья (МБР-2), базировалась г. Ораниенбаум 7 августа 1941 года, экипаж капитана Усачева выполнил полет на воздушную разведку погоды на самолете Че-2 по маршруту: аэродром Когул (о. Саарема)-Свиноуйсце-Щецин. В 19 часов капитан Усачев произвел посадку на аэродром Когул, доложил о погоде по маршруту полета. В 21 час взлетела группа самолетов 1 МТАП полковника Преображенского, прошла по маршруту о. Саарема-Свиноуйсце-Щецин-Берлин и ночью 8 августа 1941 года нанесла первый бомбовый удар по столице фашисткой Германии. При последующих вылетах на Берлин, у летчиков 15 ОМРАП была задача ведение разведки погоды на самолетах Че-2, спасение подбитых и приводнившихся экипажей бомбардировщиков. Военная доблесть авиаторов полка особенно ярко проявилась в жестокой борьбе с фашисткой Германией. Решения на нанесение бомбово штурмовых ударов по вражеским судам в море и базах, как правило принимались по данным воздушных разведчиков 15 ОМРАП. Летчики полка участвовали во всех операциях флота. Задачи полка - ведение воздушной разведки и фото-контроль результатов ударов. В 1943-1944 годах летчики полка вели воздушную разведку на самолетах Як-9Р, Пе-2Р, А-20F-3A. За мужество и героизм, пять летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Одной из последних тяжелых потерь полка, был сбитый 8 мая 1945 года при налете на ВМБ Лиепая, экипаж самолета Пе-2Р. Погибли два Героя Советского Союза Г. Давиденко и А. Грачов. После Великой Отечественной войны полк базировался на аэродромах Земланского полуострова. Одними из первых летчики полка в послевоенное время освоили самолеты Ил-28Р, затем Ту-16р. Полк стал базироваться на аэродроме Чкаловск, расположенном на северо-западной окраине г. Калининград. В 1962 году, летчики полка, одними их первых в СССР переучились на самолет Ту-22р. Первым, после инструктажа заводских летчиков-испытателей, на самолете вылетел командир авиационной эскадрильи подполковник Дорофеев. В тот период самолета Ту-22У еще не было, и летчики полка вылетали на новом типе самолета без вывозных и контрольных полетов. Новый самолет оказался сложным и аварийным. За годы эксплуатации самолета до второй половины восьмидесятых, полк потерял в катастрофах девять экипажей и самолетов. В семидесятых годах, вторая авиационная эскадрилья перешла на самолет Ту-16р, а первая авиационная эскадрилья продолжала летать на самолетах Ту-22р. В 1985 -1986 годах, летчики второй АЭ переучились на самолеты Су24мр. В 1989 году летчики первой АЭ, переучились на самолеты Су-24м. Летный состав первой и второй АЭ летал как на самолетах Су-24мр так и на Су-24м. Обычно на воздушную разведку вылетала пара Су-24мр и Су-22м, составляющая Разведывательно-Ударную Группу. В 1991 году, экипажи полка стали готовится к освоению заправки в воздухе. Распад СССР в декабре 1991 года не дал осуществится задуманному. Интенсивность полетов снизилась, наступили новые задачи – поддержание боевой готовности, поддержание летных навыков летного состава. Прославленный полк стал терять одну позицию за другой. Так продолжалось до осени 1993 года. 1 декабря 1993 года 15 ОДРАП, согласно Директивы Главкома был расформирован. Часть самолетов полка передали на Тихоокеанский флот, аэродром Кневичи, часть самолетов передали на Северный флот, аэродром Североморск-1, часть самолетов и личный состав полка вошли в переформированный 846 гв. ОМШАП, аэродром Чкаловск Закончилась история прославленного морского дальне разведывательного авиационного полка. Командиры полковник Д.Ф. Бортновский 1939 - 29.09.41 майор А.В. Арефьев 10.41 - 30.08.43 майор Филипп Александрович Усачев 30.08.43 - 05.45
Воспоминания
Друг:Николаев Николай Константинович участник ВОВ(летчик)
Военная доблесть авиаторов полка особенно проявилась в жесткой борьбе с фашистской Германией.Решения на нанесение бомбово-штурмовых ударов по вражеским судам в море и базах как правило принимались по данным Воздушных разведчиков 15-го ОМРАП.Летчики
полка участвовали во всех операциях Флота.
Задачи Полка:ведение воздушной разведки,фото контроль результатов удара.
23 сентября 1944 года,после ликвидации группировки"Нарва",15-й гв.ОРАП перебазировался на аэродром Пеневежис в Литве.
Боевые вылеты в море начались 1.10.1944г,против крупного конвоя противника в Рижском заливе.
Сестра: Афанасьева(Лобанова)Александра Максимовна
Брат мой Геннадий это волевой,умеющий думать на перед человек.Видно был очень жестокий бой в котором он к сожалению не выжил!Но он оставил на долгую память свое имя с большой буквы....Мы любим тебя и гордимся тем,что ты сделал для всего нашего народа!!!
После войны
Мне постоянно хотелось найти этого человека,ведь он нам родственник по моей бабушки.И в друг однажды приносят газету"Барышский Вести",я узнаю об его подвиге. Это действительно человек с большой буквы,который пропал без вести в Балтийском море в районе Клайпеда. Нашему поколению надо ровняться именно на таких героев,ведь на них и держится наша страна!!!