Михаил
Матвеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Линин Михаил Матвеевич родился 22 февраля 1920 года в деревне Дуплиха Коношского района Архангельской области.
Из воспоминаний.
«После окончания Ленинградского военного автотехнического училища (выпуск был ускоренный, учеба была с сентября 1939 г. по 10 июня 1941 года) в звании лейтенанта я был направлен в г. Минск, в/ч 9858 Западного военного округа командиром авто-транспортного взвода. Здесь нас и застала война. В первый день Минск подвергся ожесточенной бомбардировке. Часть была выведена в район сосредоточения за городом. Мех. дивизия вела бои
с первых дней, так как уже были выброшены и десанты фашистов. Наш взвод, еще не полностью отмобилизованный и обученный в первый год войны, обеспечивал подвоз боеприпасов, продовольствия, вывоз раненых, отступая перед превосходящими силами противника. Горько отступая, наши части, теряя технику и личный состав вели упорные бои на реке Березине, оставшиеся силы были переброшены под Курск в район города Обоянь, а потом на линию Старый и Новый Оскол. Здесь я уже был командиром авто-роты подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия, отвоза раненых бойцов и командиров в тыл. Это помнится тем, что наш шестой отдельный автобатальон усиленно подвергался бомбардировке, фашистские асы-летчики расстреливали и бомбили отдельные автомашины, не говоря об автоколоннах. Здесь наши части вели упорные бои, а нам предстояло обеспечить их всем необходимым для боя по маршруту Новый Оскол – Короча – Белгород.
Под натиском превосходящих сил противника мы потеряли много техники и личного состава. Остатки сил были переброшены под Харьков в район Лозовая – Барвенково – Изюм, где наши части наголову разгромили отборные части фашистов, были взяты огромные трофеи. Фашисты оставили более 400 машин и броневиков, у многих из них умышленно были проколоты и пробиты бензобаки, чтобы мы не воспользовались их техникой. Но главное – у нас было мало умеющих заводить и управлять автомобилем. Часть исправной техники мы вывели в тыл, такие грузовики как «Бюссинг», «Гономаг», «Опель», легковые «Кадет», «Мерседес», грузовики «Мерседес-бенц» и др. Если бы все солдаты умели водить автомобили, мы всю технику врага успели бы вывезти. Но фашисты, чтобы не отдать нам богатые трофеи, грузовики с грузами боеприпасов, ГСМ, продуктами и обмундированием, начали массированную бомбардировку г.Изюм и оставленной
в нем техники. Фашистская армия была еще сильна, и нам было приказано оставить г.Изюм. Самолеты фашистов здесь гонялись за каждым отдельным нашим бойцом, машиной, пикировали на нас и стреляли.
После расформирования, значительных потерь остатки перебросили в г. Тулу. Здесь я был назначен замкомандира роты по т\ч 190-го отдельного автобатальона. Здесь подвозили все нужное для боя по защите Тулы, чтобы не допустить фашистов к Москве.,
По приказу начальника тыла Красной Армии часть наших офицеров была направлена
в г.Горький на автозавод, где был сформирован второй учебный автополк из четырех батальонов – 16 учебных рот для подготовки нужного количества шоферов для армии, т.к. стало поступать от наших союзников из США и Канады много техники, грузовиков «Студебеккер», «Форд», «Шевроле», «Интернационал», «Виллис», мотоциклы «Харлей». В 1944-45 годах мы уже дали на фронт почти 15 тысяч обученных шоферов, в том числе из них была добрая половина девушек, призванных в армию. Затем второй полк был передислоцирован в Городец. В Городце я и женился в 1943 году на Ромашовой Марии Ивановне, участнице Великой Отечественной войны. Впоследствии вырастили двух сыновей Валерия и Александра.
Штаб полка размещался в доме культуры судоверфи, автоклассы и казармы располагались
в зданиях ткацкой фабрики, а также нынешней стоматологической поликлиники и музыкальной школы. Учились курсанты 3 месяца, затем из областной автоинспекции приезжала комиссия, которая принимала экзамены и вручала удостоверения водителей. Их уже ждали представители фронтов. За время своего действия полк подготовил более 4 тысяч водителей для фронта.
Из пятидесяти членов полка, живших в Городце, хочу вспомнить П.Я.Клепача, Е.И.Голубева. Кстати, после войны ветераны полка основали в Городце автохозяйство, первым директором которого, был офицер Иван Журавлев. Потом он отбыл на родину. Я тоже работал во вновь созданном автохозяйстве, составлял графики движения автобусов.
В 1945 году я был направлен в группу советских войск в Германии в должности начальника автотракторной службы 66-го гвардейского танкового полка. Демобилизовался летом 1953 года
в звании капитана при массовом сокращении вооруженных сил. Награжден орденом Отечественной войны и 12 медалями.
После войны мы с Марией Ивановной много лет работали на Городецкой ткацкой фабрике, были на доске почета. В течение 15 лет я являлся народным заседателем и председателем товарищеского суда. На Заволжский моторный завод я поступил в 1965 году. С 1970-го по 1987 работал в отделе главного механика в начале старшим инженером по технадзору, лично обучил
7 групп крановщиков мостовых (козловых) кранов для завода и других предприятий района, а это более 180 человек получили удостоверения крановщиков в госкомиссии через отдел подготовки кадров завода для всех цехов ЗМЗ. По достижении пенсионного возраста работал слесарем
по ремонту кранов. В 1977 году как заслуженный ветеран завода за добросовестную работу
и высокие производственные показатели был занесен на Аллею Трудовой Славы ЗМЗ».
Михаил Матвеевич Линин умер 6 октября 2010 года.
Боевой путь
Прошёл всю войну. Был награжден за заслуги орденом Отечественной войны и 12 медалями.