Валентин
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Приближается 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Расскажу о своих родственниках. Мой прадед Лихачев Валентин Федорович родился 16 августа 1920 года. Трудиться начал с февраля1938 года в Москве слесарем в мастерских Центрального телеграфа. По рекомендации военкомата в ноябре 1939 года поступил в Серпуховское военное авиатехническое училище, которое окончил с отличием, получив звание авиамеханик и направление в 208-й авиационный бомбардировочный полк, дислоцировавшемся в то время в г. Калинине. В день начала войны, 22 июня, в 5 часов утра, полк был поднят по тревоге. Несколько эпизодов из воспоминаний прадеда: «И ночью, и днем мы находились около замаскированных на аэродроме вдоль леса самолетов, спали в шалашах. Первый боевой вылет с целью бомбометания произошел 28 июня 1941 года шестью эскадрильями по 9 самолетов на город Даугавпилс. Немцы на истребителях встретили наши самолеты огнем. В этом бою погибли летчики полностью 1-ой и 2-ой эскадрильи, также были сбиты самолеты командира и заместителя командира нашей 3-ей эскадрильи. Нашу группу из 4-х самолетов привел заместитель командира авиаэскадрильи Герой Советского Союза Остаев Алексей Егорович, ставший позднее командиром нашего 208-го авиаполка.
В самом начале июля при перебазировании нашего полка в тыл в г. Тамбов, где вскоре прошло переучивание летного и технического состава на самолеты Пе-2 и Пе-3, наш эшелон попал под бомбежку немецкими самолетами на Московской окружной железной дороге около Покровского-Стрешнево. В ноябре 1941 года нашей базой, откуда проводили экипажи наших самолетов разведку и штурмовку немецких войск в районах Клина, Волоколамска , Яхромы и других, стал аэродром Чкаловское около Щелково.
После завершения обороны Москвы в марте 1942 года наш полк перевели из бомбардировочного в штурмовой. В это время я был направлен в г. Горький, на аэродром Стригино в Первую отдельную авиаэскадрилью лидеров, перед которой стояла задача сопровождение на фронтовые аэродромы с авиационных заводов самолетов-истребителей и самолетов-штурмовиков. Меня назначили бортмехаником на лидерных самолетах, которые летали по маршрутам от авиационных предприятий к линии фронта.
24 июня 1943 года один из полетов на самолете Пе-2 едва не закончился трагически для меня. Приземляясь на аэродроме в Горьком, самолет при попадании шасси в канаву перевернулся через носовую часть на «спину», как говорят, сделал полный «капот», но, к счастью, не загорелся. Меня в бессознательном состоянии от полученного удара головой об корпус радиостанции вытащил из кабины бортрадист. После оказания медицинской помощи я проспал 20 часов, а через два дня вернулся в строй.
Позже в 1943-1945 гг. я продолжал летать борттехником на самолетах с аэродромов, расположенных в Подмосковье, для лидирования новых истребителей, стал старшим борттехником звена, при одном из полетов попал в Польшу, на аэродром Торн в г. Белостоке. В моем ведении были три самолета, которые обслуживали три борттехника.
Когда отпала необходимость в лидировании самолетов на фронт, я был переведен в Москву для продолжения службы на Центральный аэродром имени М. Фрунзе, в 918-ый авиаполк Главного политического Управления Советской Армии. День Победы я встретил в Москве, видел ликование людей на улице Горького и Красной площади».
Боевой путь
За период Великой Отечественной войны и послевоенной службы капитан Лихачев Валентин Федорович был награжден орденами:
- Отечественной войны (№3014663);
- Красной Звезды (№3268969);
медалями:
- «За боевые заслуги» (№2896660);
- «За боевые заслуги» б/н;
- «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.»;
медалью «За оборону Москвы», а также 14-ю медалями и знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне».