Василий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Василий Иванович Лебедев воевал на Ленинградском фронте. В декабре 1941 года их батальон был введён внутрь блокадного кольца.
Из воспоминаний В.И. Лебедева:
«1943 год. Ленинград стойко защищался и набирал силы, сам готовясь перейти в решительное наступление и полностью освободить город от вражеской блокады. Пополнялись ленинградские дивизии личным составом, оснащались новейшим отечественным оружием и боевой техникой.
Готовились к предстоящим боям и понтонеры Первого отдельного Краснознаменного понтонно-мостового гвардейского батальона инженерных войск Ленинградского фронта под командованием гвардии-майора Е.М. Гуляницкого.
Батальон получил новый переправочный понтонно-мостовой парк – Н2П. Также прибыло значительное пополнение личного состава. И теперь главная задача командного состава батальона была в том, чтобы научить бойцов в любых условиях – летом и зимой, днем и ночью – в предельно сжатые сроки наводить понтонные мосты через водные преграды – обеспечивать переправу наступающим ленинградским армиям, их танкам и артиллерии.
Особое внимание уделялось проведению переправы в ночное время, поэтому и учеба проводилась по большей части ночью.
Конструктивные особенности Н2П позволяли собирать паромы различной грузоподъемности – 12, 16, 24 и 30 тонн. Они отличались друг от друга количеством составных частей и их размещением. Сборка каждого типа мостовых паромов определялась схемой и таблицей. Крепление прогонов было рассчитано так, что, допустив ошибку в том или ином пароме, ввести его и закрепить в линию моста невозможно, то есть моста не собрать. Такой паром следует разобрать и снова собрать строго по схеме. А это может привести к срыву сроков начала переправы, а может быть, и к срыву начала наступления.
Поэтому, знание наизусть схем и таблиц сборки было для каждого понтонера строго обязательным, насущным делом. А таких схем и таблиц было более десятка. И пока обстановка на Ленинградском фронте позволяла, понтонный батальон упорно и настойчиво учился наводить новые понтонные мосты, раз от раза сокращая время на их сборку».
Победу встретил на острове Эзель:
«1 мая 1945 года был взят Кенигсберг, все были уверены: теперь – на Берлин! Но 6 мая батальон прибыл в Пярну. Ночью рота капитана Ковальчука, погрузившись на пароход, переправилась на остров Эзель. Бойцы и сержанты предчувствовали, что им предстоит выполнить важное задание на острове, но сути его не знали. Как потом оказалось, был получен приказ восстановить аэродром, разбомбленный нашей авиацией. В течение всего дня 8 мая рота походным маршем пересекала остров с восточного побережья на юго-запад.
Было уже около 23 часов, когда понтонеры расположились в сарае, где раньше хранилось сено, на ночлег. Капитан велел назначить в караул мое отделение. Я расставил посты и остановился у сарая, о чем-то разговорившись с друзьями. Вдруг услышал окрик часового, стоявшего у проходившей неподалеку грунтовой дороги:
- Стой! Кто идет?
Я немедленно направился туда. Часовой снова, еще настойчивее, повторил:
- Стой! Кто идет?! Стрелять буду!
Шедший в нашу сторону офицер замедлил шаг, но не остановился. Продолжая приближаться, он что-то громко кричал. И тут до нас донеслось:
-Товарищи! Братцы! Победа! Победа!!!
Я бегом побежал к часовому. Не зная, верить ему или нет, вновь строго приказал:
- Стоять на месте! Стреляю!
А из сарая уже выбегали бойцы, без гимнастерок, в нижних рубашках. Все спешили еще раз своими ушами услышать долгожданные слова.
Подошел капитан роты, я доложил:
- Товарищ гвардии капитан, задержан лейтенант…
- Докладывайте!
- Я лейтенант Дубов, вот мое удостоверение. Я был в соседней части, только что, пять минут назад, мы слушали радио: Конец войне! Германия капитулировала! Победа!!!»
Боевой путь
Воспоминания
Переправа
«1 февраля 1944 года войска Ленинградского фронта освободили город Кингисепп и вышли к первому водному рубежу – реке Луге. Мосты были уничтожены, но пехота без особых трудностей пересекла реку по льду и продолжила преследование противника. Однако, танки и автомашины форсировать Лугу без помощи понтонеров не могли. В считанные минуты река была очищена ото льда и не более, чем за час в районе деревни Порхово батальон навел свой первый понтонный мост, первую выполненную батальоном переправу на пути из блокадного Ленинграда на запад. Причем за все время содержания переправы – почти за 2 недели - мост не имел ни единого повреждения. И офицеры, и солдаты шутили и смеялись: понимали, насколько несладко приходится фашистам, раз они не обращают внимания на переправы, за которыми ранее так охотились и так беспощадно бомбили.
Вскоре батальон получил новое задание: в ночь на 12 февраля навести понтонный мост через реку Нарву. «Под шумок» артобстрела был взорван лед на трехсотметровом участке, образовалась огромная полынья. С наступлением темноты к ней одна за другой подъезжали машины с полупонтонами и прогонами. Началась сборка тридцатитонных мостовых паромов. Наше отделение работало на сборке головного парома – основы всей будущей переправы. К нам подошел командующий инженерными войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант Б.В. Бычевский в сопровождении офицеров штаба, обратился к бойцам:
- Молодцы, ребята! Давайте быстрее, уже подходят наши танки!
Но понтонеров и торопить было не надо. Несмотря на двадцатиградусный мороз, работали даже без шинелей, спешили с напряжением всех сил. Как только головной паром был закреплен на береговой лежень, от берега один за другим стали отходить собранные и уже готовые для введения в линию моста паромы.
Еще по-настоящему не присоединили мост на левом берегу, а из леса, где в укрытии стояли танки, послышался гул моторов. Показался первый так и, не сбавляя хода, устремился на мост. Мост стал приседать, принимая на себя двадцативосьмитонный груз, понтоны почти до предела погружались в воду. Двигаясь по мосту, танк все время находился как будто в ложбине, и поэтому ему приходилось словно карабкаться вверх. Как только первый танк выехал на левый берег и направился к месту сосредоточения, подошел второй танк – из предосторожности переправа велась только по одному танку. Дежурные понтонеры особо внимательно осматривали места соединения паромов – мост работал надежно и уверенно. Все были насквозь промокшими не только от нарвской воды, но и от собственного пота, одежда леденела и торчала колом, но все пристально следили за переправой».
После войны
Война закончилась, но демобилизован Василий Иванович Лебедев был лишь в ноябре 1945 года. До демобилизации понтонный батальон стоял под Ленинградом, кстати, благодаря ему и получил свое название поселок Понтонный. Там же, придя однажды на танцы, познакомился с будущей женой – Елизаветой Ивановной Андреевой (Лебедевой). В 1947 и 1949 годах у них родились двое сыновей, Анатолий и Леонид.
Работал учителем истории в поселковой школе, а в 1947 году поступил на Ленинградский Электромашиностроительный завод в Металлострое. Был мастером девятнадцатого, модельного, цеха. На ЛЭЗе трудился даже выйдя на пенсию.
До конца жизни он сохранил энергию, оптимизм, принципиальность, веру в торжество справедливости. Он делал дневниковые заметки, не раз обращался в газеты, высказывая свое мнение, его статьи даже публиковались в «Правде» - самой влиятельной и читаемой газете страны. А еще он писал повесть о войне – такой, какою прошел и прочувствовал ее сам.
В рукопись вклеен маленький листок из блокнота. На нем – несколько строк, которые Василий Иванович выбрал эпиграфом к своей повести:
«Молодость не повторяется. Ей отведен период в жизни человека. Наша молодость совпала с войной».