Петр
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Лазарев Петр Федорович-красноармеец , линейный надсмотрщик 1098-й Отдельной Кабельно-Шестовой роты 67-й Армии Ленинградского фронта. Награжден медалью "За Оборону Ленинграда" от 24.08.43г под № ч-07345. Награжден медалью "За Победу над Германией". К 40-летию Победы награжден орденом "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 1-й степени от 06.04.85г. Этот фронтовик мой односельчанин.
Боевой путь
На основании опыта, полученного в приграничных конфликтах у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол, а также во время Зимней войны командование РККАрешило в случае развёртывания фронтов и армий комплектовать их кроме отдельных полков связи, отдельных линейных батальонов связи, отдельных телеграфно-строительных, телеграфно-эксплуатационных ещё и кабельно-шестовыми ротами. Фронту придавалось три окшр, а армии одна. Задача отдельных кабельно-шестовых рот состояла в создании и поддержании кабельно-шестовых линий протяжённостью до 80 километров (в один провод). Для выполнения задач роты могли быть укомплектованы конной тягой или автомобилями. Кроме этого планировалось иметь в резерве фронта от трёх до пяти отдельных рот для поддержания связи в армиях на направлениях наступления частей РККА: для обеспечения связи с подвижными группами каждой армии планировалось придавать по одной окшр мобильным объединениям (авиационным, кавалерийским, механизированным корпусам). Всего на фронт планировалось иметь от шести до восьми отдельных кабельно-шестовых рот[2]. Кроме созданий воздушных кабельно-шестовых трасс, кабельно-шестовые роты могли прокладывать кабельные трассы по поверхности земли или снега, заглублять в грунт или через дно водных преград. До 1944 года для обеспечения связи через реки использовали обычный кабель, который в воде был очень не долговечен. В 1944 году был разработан и стал поставляться в войска бронированный речной кабель[3]. Во время Великой Отечественной войны широко использовался трофейный немецкий кабель.
В зимнее время особое внимание уделялось установке шестовых линий в замерзающий грунт и снег. Рекомендовалось избегать вмораживания шестов в землю, для чего практиковалась перестановка шестов. При обильных снегопадах и метелях рекомендовалось обкладывать шесты снегом для сохранения вертикального положения шестов[4].
Отдельная кабельно-шестовая рота должна была состоять из двух шестовых взводов и одного кабельного[2]. Служащие роты обеспечивали установку шестов и поддерживали кабели в рабочем состоянии[5]. Темпы прокладки шестовых линий составляли около трёх километров в час, а на устранение повреждений отводилось 25 минут на два километра линии[6]. Состав и оснащение кабельно-шестовых рот определялось штатами военного времени № 014/934 и № 014/942[7].
По данным «Перечень № 22 Отдельных батальонов, дивизионов, рот, колонн и отрядов связи, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» во время Великой Отечественной войны в действующей армии действовало 1663 отдельных кабельно-шестовых рот[8].
Шесты кабельно-шестовой связи[править | править вики-текст]
Для наведения кабельно-шестовой линии в один провод могло использоваться несколько вариантов кабеля. Один из вариантов — медная отожжённая проволока диаметром 2,1 мм. Электрическое сопротивление проволоки составляло около 6 Ом на километр. Этот вид проволоки имел сопротивление на разрыв 65,5 кг, при весе одного километра проволоки 32,75 кг. Кабель наматывался на катушки общим весом 41 кг. Длина провода на катушке — 1300 метров[9]. Кроме этого во время Великой Отечественной войны наиболее широко применялись кабели ПТГ-19 (полевой телеграфный, дальность связи до 40—55 км) и ПТФ-7 (полевой телефонный, дальность связи до 15-25 км)[10].
Для создания воздушных кабельных линий использовались два вида шестов: обыкновенный и придорожный. Обыкновенный шест имел высоту 365 см и толщину 4 см. Шест изготавливался из сосны и нижний конец обтёсывался на конус. На нижний конец одевался железный башмак для втыкания шеста в грунт. Башмак фиксировался шурупами. На верхний конец обыкновенного шеста устанавливался керамический изолятор. Верхний конец укреплялся железным кольцом — бугелем. Придорожный шест — шест, использовавшийся для увеличения длины обыкновенного шеста и применявшийся для создания воздушных переходов через автомобильные или железные дороги. Толщина придорожного шеста 5 см, а высота 366 см. Нижняя часть шеста изготавливалась аналогично нижней части обыкновенного шеста. На верхней части шурупами крепилось двойное кольцо с винтовым зажимом. В 120 см ниже верхнего двойного кольца крепилось двойное кольцо с башмаком. Обыкновенный шест пропускался через верхнее двойное кольцо и упирался нижним концом в башмак среднего двойного кольца. Зажимным винтом верхнего кольца обыкновенный шест фиксировался и получался складной шест общей высотой 6 метров. Установленные по бокам дороги два складных шеста создавали кабельно-шестовой переход через дорогу[9].