Александр
Тимофеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Служил пилотом в 40 скоростном бомбардировочном авиаполку Прибалтийского военного округа.
В октябре 1941г. на базе полка создан 511 скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович).
С 27 ноября по 14 декабря 1941г. совершил 20 боевых вылетов, 13 из них на штурмовку войск противника.
28 ноября 1941г. самолет был подбит огнем зенитной артиллерии и истребителя противника. Александр Тимофеевич совершил вынужденную посадку и спас жизнь экипажа.
Указом Президиума ВС СССР от 20 января 1942г. младший лейтенант Лазарев был награжден орденом Красного Знамени.
Приказом от 22 марта 1942г. был награжден орденом Красной Звезды.
Награжден медалью «За оборону Москвы».
К 1945г. командир корабля С-47 «Skytrain» 1 Транспортного авиаполка.
Работая в интересах оперативного отдела штаба 15 воздушной армии, не раз доставлял передовые команды на полевые аэродромы. Перевез 50 тонн грузов, необходимых частям армии. Преодолел за это время 22000км.
Старший лейтенант Лазарев был представлен к ордену Отечественной войны I степени, приказом от 03 июня 1945г. был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Приказом от 02 сентября 1945г. награжден вторым орденом Отечественной войны II степени.
За долголетнюю и безупречную службу в 1950г. был награжден медалью «За боевые заслуги», в 1955г.- орденом Красной Звезды.
Майор Лазарев вышел в отставку 27 мая 1961г.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.
Боевой путь
12 сентября 1941г. в г.Новочеркасск при 18 запасном авиаполку был сформирован 40 пикирующий (скоростной) бомбардировочный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович, военный комиссар полка батальонный комиссар Дроздов Виктор Григорьевич, начальник штаба майор Халюк Роман Алексеевич.
На формирование прибыла в полном составе эскадрилья из 6 скоростного бомбардировочного авиаполка (2-я авиаэскадрилья (АЭ) командир эскадрильи капитан Шикторов Петр Сергеевич), другая эскадрилья (1 АЭ), управление и штаб полка из 18 запасного авиаполка.
25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. С 26 сентября по 02 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолетами Пе-3. С 10 октября полк включен в особую группу генерал-лейтенанта авиации Петрова- резерв ставки Верховного Командования.
01 ноября 1941г. полк вошел в состав 10 смешанной авиадивизии. Дислокация- аэродром Ногинск. Имея в своем составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.
05 ноября для подготовки к участию в воздушном параде в честь 24-й годовщины Великого Октября, 11 экипажей полка перебазировались на аэродром Монино.
07 ноября в 02-45 получено указание и схема построения частей на воздушном параде. В 03-20 с летным составом полка задание было проработано. К 06-00 личный состав был готов к участию в параде. По метеоусловиям (из-за сплошного снегопада) воздушный парад был отменен.
09 ноября экипажи вернулись в Ногинск.
13 ноября. Состав полка- 20 исправных самолетов Пе-3, 1- неисправный.
14 ноября полк производил тренировочные полеты, бомбометание со средних высот и стрельбу на полигоне.
15 ноября 1-я авиаэскадрилься (АЭ) занималась командирской учебой, 2 АЭ- дежурила на аэродроме.
16 ноября 1 АЭ- дежурство по аэродрому, 2 АЭ- командирская учеба. Техсостав- стрельба из личного оружия.
17 ноября полк имел задачу ведения воздушной разведки, из-за низкой облачности полеты не производились.
18 ноября по метеоусловиям вылеты не производились.
С 19 по 24 ноября полк находился в готовности №2.
25 ноября произведено 17 тренировочных вылетов с бомбометанием на полигоне. В составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.
26 ноября полк находился в готовности №2.
27 ноября самолеты полка с 13-00 до 16-00 вылетали на уничтожение танков и мотомеханических войск противника в районах Солнечногорск, Каменка, Рогачево. Не вернулись 3 самолета- зенитным огнем сбит один самолет экипаж пилот мл.лейтенант Мартусенко Павел Афанасьевич, стрелок-бомбардир лейтенант Коваленко Александр Стефанович, который загорелся и упал на территории противника, экипаж погиб. Два самолета произвели вынужденную посадку. Самолет сержанта Радина вернулся с сожженным мотором, имея 12 пулевых пробоин. Летчик и штурман ранены. В полку 15 исправных самолетов, 2 неисправных.
28 ноября самолеты полка с 09-30 до 16-30 совершили 3 полковылета на уничтожение войск противника в районах Давыдково, Солнечногорск, Толстиково. В результате огня зенитных средств и истребительной авиации противника сбито два самолета Пе-3, самолеты упали и сгорели на территории противника. Погиб командир 2 АЭ капитан Шикторов Петр Сергеевич. Еще 3 самолета с задания не вернулись, место посадки и состояние экипажей неизвестны. В строю 10 самолетов, неисправных- 3.
29 ноября из-за плохих метеоусловий совершено 2 вылета на разведку погоды. Один из самолетов, не вернувшихся с задания 27 ноября, совершил вынужденную посадку в районе Димитров, из-за угрозы захвата противником был сожжен. Из навернувшихся 28 ноября, один самолет вернулся самостоятельно. Экипаж невредим, самолет требует ремонта.
30 ноября полк уничтожил до 7 танков и до 30 автомашин, потерь не имел. В полку 9 исправных Пе-3, 6 неисправных.
01 декабря полк находился в готовности №2. В полку 12 исправных Пе-3, 3 неисправных.
02 декабря полк произвел 33 самолетовылета. Бомбардировщики ходили группами по 5-6 самолетов, бомбардировали с высоты 1500-2300 метров. В полку 13 исправных Пе-3, 2 неисправных (один из которых на центральном аэродроме г.Москва).
03 декабря полк находился в готовности №2.
04 декабря полк совершил 34 самолетовылета. Уничтожено до 7 танков и до 50 автомашин с пехотой. Впервые были применены РРАБ-3 (ротативно-рассеивающие авиабомбы).
Не вернувшийся 28 ноября экипаж- сержант Сычев Федор Игнатьевич, старшина Крючков находится на излечении, самолет сожжен.
05 декабря задача выполнена частично из-за плохих метеоусловий. Полк совершил 10 самолетовылетов. Экипаж ст.сержант Джагаев Шалико Рожденович и лейтенант Тростьянский Михаил Федорович совершили вынужденную посадку.
06 декабря – 24 вылета. Потерь нет. Самолетов Пе-3- исправных 9, неисправных 5.
07 декабря- 12 вылетов. Самолетов Пе-3- исправных 10, неисправных 4.
С 08 по 12 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2. Самолетов Пе-3- исправных 11, неисправных 3.
13 декабря- 7 самолетовылетов. 3 самолета вернулись из-за неисправности матчасти.
14 декабря- 21 самолетовылет. В 11-42 5 самолетов Пе-3 атакованы четверкой Хенкелей, атака была отбита. Потерь нет.
15 декабря- 22 самолетовылета. В 15-05 шестерка Пе-3 атакована парой Ме-109 (Мессершмитт). Атака отбита. Самолетов Пе-3- исправных 12, неисправных 2.
16,17 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2.
18 декабря из-за неблагоприятных метеоусловий совершен 1 самолетовылет. По колонне мотомехвойск с высоты 200м сброшены бомбы.
19 декабря произведен 1 вылет. Самолет вынужден был совершить дозаправку на аэродроме Химки. В полете самолет оледенел, кромка льда до 10мм.
20 декабря произведено 3 разведывательных вылета с бомбометанием.
21, 22, 23 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2.
24 декабря- 12 самолетовылетов. Самолетов Пе-3- исправных 13, неисправных 1.
25 декабря вылетевший на разведку Пе-3, вернулся из-за плохой видимости.
26 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2. Получен приказ о перебазировании на аэродром Хомяково (под Тулой).
27, 28 декабря из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2.
29 декабря произведен 1 боевой самолетовылет и 5 на испытание бомб.
30 декабря произведено 2 самолетовылета на разведку.
31 декабря - 1 самолетовылет на разведку.
01 января 1942г.- 2 самолетовылета на разведку.
02 января- 3 самолетовылета на разведку.
03 января 2 самолета Пе-3 перелетели на аэродром Мясново (Тула). В 18-00 при прогреве моторов, один мотор загорелся. Пламя перекинулось на плоскость. Техсостав пытался потушить пламя. Когда начали рваться боеприпасы, техсостав оставил самолет. Последовали взрывы бомб. Самолет сгорел.
04 января- 2 самолетовылета на разведку с бомбометанием. Самолетов Пе-3- исправных 13, неисправных 0.
05 января 11 самолетов Пе-2 перелетели на аэродром Мясново (Тула). Самолетов Пе-3- исправных 10, неисправных 3.
06 января- 1 самолетовылет на разведку в район Медынь-Юхнов, из-за плохой видимости самолет вернулся.
07 января- 1 самолетовылет на разведку, из-за плохой видимости самолет вернулся.
08 января- 6 боевых самолетовылетов. Один Пе-2 при возвращении из-за неисправностей совершил вынужденную посадку на аэродроме в районе Калуги.
09 января- 19 самолетовылетов. Не вернулся с боевого задания экипаж мл.лейтенант Джагаев Шалико Рожденович и ст.лейтенант Тростьянский Михаил Федорович. Самолетов Пе-3- исправных 9, неисправных 3.
10 января из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2. Самолетов Пе-3- исправных 10, неисправных 2.
11 января- 7 боевых самолетовылетов.
12 января совершено 10 боевых и 2 разведывательных вылета. В 10-30 самолет мл.лейтенанта Яковлева вернулся на свой аэродром по причине срыва капота. В 13-05 немецкий самолет U-88 (Юнкерс) бомбил железнодорожную станцию Тула, по нему был открыт огонь зенитной артиллерии. В это время с боевого задания возвращалось звено капитана Костюченко Павла Васильевича, и при развороте на посадку попало в зону зенитного огня. При втором заходе самолет мл.лейтенанта Радина на высоте 20м. развернулся, задел провода и потерпел аварию. Летчик умер от ран, штурман направлен в госпиталь. Капитан Костюченко из-за отказа обоих моторов произвел вынужденную посадку на «живот». Самолетов Пе-3- исправных 8, неисправных 3.
13 января- 12 самолетовылетов. Один Пе-3 вернулся из-за отказа мотора, второй, при возвращении с боевого задания из-за отказа правого мотора совершил вынужденную посадку, в результате сломана правая нога и погнут винт левого мотора. Самолет, находившийся после вынужденной посадки на аэродроме Грабцево, сожжен авиацией противника. Самолетов Пе-3- исправных 6, неисправных 4.
14 января из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2.
15 января- 7 самолетовылетов, 3 из них в период с 09-30 по 13-30, все самолеты вернулись не выполнив задания; 4 вылета в период с 15-15 до 16-30, 3 самолета вернулись, один пробился к шоссе Рославль-Юхнов, сбросив бомбы и уничтожив 2 танка.
16 января- 10 самолетовылетов. С боевого задания не вернулись экипажи командира звена мл.лейтенанта Леткова Владимира Ксенофонтовича, штурман лейтенант Штилюк Николай Сергеевич и мл.лейтенанта Сычева, штурман мл.лейтенант Ковальков Алексей Александрович. Выполняя задание, экипаж Сычева произвел два захода на аэродром противника, уничтожив бомбами два самолета U-88, огнем пулеметов подожжены несколько Ме-109 (из-за дыма от возникших пожаров, количество установить не удалось). Самолетов Пе-3- исправных 4, неисправных 4.
17 января- 3 самолетовылета на разведку, все самолеты вернулись из-за плохой видимости. Не вернувшиеся с задания 16 января самолеты находятся: первый- аэродром Елец, самолет поврежден, экипаж невредим. Второй- на южном аэродроме Плавск, самолет поврежден, экипаж невредим. Самолетов Пе-3- исправных 4, неисправных 6.
18 января- совершено 2 боевых и 2 разведывательных вылета. Получен приказ о перебазировании на аэродром Корекозево.
19, 20, 21 января из-за плохих метеоусловий полк находился в готовности №2.
22 января получен приказ- личному составу выбить в запасной полк, матчасть самолетов сдать в 54 пикирующий бомбардировочный авиаполк. Полк перешел в распоряжение командующего ВВС Западного фронта генерал-майора авиации Худякова для ведения воздушной разведки.
На 01 февраля в составе полка 11 экипажей, самолетов Пе-3 исправных 6, неисправных 2. Базирование- аэродром Кубинка.
09 февраля полк приступил к выполнению разведывательных полетов.
14 февраля 1942г. не вернулся с боевого задания экипаж командир 2 АЭ капитан Щербатюк Михаил Максимович, начальник связи полка капитан Семенов Иван Николаевич.
18 февраля 1942г. 7 истребителей Хенкель атаковали звено, имея задачу- расстроить строй и уничтожить самолеты по одному. На оторвавшийся от группы самолет Пе-3 экипажа пилота мл.лейтенанта Сычева Федора Игнатьевича и стрелка-бомбардира мл.лейтенанта Ковалькова Алексея Александровича напали три истребителя. Самолет был подожжен, экипаж погиб.
20 февраля взлетев в 08-30 экипаж летчик мл.лейтенант Яковлев Виктор Александрович, стрелок-бомбардир лейтенант Набоков Георгий Евграфович в районе Вязьма были атакованы 6 истребителями Хенкель, уходя от атаки, экипаж потерял ориентировку, совершил посадку на аэродроме Старица. После дозаправки перелетел на аэродром Кубинка.
На 01 марта в составе полка 11 экипажей, самолетов Пе-3 исправных 3, неисправных 4.
С 23 марта по 18 мая полк находился на аэродроме Дракино (Серпухов) в полном составе, но без материальной части. 18 мая полк убыл в Казань, в 9 запасной авиационный полк, в котором находился до 9 февраля 1943г., готовя экипажи для других частей.
Воспоминания
Со страницы сайта "Дорога памяти"
Лётчик старший лейтенант бомбардировочного авиационного полка получил задание освоить грузовой «небесный поезд» -С-47 "Skytrain - Скай Трейн"Огромный объем грузов был переброшен С-47 при различных наступательных операциях Советской Армии. Полки 1-й трад обеспечивали доставку срочных грузов во время битвы на Курской дуге. В феврале - марте 1944-го под Мелитополем действовала группа из девяти С-47 1-й трад под командованием Б.Лабутина. В условиях распутицы только авиация позволяла поддерживать темпы наступления. Самолеты подвозили патроны, снаряды, продукты, обувь и обмундирование. Обратными рейсами вывозили раненых. Летали недалеко, поэтому делали по 5 - 6 вылетов в день. С-47 участвовали и в обеспечении действий конно-механизированной группы генерала Плиева.
После войны долго работал в гражданской авиации.