Квачев Анисим Анисимович
Квачев
Анисим
Анисимович
Труженик тыла / Проходчик
18.08.1918 - 23.05.1988

История солдата

Это мой дед - Квачёв Анисим Анисимович. Мой дед был шахтером-метростроевцем. Он пришёл строить вторую очерезь метро: "Сокол - Автозаводская". 
Он не был участником боевых действий ВОВ. Когда началась война, более трети метростроевцев сразу ушли на фронт. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами. 
Мой дед несколько раз приходил в Комиссариат и просился на фронт. Каждый раз от слышал:"Вы здесь нужнее. Вы обеспечиваете работу Метрополитена и безопасность руководства страны".

Деда, как одного из физических сильных и выносливых метростроевцев, с отличным здоровьем, отправили в забой, строить секретную ветку метро от Кремля до Генштаба и дачи Сталина. Работа была очень тяжелой и крайне вредной для здоровья. Так как грунт был неустойчив (грунтовые воды невозможно было отвести), в забое для проходки тоннелей "создавалась камера", в которой поступал сжатый воздух. Давление в забое достигало 3.5 атмосферы. Такой способ строительства называется кессонная проходка. Там и трудился мой дедушка, обеспечивая бесперебойную работу Московского метро. Выдержать такое давление не под силу даже здоровому человеку, а уж тем более еще и "долбить породу". А когда немцы подошли к Москве, вместе со своей супругой Анастасией Григорьевной участвовали в строительстве оборонительных сооружений . Конечно же дед подорвал здоровье, но "Метрострой" не оставил и после войны трудился там же электриком.

И именно благодаря рассказам деда, я узнала, что московское метро во время войны было настоящим "подземным городом".На путях в тоннелях были настланы дощатые полы. На 20 станций завезли детские кроватки и топчаны. Провели дополнительное освещение, позаботились о питьевой воде - на платформах устроили питьевые фонтанчики, а в тоннелях - обычные водопроводные краны. Оборудовали туалеты.Под убежища приспособили перегоны и недостроенные платформы. На станциях сумели организовать продажу вечером молока в бутылочках и белого хлеба для детей. Здесь можно было получить врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, демонстрировались кинокартины. За время воздушных тревог здесь родилось более двухсот малышей.

 А станция «Кировская» (сейчас - «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Она стала "подземным комплексом командного пункта" и обеспечивала бесперебойную работу Ставки во время бомбежек. Мало кто знал, что в неприметном особнячке с мезонином на улице Кирова, 37 работает Сталин. В расположенном рядом большом здании размещалось Оперативное управление Генштаба, которое лифтом соединялось с подземным комплексом командного пункта. Со станцией метро он был связан пешеходным переходом, выход из которого располагался под наклонным ходом эскалаторов на уровне платформы. Платформа была отделена от проходящих поездов фанерной перегородкой. Простые жители Москвы не знали, что за этой"стеной" работает Сталин. 

Всю свою жизнь мой дед проработал метростроевцем. Он награжден медалью "За Победу над Германией". За добросовестный и самоотверженный труд сам Полежаев выделил деду и его большой семье 3 комнаты в коммуналке. Портрет деда висит в кабинете "главного начальника немецкого метро". 

Мне посчастливилось спуститься "под землю" и собственными глазами увидеть, как строят метро, а именно станцию "Менделенвская". 
Умер мой дедушка в 1988 году от сердечного приступа.И хотя его нельзя назвать Ветераном Войны, для меня он остается им, для меня и моих детей он - Герой!

Регион Москва
Воинское звание Труженик тыла
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Проходчик
Дата рождения 18.08.1918
Дата смерти 23.05.1988

Награды

Медаль за Победу над Германией.

Медаль за Победу над Германией.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: