Арсений
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
До войны инженер-путеец Арсений Петрович Кузнецов строил различные железные дороги, в том числе Байкало-Амурскую Магистраль, работал начальником партии в БАМТрансПроекте, был награжден медалью «За трудовое отличие». А.П.Кузнецов входил в правительственную комиссию по проверке и принятию железнодорожных участков БАМа. С началом Великой Отечественной войны все подразделения БАМа были переданы в Главоборонстрой, из них было организовано Полевое строительство N 13, Кузнецов А.П. руководил прокладкой фронтовых железных дорог под Москвой, Ленинградом, Калинином и Сталинградом - знаменитой "Волжской рокады", которая стала железной дорогой жизни для жителей и защитников Сталинграда, по этой дороге к Волге шли эшелоны с боеприпасами и войсками, это стало одним из решающих факторов победы в Сталинградской битве. За это строительство Арсений Петрович был награжден орденом «Знак Почета». Кузнецов не раз участвовал в боях с немцами, которые тоже понимали значение железной дороги и всячески старались помешать - бомбили, атаковали. Однажды в августе 1942 года он и его бойцы в течение суток отбивали атаки немцев. В этом бою Кузнецов лично подбил два танка, за что был удостоен медали "За отвагу". Затем Кузнецов участвовал в восстановлении фронтовых дорог Сталинград—Саропта, Сталинград— Лихая. Кузнецов А.П. награжден медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда".
После Сталинградской битвы Арсений Петрович Кузнецов приказом Государственного Комитета Обороны был срочно переброшен обратно на БАМ, секретное строительство №500. Стране срочно нужен был железнодорожный выход к Тихому океану, к порту Ванино на Дальнем востоке России. Он был начальником изыскательской партии Сихотэ-Алиньской экспедиции. Многие предыдущие экспедиции окончились неудачно, многие изыскатели погибли, не сумев решить задачу в крутых и диких горах. Район через сопки Сихотэ-Алиня поразил даже опытных инженеров: «Обледенелые кручи, сугробы, ураганный ветер сечёт как дробью, каждый шаг — пытка!». Но Кузнецов смог! Он еще до войны начинал тут изыскания, и в трудное время отказался от кабинетной работы начальника всей экспедиции, который ему предлагали, как самому опытному инженеру, помимо общего руководства всеми партиями взял на себя самый сложный участок - ПЕРЕВАЛ. Он отработал более 40 вариантов, без больших тоннелей и мостов, которые во время войны было некогда и не из чего строить, такова была постановка задачи, он нашел уникальный путь по горным прижимам и ущельям (Удоминская петля), лично докладывал варианты Сталину. Он успел проложить трассу, не заботясь о здоровье, понимая - как это нужно стране, фронту, и погиб в горах при исполнении служебных обязанностей, похоронен на месте гибели в тайге. Начальник строительства генерал Гвоздевский предложил назвать именем Кузнецова железнодорожную станцию, ручей, перевал и тоннель "Кузнецовский", тут есть фото памятника на его могиле на Сихоте-Алиньском перевале ж\д разъезд "Кузнецовский".
Министерство путей сообщения и краеведы считают жизнь Кузнецова подвигом, о нем издана книга "Сердце остановилось на перевале", ему посвящен специальный раздел в музее Дальневосточной железной дороги. Многие материалы были собраны школьниками пос.Высокогорный и краеведами Комсомольска-на-Амуре. О Кузнецове и сегодня помнят на Дальнем востоке - в 2012 году рядом с Кузнецовским перевалом и тоннелем был построен новый широкий тоннель, который был назван "Новый Кузнецовский тоннель", это было железнодорожное событие года.
Подробная информация про Кузнецова А.П. тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov.htm
Читать книгу "Сердце остановилось на перевале" тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov-book1.htm
Скачать книгу в формате PDF: https://cloud.mail.ru/public/2PtB/4c1cYJd1P
Видеорассказ про Кузнецова А.П.: https://youtu.be/tJKVPEMOPgU
Арсению Петровичу Кузнецову принадлежит еще одно блестящее техническое решение, сильно выручившее нашу армию в период войны с Японией. В записке "О строительстве Амурской паромной переправы" Кузнецов предложил отказаться от американских паромов и построить два отечественных на Комсомольском-на-Амуре судоремонтном заводе. К записке были приложены расчеты и чертежи причалов и переправы. Идею приняли. 31 июля 1945 года был спущен на воду первый паром, 30 сентября - второй. Во время войны с Японией эти суда перебросили через Амур около 400 паровозов, 3000 вагонов с грузами, а также основную массу десантных войск для штурма Южного Сахалина и Курильских островов. Переправа еще добрых 30 лет обеспечивала движение составов, пока через реку не перекинули мост.
Таков жизненный путь настоящего человека, подполковника—инженера Кузнецова Арсения Петровича, всю жизнь, здоровье и силы отдавшего служению Родине.
Боевой путь
Оборона Москвы, оборона Сталинграда, прокладка фронтовых железных дорог под Москвой, Ленинградом и Калинином, а также знаменитой "Волжской рокады", которая стала железной дорогой жизни для жителей и защитников Сталинграда, по этой дороге к Волге отправились эшелоны с боеприпасами и войсками, это стало одним из решающих факторов победы в Сталинградской битве. В августе 1942 года А.П.Кузнецов и его бойцы в течение суток отбивали атаки немцев. В этом бою Кузнецов лично подбил два танка, за что был удостоен медали "За отвагу". Затем Кузнецов участвовал в восстановлении фронтовых дорог Сталинград—Саропта, Сталинград— Лихая. Кузнецов А.П. награжден медалями "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда". После Сталинградской битвы Арсений Петрович Кузнецов приказом Государственного Комитета Обороны был срочно переброшен обратно на БАМ, строительство №500. Стране срочно нужен был железнодорожный выход к Тихому океану, к порту Ванино на Дальнем востоке России. Он был начальником изыскательской партии Сихотэ-Алиньской экспедиции. Он нашел уникальный путь по горным прижимам и ущельям (Удоминская петля), лично докладывал варианты Сталину, успел проложить трассу, не заботясь о здоровье, понимая - как это нужно стране, фронту, погиб в горах при исполнении служебных обязанностей, похоронен на месте гибели в тайге. Читать книгу "Сердце остановилось на перевале" тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov-book1.htm
Скачать книгу в формате PDF: https://cloud.mail.ru/public/2PtB/4c1cYJd1P
Подробная информация про Кузнецова А.П. тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov.htm
Видеорассказ про Кузнецова А.П.: https://youtu.be/tJKVPEMOPgU
Министерство путей сообщения и краеведы считают жизнь Кузнецова подвигом, о нем издана книга "Сердце остановилось на перевале", ему посвящен специальный раздел в музее Дальневосточной железной дороги. Многие материалы были собраны школьниками пос.Высокогорный и краеведами Комсомольска-на-Амуре. О Кузнецове и сегодня помнят на Дальнем востоке - в 2012 году рядом с Кузнецовским перевалом и тоннелем был построен новый широкий тоннель, который был назван "Новый Кузнецовский тоннель", это было железнодорожное событие года.
Арсению Петровичу Кузнецову принадлежит еще одно блестящее техническое решение, сильно выручившее нашу армию в период войны с Японией. В записке "О строительстве Амурской паромной переправы" Кузнецов предложил отказаться от американских паромов и построить два отечественных на Комсомольском-на-Амуре судоремонтном заводе. К записке были приложены расчеты и чертежи причалов и переправы. Идею приняли. 31 июля 1945 года был спущен на воду первый паром, 30 сентября - второй. Во время войны с Японией эти суда перебросили через Амур около 400 паровозов, 3000 вагонов с грузами, а также основную массу десантных войск для штурма Южного Сахалина и Курильских островов. Переправа еще добрых 30 лет обеспечивала движение составов, пока через реку не перекинули мост.
Воспоминания
ВСПОМИНАЕТ ЖЕНА АРСЕНИЯ ПЕТРОВИЧА КУЗНЕЦОВА, ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА СЫСОЕВА
Арсений Петрович родился в городе Талдоме Дмитровского района Московской области в семье крестьянина, который, кроме обработки земли, занимался сельскими промыслами. Арсений Петрович там закончил школу и поехал в Москву, поступил в МИИТ и закончил весь курс. Во время учебы жил в общежитии. Я познакомилась с Арсением Петровичем на вечеринке в женском общежитии. Это было зимой 1928 года. Мы стали встречаться, он часто бывал в нашем доме, где я жила с мамой Людмилой Ивановной. 7 января 1929 года мы поженились. Арсений Петрович переехал жить к нам. В это время он писал дипломную работу. Арсений Петрович любил людей, и родственники (две замужние сестры) любили собираться к нам по праздникам. Арсений Петрович играл на гитаре виртуозно: и классику, и романсы. Сам немного пел.
После защиты диплома его направили на изыскания железной дороги Адлер—Сухуми—первый вариант. На изысканиях мы с ним жили вместе в горах, в палатке. Коллектив был небольшой и дружный. С семьей одного из изыскателей дружба сохранилась до сих пор. Как более опытный и практичный, друг Арсения Петровича купил дом около Нового Афона. Не раз там жили летом, уже и после войны мы с Ириной, потом с внуком Митей, потом студент Митя с друзьями. Сейчас, к несчастью, там все сровняли с землей...
1930 год—камеральные работы в Тифлисе. В 1931 году вернулись в Москву, вновь жили с мамой Людмилой Ивановной. В сентябре 1931 года родилась Ирина. Некоторое время Арсений Петрович работал инженером в ЦКК РКИ, но он не любил кабинетную работу. Перешел в Бампроект. Уезжал надолго в командировки в тайгу. В Москве бывал недолго. Мы с Ириной жили в Москве, я работала в Наркоминделе.
Война застала Арсения Петровича в тайге. Он был мобилизован и переведен в Котлас. Проездом 26 июня 1941 года он приехал на два дня в Москву. Я с дочерью, матерью 56 лет и племянником 13 лет вместе с семьями НКИД выехала в августе 1941 года в деревню под Казань. В сентябре все переехали в г.Нальчик к старшей сестре, которая работала в альплагере «Учитель». Там прожили год, а в августе 1942 года эвакуировались с НКВД (я работала в военкомате). Два месяца ехали через Среднюю Азию. Добрались до города Минусинска, где жила в эвакуации средняя сестра—Ольга Владимировна с дочерью.
После Сталинградской битвы Арсений Петрович на два дня заезжал в Минусинск по дороге на БАМ. Я была уже в Куйбышеве, где работала в НКИД. Мама работала в деревне Кривинской под Минусинском директором школы. Туда в конце августа 1943 года и приезжал Арсений Петрович к дочери. Там жила Ирина с бабушкой с мая по ноябрь 1943 года. В ноябре 1943 года Ирина с бабушкой вернулись в Москву. Ольга Владимировна с дочерью тоже были уже в Москве.
Известие о смерти Арсения Петровича получили зимой. Это был большой удар, большое горе. Трудно было поверить трудно смириться. Остались только скудные строчки: «Похоронен на сопке Песчаной». Надежды посетить могилу—никакой. Потом были публикации в «Правде» — «Второй путь к океану». Мы звонили, писали в редакцию «Правды». В это время серьезно заболела Ирина, она до сих пор инвалид первой группы.
И вот 1985 год. Ольга Владимировна буквально на улице знакомится с Павлом Лукичом Фефиловым—это судьба. Мы так благодарны всем вам, людям с такими необыкновенными светлыми душами. Дай вам Бог долгих лет здоровья, всем вашим родным.
Со слов Веры Владимировны записала дочь Арсения Петровича Кузнецова Ирина.
18 октября 1993 года.
ВСПОМИНАЕТ ДОЧЬ АРСЕНИЯ ПЕТРОВИЧА КУЗНЕЦОВА, ИРИНА АРСЕНЬЕВНА КУЗНЕЦОВА
Далее мои скудные воспоминания... Наша бабушка Людмила Ивановна Сергеева в молодости работала с беспризорниками, участвовала в любительских спектаклях, была награждена орденом Ленина. Работала учителем, умерла в июне 1970 года.
Подробностей о том, как в 1943 году приехал, что говорил отец, не помню. Помню только, что ходили в окрестности предгорья Саян, говорили о маме. Папа звал меня в Комсомольск, но это было из области фантазии. Погода была изумительная, конец лета. Трудно поверить, что в таком людском водовороте мы не погибли и не разминулись, а встретились в тихом прекрасном уголке на берегу Енисея. Помню нашу избу, хозяев, подруг; две местные сестры и одна из них в Ленинграде. Сохранилась фотография. Провожали отца до города со школьным кучером, на лошади. А в ноябре мы уезжали совсем, на розвальнях, по глубокому снегу.
После войны
Арсений Петрович Кузнецов не дожил до конца войны, но сделанное им в годы войны важное для страны, фронта и Победы дело было по достоиству оценено как его современниками, так и потомками. Министерство путей сообщения и краеведы считают жизнь Кузнецова А.П. подвигом, о нем издана книга "Сердце остановилось на перевале", ему посвящен специальный раздел в музее Дальневосточной железной дороги. Многие материалы были собраны школьниками пос.Высокогорный и краеведами Комсомольска-на-Амуре. О Кузнецове А.П. на Дальнем востоке помнят и сегодня - в 2012 году рядом с Кузнецовским перевалом и тоннелем был построен новый широкий тоннель, который был назван "Новый Кузнецовский тоннель", это было железнодорожное событие года, его открывали министр транспорта и Президент России. О могиле Кузнецова А.П. на высокогорном разъезде "Кузнецовский" заботятся и школьники, и железнодорожники, и краеведы, и просто местные жители, которые приезжают на перевал Кузнецовский собирать бруснику - все, кто там живет, знают - кто такой был Арсений Петрович Кузнецов, и что он сделал для страны! Подробная информация про Кузнецова А.П. тут: http://www.lorbat.ru/PR-Kuznetsov.htm