Кузьменко Николай Васильевич
Кузьменко
Николай
Васильевич
Сержант / машинист паровоза
13.03.1913 - 2.08.1992

История солдата

Я помню его в белой нарядной рубашке и старого покроя железнодорожном кителе, на котором поблёскивают орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, значёк "Почётному железнодорожнику", медали.В 2013 году ему исполнилось бы 100 лет 53 из них связаны с Ржевским локомотивным депо. Это сейчас так естественно звучит для нас сообщение о том, что машинист повёл тяжеловесный состав. А в начале 30-х подобного рода факты производили фурор. Всякий эксперимент  требует риска от человека."А если попытаться взять на Торжок вместо положенных 2000 тонн 3400? - думал Николай Васильевич. - Одна загвоздка: как преодолеть подъём? Может использовать второй паровоз-толкач? Попробовал, получилось. Понял-можно. В 1934 году молодому машинисту поручили ответственное дело: надо было как можно быстрее доставить порожняк на Украину под зерно. И здесь рискнул:увеличил скорость с 40 до 60 км/ч. Это позволило доставлять вагоны в пункт назначения на 2-3 часа раньше графика. Приезжая почти каждое лето на каникулы во Ржев я любил слушать эти истории устроившись на уютной лежанке, а напротив со стены на меня смотрели два замечательных портрета моих дедушки Коли и бабушки Лёли. Они были сделаны 20 июня 1941 года. А через два дня... Из поездки Николай Васильевич вернулся рано утром. Сообщил жене: - Война. Летом машинист-инструктор сопровождал молодых машинистов в поездках на Москву, а 1942-ой стал для него годом тяжёлых испытаний.В составе пятой колонны Особого резерва он водил эшелоны с боеприпасами к Сталинграду. И чем ближе подъезжали к городу, тем чаще, тем сильнее эшелоны бомбили. На глазах погибали товарищи. Горели теплушки. Как-то паровоз оторвало взрывом от тендера - дед покинул его за несколько минут до этого. ...4 марта 1943 года. Ржев. На месте родного дома один фундамент. Родителей в живых не застал. Жена с детьми в эвакуации. Как только восстановили движение поездов он взялся за регулятор паровоза. Долгие утомительные поездки. Трудовой фронт.В первую годовщину Победы, 9 мая 1946 года его вызвали в Москву, в Министерство путей сообщения. Так началась командировка в Германию. Длилась она 4 года. В Германии деда наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." указом президиума верховного совета СССР от 6 июня 1945 года. И когда вручали её, он думал о погибшем на его глазах под Сталинградом помошнике машиниста Чернышове, о сгоревшей заживо на станции Грязи в одну из бомбёжек локомотивной бригаде, о всех тех, кому не суждено было дожить до Победы.

Регион Тверская область
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Ржев
Воинская специальность машинист паровоза
Место рождения Калининская область г. Ржев
Годы службы 1941-1945
Дата рождения 13.03.1913
Дата смерти 2.08.1992

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: