Пита
Мишевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В Аушигерской средней школе Пита считался одним из наиболее способных учеников. все предметы давались ему легко, преподователи прочили ему блестящее будущее .
Пита Мишевич с другими своими одноклассниками поступил в Кабардино-Болкарский педрабфак. В те дни молодеж внимательно следила за подвигами прославленных летчиков - Чкалова и других. Пита совмещал учебу с посещением занятий в Нальчикском аэроклубе - неугомонного парня звало небо. И тут ярко проявлялись дарования юноши, мечтавшего о большой авиации.
В августе 1940 года Кабардино-Балкарский обком комсомола направил Питу Мишевича в Батайскую военную школу летчиков-истребителей имени Серова. А в 1941 после присвоения ему воинского звания летчик-истребитель, сержант срочной службы Пита Кушхова, как один из лучших выпускников, был переведен командыванием в Конотопское авиаучилище имени Осипенко. Здесь открились для него новые возможности для наиболее полного и всестороннего овладения избранной военной профессией.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война с фашисткой Германией, а в июле Конотопское авиационное училище было эвауировано в Грозный, а затем в Среднюю Азию в августе 1942. Там Пита Мишевич и завершил летную учебу на самалете И-16. В январе 1943 года выпускнику П.М.Кушхову было присвоено воинское звание младшего лейтенанта. В Кинешме он переучился летать на самолете ЯК-7.
Перед Курской битвой реорганизация советских Военно-Воздушных Сил была завершена, на вооружение поступили самолеты новых конструкций.
В мае1943 года П.М.Кушхова направляют с группой летчиков в 896-й истребительный авиаполк 286-й авиационной дивизии. Пилоты, прибывшие в авиаполк выделялись мастерством младшие лейтенанты Каташев и Кушхов, выполнявшие тренировочные полеты на "яках" так уверенно, что камандир полка Семенко был более чем удовлетворен.
Аэрадром 896-го авиаполка находился в 35 километрах от линии фронта на северном фасе Курской дуги. Боевое крещение Пита Мишевич получил во время крупных воздушных операций 8-10 июня, когда совершались воздушные налеты наших истребителей и бомбордировщиков на немецкие аэрадромы.
Когда было точно установлено, что основное напревление удара немцы избрали на Ольховатку, советское командование ввело в бой все авиационные соединения 16-й воздушной армии. Истребители 896-го авиаполка потрулировали наши обороняющиеся войска, прикрывая их с воздуха, вели бои с гитлеровской авиацией. 5 июля было совершенно 765 вылетов, в 76 групповых воздушных боях сбито 106 немецко-фашистских самолетов.
Командывание расчитывало, что гитлеровцы попытаються дать решающий бой в воздухе. Казалось, особой активность следует ожидать от вражеских истребителей. Но, как и предпологалось,6-7 июля в небе над Курском господствовали советские летчики, хотя воздушное сражение продолжалось. Немецкие бомбардировщики шли группами по 50-70 самалетов. Истребители 896-го авиаполка расстраивали боевые порядки "хейнкелей" и "юнкерсов" еще до их подхода к линии фронта.
В одном из этих сражений героически погиб Пита Мишевич Кушхов.
Задачей его было сопровождение группы бомбордировщиков. Все шло благополучно, пока из-за облоков не вынернули "мессеры". Одного из них Пита Кушхов подбил и вел бой с остальными. Схватка была неравной.Здесь, в небе над станцией Поныри, Пита Мишевич был сбит в воздушном бою 7 июля 1943 года.
Боевой путь
896-й истребительный авиаполк 286-й авиационной дивизии 16-й воздушной армией под командыванием генерал-лейтенант С.И.Руденко