Павел
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Крокс Павел Александрович родился 14.01.1914 г., уроженец: Российская империя, Томская губ., Барнаульский уезд, Михайловская вол., с. Михайловское/Новосибирская обл., Волчихинский р-н, с. Михайловка. Из крестьян-колхозников. Образование: гражданское - 2 курса рабфака - 1933 г.
Женат: жена Ястребова Варвара Павловна, сын Александр, 1938 г. р. Проживали по адресу: Алтайский край, Сибирская обл., Ключевский р-н, Н. Петровский с/с.
Боевой путь
Воентехник I ранга, ст. бортовой техник. Образование: военное: 4 ВШАТ г. Иркутск - 1935 г. Кадровый, с 14.01.1934.
Воентехник 2 ранга (пр. НКО от 11.12.1935 за № 01587); воентехник 1 ранга (пр. НКО от 17.02.1939 за № 0771/п)
Проходил службу: 432 АП 81 АД ВМФ
- 4-я Военная школа авиатехников г. Иркутск, курсант (пр. ? от 14.01.1934 № ?);
- 71-я ТБАЭ г. Запорожье, мл. авиатехник (пр. НКО СССР от 15.12.1935 № 01587-35);
- 54-я ТБАЭ м. Борисполь КВО, мл. авиатехник (пр. КВО от 31.05.1936 № 0041);
- 14-я ТБАЭ м. Борисполь КОВО, борт. техник (пр. ВВС КОВО от 15.08.1938 № 0038).
Вывод из аттестации за 1939 г.: "Должности бортового техника соответствует."
Погиб при катастрофе самолета Пе-8 (ТБ-7) 432 ТБАП 81 АД ДД в г. Иваново 16.10.1941. Похоронен вместе с экипажем: СССР, РСФСР, Ивановская обл., Ивановский р-н, с. Богородское, кладбище. Увековечен на памятнике (братская могила в юго-восточной части кладбища).
Воспоминания
ТБ-7 № 4222. Катастрофа после взлета
АКТ
Комиссия, назначенная приказанием Заместителя командира 81 Авиадивизии - полковника ШЕВЕЛЕВА в составе: Предсетателя Полковника ЛЕБЕДЕВА и членов комиссии - в/инженера 3 ранга ПАНЮШКИНА, В/инженера 3 ранга АНУРОВА и ст.лейтенанта ЛИСАЧЕВА произвели осмотр места катастрофы самолета ТБ-7 № 4222.
Самолет № 4222 вылетел с Ковровского аэродрома на аэродром Иваново для выполнения боевого задания 14/Х-41 г.
СОСТАВ ЭКИПАЖА:
1.Командир корабля - майор ФЕДОРЕНКО Евгений Осипович,
2.Летчик - ст. лейтенант НАУМОВ.
3.Штурман корабля ст. лейтенант СОЛОВЬЕВ.
4.Ст/б/техн.в/тех.1 ранга КРОКС,
5.Механ. бортовой мл. в/техник КУЩ.
6.Стрелок-радист мл.сержант СОВЕТКИН.
7.Воздушный стрелок мл.сержант КОНДЫБАЕВ.
8 -»- -»- -»- -»- МИШИН.
9. -»- -»- -»- -»- МОЛОДАН.
10. -»- -»- -»- -»- ст.сержант МОРОЗ.
11. Воздушный стрелок в/тех.2 ранга КАЗАК. /по должнооти авиатехник/.
12. Воздушный стрелок ст.сержант КОКОРИН.
В течение 14 и 15 октября вылеты на задание не производились, самолет осматривался экипажем и производилась проба моторов.
При пробе моторов 16/Х с.г. на 1-м моторе отказали свечи /забросало маслом при прогреве/, последние бнли заменены и мотор стал работать нормально. Других дефектов на самолете не было.
Вылет на боевое задание с-та № 4222 производился в 19 час. 15 мин. 16/Х-41Г.
Взлет самолета прошел нормально, самолет набрал высоту около 50 мт., стал уклоняться вправо с небольшим снижением и на расстоянии 4-5 клм. от аэродрома при соприкосновении с земле с работающими моторами произошел взрыв бензиновых баков и подвешенных бомб.
Взорвавшимися бомбами самолет полностью уничтожен, экипаж погиб за исключением стрелка хвостовой башни ст. сержанта КОКОРИНА. Последний, после удара о землю самолета успел отбежать на 30 метров и получил лишь небольшое ранение.
По свидетельству наблюдавшими взлет летного состава и руководителей полетов, моторы работали весь период взлета до удара о землю нормально. Стрелок ст.сержант КОКОРИН также подтверждает это.
Наблюдавшими с земли отмечено форсирование моторов в последний момент снижения самолета.
По показанию ст. сержанта КОКОРИНА взлет произошел нормально, самолет набрал примерно около 30 мт., но затем стал медленно снижаться и с работающими моторами врезался в лес.
Осмотром места катастрофы установлено, что самолет шел без крена на высоте 8-6 метров по горизонту.
По высоте срубленных плоскостями деревьев видно, что после первого соприкосновения с деревьями самолет стал набирать высоту,
В 150 метрах от места взрыва обнаружена борозда, по характеру которой видно, что она проделана сорвавшееся или сброшенной 500 кгр бомбой.
На месте взрыва образовалась воронка глубинок около 5-ти метров, диаметром 8-10 метров. Не разорвавшихся бомб не обнаружено.
Самолет взрывом полностью уничтожен.
Вывод:
Комиссия считает, что причиной катастрофы могло послужить преждевременное закрытие щитков /закрылков/, которые летчик ФЕДОРЕНКО выпускал на 10-15°.
Закрытие щитков на небольшой высоте вызвало потерю высоты до земли и привело к катастрофе.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПОЛКОВНИК __________/ЛЕБЕДЕВ/.
ЧЛЕНЫ: В/ИНЖЕНЕР3 ранга: ____________________/ПАНЮШКИН/.
ЧЛЕНЫ: В/ИНЖЕНЕР3 ранга: ____________________/АНУРОВ/.