Краснов Николай Елисеевич (1912-1998)
Краснов
Николай
Елисеевич
(1912-1998)
участник трудового фронта

История солдата

5 мая 1942 года было утверждено Положение о значке «Отличник социалистического соревнования Наркомата Танковой Промышленности Союза ССР». А уже через месяц одним из первых награждённых стал коломенец Николай Елисеевич Краснов.

 

После окончания службы в армии, младший сержант 96-го отдельного разведывательного батальона Николай Краснов решил пойти на Коломенский машиностроительный завод. Захотелось получить хорошую рабочую специальность, и заняться большим и нужным делом – производством железнодорожной техники. Да и Коломна находилась совсем недалеко от родного села Слёмские Борки. Поэтому была возможность совмещать работу с помощью родителям по хозяйству.

И в ноябре 1936 года Н.Е. Краснов устроился учеником токаря в машиносборочный цех № 1. Нелегко было вчерашнему солдату постигать токарное дело. Но упорство в достижении поставленной цели позволило молодому рабочему быстро стать высококлассным специалистом.

 

***

С первых дней Великой Отечественной войны Н.Е. Краснов приступил к выполнению военных заказов. А в октябре 1941 года он вместе с другими заводчанами отправился в эвакуацию в Киров. Там коломенцам предстояло объединиться с коллективом Кировского машиностроительного завода им. Первого Мая и в кратчайшие сроки наладить производство лёгких танков Т-60. Вновь образованное предприятие стало называться завод № 38 и вошло в состав Наркомата танковой промышленности. В тяжелейших условиях рабочие смонтировали перевезённое из Коломны оборудование, и в январе 1942 года из заводских ворот вышли первые танки.

Пожелтевшие страницы трудовой книжки Н.Е. Краснова рассказывают о том, как переплелись история Коломенского завода и жизнь человека.

18.10.1941. Эвакуирован в г. Киров, з-д № 38.

5.05.1942. За образцовую организацию работы и высокие показатели в День 1-го мая 1942 премирован деньгами в сумме триста пятьдесят рублей. (Приказ № 312 от 5/V-42 г.).

По случайному совпадению, именно 5 мая 1942 года было утверждено Положение о значке «Отличник социалистического соревнования Наркомата Танковой Промышленности Союза ССР». А 8 июня 1942 года согласно Приказу НКТП этим значком наградили Н.Е. Краснова.

(Дата отсутствует). За успешное выполнение в мае с.г. Государственного плана по выпуску танков и запасных частей к ним: награждён значком «Отличника Социалистического Соревнования Н.К.Т.П. Союза С.С.Р.». (Приказ Н.К.Т.П. Союза ССР № 220-м от 8/VI-1942 г.).

Однако удостоверение № 611 и сам значок Николай Елисеевич получил лишь в конце декабря 1942 года. Интересно, что знак отличия НКТП стал первой ведомственной трудовой наградой, появившейся в годы Великой Отечественной войны. Бронзовый значок неправильной округлой формы, покрытый позолотой и горячей тёмно-красной эмалью, выпускался Московским товариществом художников. В центре значка угадывается изображение тяжёлого танка КВ-1.

В середине 1942 года производство танков Т-60 было завершено, и начался выпуск нового лёгкого танка Т-70. Кроме того, с 1942 года завод № 38 приступил к производству самоходных артиллерийских установок СУ-76 и, позднее, СУ-76М. Вместе с заводчанами свой посильный вклад в будущую Победу вносил и Н.Е. Краснов. «Линия фронта проходит возле твоего станка! Ни шагу назад!» – эти слова стали тогда заповедью для всех танкостроителей.  

В конце августа 1943 года советские войска освободили от фашистов Харьков. А через год в Харьков на завод № 75 отправилась из Кирова группа коломенцев, в составе которой был и Н.Е. Краснов.

28.08.44. Переведён с з-дом 38 в г. Харьков, з-д 75 по указу Президиума Верховного [Совета] Союза ССР. Принят в цех 110 токарем.

Харьковская командировка продолжалась около полутора лет. Уже отгремели залпы салюта Победы, страна начала жить мирной жизнью, и только после этого коломзаводцы стали возвращаться домой. Н.Е. Краснов вернулся в Коломну в январе 1946 года.

22.01.46. Отком[андирован] на Коломзавод. (Пр. 122).

Последняя запись в трудовой книжке, связанная с работой Н.Е. Краснова в годы войны, относится к декабрю 1946 года.

25.12.1946. Награждён медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны». (Удост. Х № 463275 от 25/XII-46 г.).

 

***

Вся послевоенная трудовая деятельность Н.Е. Краснова по-прежнему была связана с Коломенским заводом, на котором он заслуженно считался одним из лучших токарей.

В 1963 году, когда завод торжественно отмечал 100-летие со дня основания, большая группа рабочих, служащих и инженеров удостоилась высоких государственных наград. В их числе был и Николай Елисеевич Краснов, награждённый орденом Ленина. Но даже став кавалером высшей награды Родины, Н.Е. Краснов до последних дней с каким-то особенным теплом относился к скромному значку с изображением танка, полученному им в годы военного лихолетья.

Регион Московская область
Воинское звание участник трудового фронта
Населенный пункт: Коломна

Воспоминания

Н. Н. Смеляков "В Прифронтовом Подмосковье"

… Государственный Комитет Обороны принял два важных для Коломенского завода решения: первое — об организации производства танков «Т-60» в Коломне и второе, полученное буквально через несколько дней после первого, — об эвакуации завода на Восток страны, в Киров.
Когда на заводе получили это решение, никто не мог себе представить, что его действительно нужно выполнять. У нас создалось своего рода шоковое состояние. Не укладывалось в голове, что гигантский завод, вросший корнями в родную коломенскую землю, должен стронуться с места. Казалось невероятным сдвинуть всю эту махину, да еще в период, когда продукция завода так нужна фронту. Об опасности, о том, что рядом враг, мало кто думал. Верилось, что приказ об эвакуации будет отменен. Некоторые из нас лелеяли надежду, что обстановка на фронте изменится и все останется по-старому, то есть завод останется в Коломне.
Однако подобное замешательство длилось недолго…
Нужно — значит нужно. Первое слово, как всегда, партийной организации. Она призвала коломенцев в короткие сроки демонтировать оборудование, отобрать инструмент, оснастку и, самое главное, людей, обладающих необходимой квалификацией, и перебросить все это на новое место. В Киров уехали уполномоченные завода, для того чтобы спланировать и подготовить размещение всего огромного хозяйства хотя бы на очень маленьких производственных площадях. В сжатые сроки им предстояло принять нужный комплект оборудования, инструмента, материалов, чтобы обеспечить ту последовательность, которая необходима для налаживания производства танков…
Люди покидали свои деревни со слезами на глазах, с болью в сердце. Но никто не помышлял ставить выше государственного дела свое личное благополучие, свои привычки. Конечно, не сама собой возникла эта сознательность. Сказались результаты воспитательной работы партийной организации и государства, любовь к Родине, сама военная обстановка в стране…
Как ни больно было расставаться с заводом, но приказ об эвакуации коломенцы восприняли подобно боевому заданию. И вот уже подан под погрузку первый поезд. Паровоз пустил клубы пара, звякнули, перекликаясь, буфера. Место погрузки — сквер против главной конторы завода, где проходила заводская железнодорожная ветка. По ней торжественно отправлялись на испытание паровозы, шли готовые локомотивы и другая продукция. А сегодня отсюда уезжали на восток люди, которые делали эту продукцию. Это была обычная для тех дней картина, хорошо знакомая нашему поколению.
Вагоны были, конечно, товарные, так называемые теплушки, в которых довольно холодно. Они заполнялись плотно, до отказа. Много провожающих, которые пытались помогать, чаще мешая и создавая сутолоку. Удивленные и любопытные маленькие ребятишки неотрывно наблюдали за происходящим. Дети постарше грузили пожитки вместе со взрослыми. Оставлены детские забавы и шалости. Их лица серьезны, движения собранны. К удивлению родителей, дети послушны. Видимо, интуиция безошибочно подсказывала ребятам серьезность момента.
Поднялась и двинулась громада завода. Пошли эшелоны с оборудованием, материалами, оснасткой…
Около 15 тыс. рабочих, служащих и членов их семей уже уехали на новое место. Основное оборудование, материалы и люди еще были в дороге, но многое уже прибыло в Киров. К этому времени там выпал снег и ударили морозы. В трудных условиях, в невиданно сжатые сроки коломенцы начинали производство танков. Сложность прежде всего заключалась в том, что работать приходилось на производственных площадях, которые были вшестеро меньше, чем в Коломне. Но не зря говорится: в тесноте, да не в обиде. Партийная организация и руководство завода сумели сплотить многотысячный коллектив на решение самой главной задачи — дать фронту грозные боевые машины. Этому была подчинена каждодневная деятельность всех коломенцев в Кирове...
Завершились бои за Москву. Гитлеровцы потерпели полный провал. Красная Армия перешла в наступление и отбросила фашистов на сто — двести пятьдесят километров от Москвы. Рабочие и жители Коломны воспрянули духом. Завод стал заметно лучше работать, не теряли времени даром и наши товарищи в Кирове. В ноябре и декабре 1941г. на новом месте монтировалось оборудование, готовилось производство танков. Хотя корпус и башня были освоены еще в Коломне, дело для кировчан нисколько не упрощалось. Серийное производство танков — очень сложная задача даже на действующем заводе, не говоря уже о том, когда завод на новом месте еще не сформировался.
В январе 1942г. были выпущены первые пять танков. В феврале завод перевыполнил план по танкам. Государственный Комитет Обороны прислал сообщение следующего содержания: «Ваша телеграмма о том, что Коломенский завод перевыполнил план февраля 1942г. по танкам, нами разослана всем директорам и парторгам ЦК ВКП(б) танковых заводов». В марте завод удвоил выпуск танков по сравнению с февралем и дал фронту сотни танков «Т-60». Таким образом, оба завода в разных местах жили одними целями, одними задачами, работали в едином порыве...

Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин о тружениках тыла

Если Красная Армия смогла успешно выполнить свой долг перед Родиной и изгнала немцев из пределов Советской земли, то она сделала это благодаря тому, что её беззаветно поддерживала с тыла вся страна, все народы нашей страны… Подобно тому, как Красная Армия в длительной и тяжелой борьбе один на один одержала военную победу над фашистскими войсками, так же и труженики советского тыла в своём единоборстве с гитлеровской Германией и её сообщниками одержали экономическую победу над врагом…
Армия не может воевать и побеждать без современного вооружения.
(Из доклада Председателя ГКО на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 года).

В. Шебанов "Ему говорят спасибо"

- Вам письмо, - повстречавшись с Николаем Елисеевичем Красновым, сказал почтальон и вынул из сумки голубой конверт с треугольником солдатского штемпеля.
- От Дмитрия Ишутина, - про себя сказал Краснов, вглядываясь в знакомый почерк, - посмотрим, как у него идут дела.
Служит парень отлично. Командование обещает на несколько дней дать отпуск домой.
«Дорогой Николай Елисеевич, - пишет солдат, - большое вам спасибо за ту помощь, которую Вы мне оказали. Это благодаря вам я овладел профессией, вы научили меня не только работать хорошо, но и воспитать в себе чувство высокой ответственности за любое порученное дело, воспитали честность».
Тепло на душе кадровика от этих простых и откровенных слов. И перед его глазами встал тот парень, который сначала так неуверенно и робко принялся за дело, подолгу разглядывал инструмент, не понимая пока, как это можно так легко управлять таким большим станком.
- Вечером нужно написать ответ Дмитрию, - решает Николай Елисеевич. - Да не забыть еще Александру Савченко.
И вечером он уселся за письменный стол. Пишет о том, как работает завод, цех, участок, что нового произошло за последние дни, и дает отцовский наказ: служить хорошо, быть отличником…
Вспомнились и другие бывшие его ученики, особенно один из них. Это был добродушный, но слегка застенчивый паренек. Заметил Николай Елисеевич, что какая-то хмурая тень легла на лицо молодого рабочего. Не случилось ли что? Вызвал на откровенный разговор.
- Задания я выполняю. Мастер дает сложную работу. А когда зарплата, то и получать почти нечего.
Что ж, пришлось с мастером вести крутой разговор. Нельзя так относиться к молодым рабочим. Нужно по-отечески о них заботиться, хорошо организовать их труд, правильно оплачивать, вселить уверенность в свои силы.
Питомцев Николая Елисеевича можно встретить во многих цехах родного завода им. Куйбышева. У одного из станков в шестом механическом цехе стоит Юрий Безруков. Когда-то и он был в учениках у Николая Елисеевича, а теперь на обработке коленчатых валов показывает высокое мастерство.
Он любит работать с молодежью, не жалеет для этого ни сил, ни времени. Не может без того, чтобы не поговорить с человеком, вызвать его на откровенность, поговорить, как с товарищем, другом о самых, может быть, простых вещах.
- Любить свое дело надо, - однажды беседовал он с группой учащихся профессионально-технического училища, пришедших в цех на практику. - Вот вы спрашиваете у меня, как я добиваюсь высокой производительности. А секрета тут особого нет. Опыт, рабочая смекалка. Ну, вот станок, он у меня уже семь лет без ремонта и сейчас в хорошем состоянии. Нужно смазывать трущиеся части, вовремя закрепить гайку, винтик. И как обидно за ребят, которые не заботятся о своем станке.
Большой жизненный путь прошел этот трудолюбивый, скромный и отзывчивый человек. Тридцать третий год работает в первом механическом цехе. Годы посеребрили его виски, но он так же, как и раньше, приходит в цех, встречается со своими бывшими учениками, перекинется с ними несколькими словами, пожелает им удачного трудового дня, хорошего настроения. А сам - к своему станку.
И других забот у него немало. Несколько лет Николай Елисеевич был членом цехового комитета профсоюза, возглавлял комиссию по охране труда. Сейчас он общественный инспектор. Вовремя ли убирается стружка у станка, соблюдаются ли габариты в проходах, все ли рабочие выполняют правила техники безопасности - об этом и заботится общественный инспектор. Неладно что - немедленно обратится к мастеру, начальнику цеха. И все знают, что помехи будут устранены и рабочим будут созданы условия для высокопроизводительного труда.
…На одном из участков цеха установлена Доска почета передовиков соцсоревнования за достойную встречу 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Первым на ней названо имя Н.Е. Краснова, за самоотверженный труд в 1963 году награжденного орденом Ленина. Ветеран уже давно выполнил пятилетку и помог в этом многим молодым рабочим.
(Опубликовано в газете «Коломенская правда» 24 июня 1969 года).

Г.П. Ефремцев "История Коломенского завода"

Вручение наград состоялось 5 октября в актовом зале отдела подготовки кадров. Обстановка была торжественная, праздничная. Ордена Ленина и золотые медали вручаются заместителю главного конструктора П.М. Мерлису и бригадиру слесарей Н.В. Соловьеву, удостоенным звания Героя Социалистического Труда. Орденами Ленина были награждены директор завода В.М. Пятов, секретарь партийного комитета А.А. Козлов, начальник фасонно-сталелитейного цеха А.С. Ткачук, токари В.А. Попкова и Н.Е. Краснов.
(Фрагмент из книги Г.П. Ефремцева рассказывает о награждении коломзаводцев в связи со 100-летием завода в 1963 году).

Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: