Василий
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
* Крапивный Василий Петрович.
Служил летчиком в составе 57 бомбардировочного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Чернышовка в Приморье. Полк имел на вооружении самолеты СБ.
С 06 июля 1941г. полк начал перелет на аэродром Сасово (Рязанская обл.). В конце июля в Сасово полк был переформирован в два полка. 1-я и 2-я авиаэскадрильи (в составе одной из которых служил Николай Иванович) составили 57 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк.
29 сентября 1941г. полк был переименован в 450 скоростной бомбардировочный авиаполк.
15 октября 1941г. личный состав полка направлен в Чкалов для переучивания на самолет Пе-2.
В составе полка механик авиавооружения Крапивной подготовил самолеты к 250 боевым выелатам на бомбардировку войск противника.
В мае 1942г. полк расформирован, командование и летный состав были переданы в состав формировавшегося в Монино на базе 215 отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир- майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович). На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, летом 1942г. добавилась эскадрилья американских истребителей «Аэрокобра».
В январе 1943г. командование полком принял подполковник Артьемьев.
В 1943г. полк получил на вооружение самолеты А-20-Б (Дуглас-Бостон).
17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.
Василий Петрович в совершенстве знал материальную часть и правила эксплуатации отечественной пушки М-4, американской «Испано» и пулемета Кольт-Браунинг.
За годы войны подготовил самолеты полка к 1400 боевым разведывательным вылетам.
Приказом от 12 мая 1945г. заместитель инженера авиаэскадрильи по авиавооружению гвардии старший техник-лейтенант Крапивной был награжден орденом Красной Звезды.
Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
За долголетнюю и безупречную службу в 1947г. был награжден медалью «За боевые заслуги», в 1953г.- орденом Красной Звезды.
Гвардии инженер-подполковник Крапивной вышел в отставку 03 сентября 1971г.
Боевой путь
Воспоминания
Из документальной повести Машталер Леонида Ивановича «Воздушные разведчики».
Летом 1942 года экипаж под командованием летчика Васильева (я изменил фамилию в надежде, что этот человек в дальнейшем, возможно, сумел найти свое место в боевом строю) получил задание на разведку моторизованных колонн противника в районе Жиздры. «Петляков» как обычно взлетел, но внезапно сделал круг над аэродромом и пошел на посадку. Потом произошло нечто вообще непонятное: при посадке летчик почему-то не выпустил шасси. Удар о бетонную полосу вызвал тысячи искр, от которых из-под мотогондолы полыхнуло пламя. Учитывая, что в каждой мотогондоле находилось по бомбе, а пространство вокруг них заполнено кипами листовок, последствия надо было ожидать самые трагические.
Экипаж быстро покинул самолет и встал чуть в стороне, испуганно наблюдая за тем, как пламя набирает силу. В считанные минуты возле горящего «петлякова» оказались командир полка Артемьев, техники И. Саплин и Д. Ильин, оружейники В. Крапивный и И. Горячев. Общими усилиями они погасили огонь и вывернули из бомб взрыватели. Позже командование полка провело тщательное расследование этого инцидента, в ходе которого выяснилось, что самолет был вполне исправный, а у летчика Васильева от страха буквально пошла кругом голова. Сам он так и не смог дать вразумительную оценку своим действиям. Вскоре Васильев быт переведен в другую часть. К работе в воздушной разведке он, мягко говоря, оказался не пригоден.