Сергей
Тимофеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1938г. окончил среднюю школу.
С 25 ноября 1938г. курсант Мелитопльского военного авиационного училища летнабов и штурманов.
23 февраля 1939г. принял военную присягу.
26 июня 1940г., по окончанию училища, присвоено звание младший лейтенант. Назначен младшим летнабом (летчиком-наблюдателем) в 121 скоростной бомбардировочный авиаполк.
Выполнил 9 боевых вылетов на бомбардировку моторизованных колонн и аэродромов противника в районы Бобруйск, Ново-Гудково, Солом, Жидковичи.
Участвовал в выполнении специального задания командующего 21 армии по сбросу зажигательной смеси на танки противника и лес у шоссе Рогачев- Бобруйск.
12 июля 1941г. звено из трех самолетов СБ в 19-40 сбросило 300 бутылок смеси и подожгли лес западнее Жлобин.
Лейтенант Крапивников был награжден орденом Красной Звезды, но награду не получил.
С октября 1941г. по февраль 1942г.- в составе 625 ночного бомбардировочного авиаполка.
К маю 1942г. совершил 13 боевых вылетов на бомбардировку войск противника, 2 из них- ночные.
С мая 1942г.- штурман экипажа в составе сформированного 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка- майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович (командир полка с января 1943г.). На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, впоследствии, американские самолеты «Аэрокобра».
16 января 1943г. в составе экипажа лейтенант Самуйленко Георгия Захаровича выполнял разведку в районе Орла.
17 января- в районах Шаталово- Боровское- Рославль.
К марту 1943г. Сергей Тимофеевич в составе 1-й авиаэскадрильи полка. Командир эскадрильи- капитан Плитка Григорий Саввич. Оперативная группа полка а составе 1 авиаэскадрильи базировалась на аэродроме Курск-Центральный. Командовал группой гвардии майор Дмитриев Павел Дмитриевич.
14 марта 1943г. экипаж самолета Пе-2: летчик лейтенант Самуйленко Георгий Захарович, штурман старший лейтенант Крапивников, воздушный стрелок-радист старший сержант Мельниченко Леонид Варфоломеевич, выполнил разведку в районах Комаричи- Сомово- Кромы. В районе Кромы был обнаружен 5 истребителями противника Летнаб и стрелок-радист вели огонь и не давали истребителям возможности для атаки. Экипаж выполнил задание и вернулся на свой аэродром.
Экипаж Самуйленко- Крапивников- Мельниченко выполнял боевые вылеты: в марте- 16, 17, 20, 23, 27; в апреле- 05, 11 (2 вылета), 13 (2 вылета), 14, 15 (2 вылета), 21, 22 (3 вылета), 23, 24 (2 вылета), 25, 26, 28, 29.
К концу апреля 1943г. лейтенант Крапивников выполнил 23 успешных боевых вылета на разведку.
Приказом от 26 мая 1943г. был награжден орденом Красного Знамени.
Следующие боевые вылеты экипажа Самуйленко- Крапивников- Мельниченко- в мае- 31, в июне- 01, 04, 05, 11.
17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
24 июня экипаж самолета Пе-2 №19: летчик Самуйленко, штурман Крапивников, стрелок-радист младший лейтенант Воробьев Михаил Никифорович- вылетев на фотографирование района Кромы, через 36 мин. вернулся из-за ухудшения метеоусловия.
04 июля 1943г. экипаж: летчик гвардии лейтенант Самуйленко, штурман гвардии старший лейтенант Крапивников, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Мельниченко выполнил разведывательный вылет на самолете Пе-2.
07 июля 1943г., попав в облачность, экипаж был вынужден вернуться не свой аэродром, не выполнив задания.
09 июля 1943г. экипаж выполнил задание по аэроразведке.
13 июля 1943г. встретив сплошную облачность на Дмитриев-Льговским, экипаж был вынужден вернуться на свой аэродром через 33 мин. полета.
21 июля 1943г. экипаж выполнял разведку погоды, встретив многослойную облачность, вернулся через 1ч. 10 мин. полета.
22 июля 1943г.- выполнена разведка погоды в районе Льгов- Рыльск.
23 июля 1943г. экипаж выполнил задание по разведке войск противника в районе Сумы- Ровны- Бахмач.
25, 28 и 30 июля 1943г. задания по разведке экипажем выполнены.
31 июля 1943г., вылетев на разведку погоды в районах Льгов- Рыльск- Севск, встретил в районе Льгова облачность и дождь, вернулся через 50 мин. полета.
01 августа 1943г. ведя разведку, был обнаружен двумя истребителями противника, вернулся через 1ч. 15мин. полета.
02 августа 1943г. задание по разведке выполнил частично. Из-за неисправностей материальной части вернулся через 1ч. 45 мин. полета.
03 августа 1943г. возвратился, встретив в районе Севска сплошную облачность. Через 5 часов экипаж совершил второй вылет. На высоте 6500м. из-за нехватки кислорода штурман Крапивников потерял сознание. Экипаж вернулся на свой аэродром.
05, 06 августа 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников- Мельниченко задания по разведке выполнил.
07 августа 1943г. экипаж Самуйленко, Крапивников, воздушный стрелок-радист гвардии старшина Шкавров Иван Иванович на самолете Пе-2 (бортовой номер №46) с аэродрома Курск с 15-33 до 17-00 совершили полет с фотографированием оборонительных рубежей противника в районе Перекоп- Шаблынино.
08 августа 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников- Шкавров, вылетев в 06-57, вернулся в 08-08 из-за ухудшившихся погодных условий. Вторым вылетом (с 17-07 до 18-28) задания по фоторазведке района Кокаревка- Гаврилково- Супонево- Севск выполнил.
Гвардии старший лейтенант Крапивников совершил 54 успешных боевых вылета. Был представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 25 сентября 1943г. награжден орденом Отечественной войны I степени.
11, 15 (2 вылета). 18 августа 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников- Мельниченко задания по разведке выполнил.
17 августа, встретив облачность в районе Рыльска, экипаж возвратился, не выполнив задания.
22 августа 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников выполнил успешный разведывательный вылет на самолете Пе-3.
28 августа 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников, вылетев на самолете Пе-3, был вынужден вернуться из-за плохих метеоусловий.
29 и 31 августа 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников выполнил успешные разведывательные вылеты на самолете Пе-3.
03 сентября 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников выполнил успешный разведывательный вылет на самолете Пе-3.
06 сентября был обстрелян двумя истребителями Фокке-Вульф 190. Пулемет после 10 выстрела отказал. Летчик, совершив маневр, ушел от истребителей на свою территорию. Вторым вылетом выполнил задание.
08 сентября, встретив в районе разведку 2 вражеских истребителя, вернулся на свой аэродром.
09 и 13 сентября 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников выполнил успешные разведывательные вылеты на самолете Пе-3. 10 сентября вернулся из-за плохих метеоусловий. Посадку произвел на аэродроме Качановка, куда передислоцировалась эскадрилья.
14 сентября 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников в 40 км. юго-западнее Прилуки на высоте 6500м. был атакован истребителями противника. Вернулся на свой аэродром.
20 сентября 1943г. экипаж самолета Пе-2 №20: летчик командир звена гвардии старший лейтенант Шурыгин Иван Иванович, летнаб Крапивников, стрелок-радист Мельниченко, взлетев с аэродрома Кагановка, выполнил фотографирование мостов и переправ на Десне от Остер до Чернигова.
02, 03, 07, 08, 11, 12, 13, 24 октября 1943г. экипаж Самуйленко- Крапивников на самолете Пе-3 с аэродрома Конотоп выполнил боевые задания.
06 октября 1943г., частично выполнив задание по разведке, был атакован 4 истребителями Фокке-Вульф 190. Отстреливаясь, с пикированием ушел на свою территорию.
26 октября экипаж самолета Пе-3 №20: летчик старший лейтенант Мирович Анатолий Иванович, летнаб Крапивников сфотографировал оборонительные сооружения противника на участке Киев- Лютеж. Из Киева обстрелян зенитным огнем.
28 октября 1943г. экипаж гвардии старший лейтенант Самуйленко Георгий Захарович, летнаб гвардии старший лейтенант Крапивников Сергей Тимофеевич, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Бельский Юлий Владимирович с разведывательного вылета не вернулся.
Описание событий того дня в статье Ивана Лавриненко (перехо дпо клику).