![Крафт Георгий Александрович](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2020/02/29/9a83c4c8befc8f7396f67f4db71c72c1.jpeg)
Георгий
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Рассказ о Георгии Крафте племянника Асиновского Александра Давидовича.
Крафт Георгий (Юрий) Александрович родился в г. Самарканде 23 июля 1918 г., проживал в г. Ташкенте. Скоропостижно умер в Казахстане, на железной дороге 23 ноября 1970 г. Много пришлось пережить семье Крафт, поплатиться за свою фамилию – немецкая фамилия Крафт в переводе означает «сила». Немцев тогда ссылали. И вот их семью тоже отправили в Каттакурган (Узбекистан). Сначала забрали отца Александра Давидовича и маленького брата Володю. Потом мать Наталью Павловну с сестрой Аней выслали в Каттакурган. Уже после войны семья вернулась в Ташкент.
Юрий был призван в армию в августе 1939 г. в Ташкенте Куйбышевским райвоенкоматом. Летом 1941 г. срок службы заканчивался. В июне его мать поехала в командировку в Москву, захватив с собой дочь Аню (1921 г.р.) и сына Вову (1924 г.р.). Юрий должен был присоединиться к ним. 22 июня семья отправилась в ТЮЗ посмотреть «Синюю птицу» Метерлинка. В антракте они узнали, что началась война… Служил Юрий в Прибалтике. Когда началась война, им (4 бойцам) приказали взорвать артиллерийские склады. Надо было организовать, а потом еще и успеть убежать, представьте себе, когда взрываются артиллерийские склады! Юра вспоминал, что с такой скоростью он никогда больше в жизни не бегал. Первым его фронтом стал Прибалтийский. Первые месяцы – тяжелые бои, отступление. Уже в сентябре вместо Прибалтийского фронта появился Ленинградский фронт. Знаменитый «Невский пятачок». Трудно сказать, какие обязанности он там выполнял, но судя по некоторым строкам из писем (см. ниже письмо №1) в мае 1942 г. он только мечтает попасть в артиллерийский полк, а там, где он находился, он уже получил какие-то знания, которые собирается применить именно в артполку. Судя по июльскому письму (см. письмо №2), его привлекают для проведения каких-то расчетов. Приходится работать даже связистом. А ему хочется работать с артиллерийской и стрелковой техникой. Видимо, это желание и способности бойца заметило начальство. Но пока он сидит где-то в районе Синявинских болот. Вдруг, в конце сентября 1942г, в начале второго года блокады, Юрий совершенно неожиданно для себя получает новый приказ. Его вызывают в Ленинград и направляют на пересыльно-распределительный пункт, где он узнает, что ему предстоит ехать в Тамбов, на учебу в артиллерийское военно-техническое училище. 30 сентября Юрий покидает Ленинград. Как он ехал? По воде, до деревни Кобона, а потом на грузовиках и поездом? Или самолетом? Трудно сказать. Так или иначе, в октябре Юрий в Тамбове. Начинается учеба, которая продлится чуть больше года. Училище готовило специалистов по ремонту орудий и стрелковой техники. Можно было попасть в какой-нибудь тыловой город, в хорошо оборудованные ремонтные мастерские. Уже в ходе учебы Юрий увидел возможности ускорения и упрощения процесса ремонта. Но тогда самым непроизводительным этапом (и самым продолжительным!) становится этап транспортировки поврежденного орудия в тыл и возвращения его на боевые позиции! Не говоря уже о том, что солдаты, сопровождающие орудия, тоже выключаются из боевых действий. А если… ремонтировать прямо на фронте, в непосредственной близости от передовой? И Юрий создает, разрабатывает такую методику полевого, оперативного, скоростного ремонта. В январе 1944 г. его выпускают из училища в звании младшего лейтенанта и со специальностью «арттехник». Теперь он оказался на Украине, в наступающих войсках II Украинского фронта. Здесь он на практике применяет свою методику. С группой помощников он разъезжает по позициям на специально оборудованном танке (о танке, начиненном всякой всячиной, ходили слухи по всему фронту) и ремонтирует орудия под огнем противника. Зимой-весной 1944г. Юрий совершенствует методику в ходе наступления наших войск на Украине и в Молдавии. Здесь весной 1944г. он получает первый орден Красной Звезды. Из наградного листа от 30 марта 1944г.: «В боях на подступах к г. Бельцы (Молдавия), находясь в боевых порядках 881 САП 3-го Т.К. обеспечил бесперебойную работу орудийных установок. В результате обстрела противника во время наступления, имела место поломка боевой машины; несмотря на интенсивный огонь противника, младший техник-лейтенант Крафт быстро восстановил боевую машину и возвратил её в боевые порядки». Летом его перебрасывают на I Белорусский фронт, и он участвует в операции «Багратион» (операция по освобождению Белоруссии). Здесь Юрию удается вернуть в строй 16 орудий. Он получил второй орден Красной Звезды. Из наградного листа: «За период наступательных операций полка (881 Прутского САП 128 СК 28А) с 23 июня 1941г. показал себя смелым, знающим свое дело офицером. Внедрил скоростные методы ремонта артиллерийского и стрелкового вооружения. В тяжелых условиях под огнем противника производил сложные ремонты арт. систем с 23 июня по 29 июля 1944г. Под руководством т. Крафта при личном участии в работе, восстановлено и возвращено в строй 16 орудий СУ-76, из них: 5 орудий капитального ремонта и 11 орудий среднего ремонта. Своей работой Крафт обеспечил бесперебойную работу артиллерийского и стрелкового вооружения полка и эффективную стрельбу с наименьшей затратой арт. выстрелов». Осенью Юрий оказывается в рядах уже II Белорусского фронта, который в начале 1945г. вступает на территорию Восточной Пруссии. Здесь Юрий добивается новых значительных достижений, обеспечивая бесперебойную работу артиллерии 881 полка. В успехе Млавско-Эльбингской (Эльблонгской) наступательной операции есть и его вклад, за который он награжден Орденом Отечественной войны II степени. Из наградного листа – описание подвига 14.01.1945 – 30.01.1945: «Крафт, работал артиллерийским техником полка (881 САП). Во время прорыва долговременной, сильно укрепленной обороны немцев в районе деревни Маковица и города Макув с 14.01.1945г. проверял и подготавливал артиллерийские системы. Это всё сказалось на прорыве и преследовании противника, и не было ни одного случая задержки самоходки из-за неисправности пушки. Умело организовал работу орудийных и оружейных мастеров, лично руководил ремонтом на поле боя. Пушки, которые требовали большого ремонта, на поле боя не ремонтировались, а быстро отправлялись в тыл, где исправлялись силами своей арт. мастерской и мастерскими непосредственно в близости передовой части под обстрелом противника. Техник-лейтенант Крафт сам лично подвозил к боевым машинам боеприпасы в плохих условиях погоды и местности, и самоходки всегда были обеспечены полным б/комплектом. Техник-лейтенант Крафт личным мужеством подавал пример своим подчиненным, и всё это способствовало успехам полка в выполнении поставленных боевых задач». Юрий вспоминал, что когда уже шли по немецкой территории в районе Кенигсберга, текли реки красного цвета. В апреле, в ходе битвы за Кенигсберг, Юрий был ранен. Около месяца лежал в госпитале и вернулся в строй в начале мая. Победа стояла уже на пороге. Юрий участвует в последней наступательной операции на территории Восточной Пруссии – освобождение Фрише-Нерунгской косы (9 мая 1945г.). Но у Юрия были не только технические, но и музыкальные способности. Когда его сестра Аня училась музыке, он проявлял активный интерес и самостоятельно (с её помощью, конечно) научился исполнять на рояле довольно сложные произведения. И вот, в ходе наступления в Восточной Пруссии, в одном доме он увидел рояль. Ему пришла идея взять рояль с собой. К ножкам рояля бойцы привинтили большие колеса, чтобы он мог двигаться по мостовым и бездорожью, прицепили его к танку (или самоходке) и повезли с собой. В паузах между боями Юрий садился к роялю и начинал играть Бетховена, Брамса… Немцы недоумевали. Они понимали, что это не пластинка, звучит живая музыка, играет любитель… Но – русские знают немецких композиторов? Они их играют сейчас? И откуда на позициях русских рояль? Наше начальство сначала ругалось, а потом махнуло рукой… Когда Юрий был ранен и попал в госпиталь, рояль, видимо, бросили. Но рассказы о рояле ходили по всему фронту…
Письма с фронта:
№1 от 13.05.1942. «…Бодрость духа и уверенность в победе у меня те же. Это помогает держаться. Последнее время очень много тяжелой работы и я устаю, но это очевидно продлится недолго… Возможно скоро мне придется попасть на передовую. Что ж, я буду очень доволен, если попаду в артполк и смогу применить то, что получил в полку…»
№2 от 27.07.1942. «…Невольно все мысли и думы переносятся, за тыщу километров, где идут жесточайшие и кровопролитнейшие бои за Воронеж и Ростов, где решается судьба нашей страны и где проклятые всеми…немцы будут в конце концов разгромлены и начнут «драх нах Вест». На днях был в городе (Ленинграде). Он живет все также тревожной фронтовой жизнью, непрерывно готовый к встрече врага. По Невскому вели пленных. Около сотни «Гансов» и «Фрицев», жалкие и тощие, вшивые и оборванные, шли удивленно взирая на город: чистый, аккуратный, продолжающий в этих трудных условиях оставаться тем, что делает его городом глубочайшей культуры и городом-бойцом. … У меня появилась надежда развязаться с осточертевшей мне бухгалтерией и перейти на работу с техникой и оружием. К нам пришло пополнение, в числе которых оказались девушки. Они мобилизованы, приняли присягу и служат, как настоящие бойцы. Одна из них сейчас находится у меня на обучении, и когда оно окончится, я буду переведен в другой отдел на работу, к которой давно стремился. Вообще говоря, в один прекрасный день можешь получить повестку, и ты потом будешь бегать где-нибудь с телефонным аппаратом-связисткой или еще кем-нибудь. Девушек в армии сейчас уже много и они очень хорошо справляются с работой и жизнью бойца. … Отпраздновал я свой 24-й юбилей. Как ужасно летит время. Просто не верится, что прожита уже половина жизни. Ведь как ничтожно мало сделано, видено, понято…»
№3 от 30.09.1942. «Это письмо пишу с дороги. В настоящий момент я сижу в Ленинграде, на распределительном пункте и, получив продукты на дальнейший путь, жду отправки. Еду на большую землю – учиться. Куда еще не знаю. Уехал я очень неожиданно. 26-го я получил приказание сдать дела, а 27-го утром разъехались. Очень жаль, что не удалось сходить в отряд. … Перед отъездом изменился мой старый адрес. Вот он: ДКА, ППС-4, часть 173…»
№4 от 3.03.1944 (Украина). «Я уже писал, что работаю арттехником самоходного артполка. Очень устаю. Масса работы и вся срочная, напряженная, часто на поле боя под огнем. Побывал в переделке, но все обошлось. К опасности я привык. Со здоровьем в общем ничего, но сигма снова дает о себе знать, отравляя последние минуты отдыха. Спать приходится по 4-5 часов, но часто не спим по 2 суток. Все время в поле, в грязи. Не холодно, но сыро и промерзаешь до костей. Скоро уже будет тепло. Очень устаю и пользуюсь каждой минутой, чтобы прикорнуть где-нибудь. Очень устаю, но все-таки бодр и верю в лучшее…»
Боевой путь
Фронты: июнь – сентябрь 1941 - Прибалтийский фронт, сентябрь 1941 – октябрь 1942 - Ленинградский фронт, октябрь 1942 – январь 1944 – учеба в Тамбовском военно-техническом артиллерийском училище, январь 1944 – май 1944 – II Украинский фронт, июнь – сентябрь 1944 – I Белорусский фронт, сентябрь 1944 – май 1945 – II Белорусский фронт.
Боевые операции: оборона Ленинграда, «Невский пятачок» (сентябрь 1941 – октябрь 1942), наступление войск в Молдавии (весна 1944), Белорусская наступательная операция (23 июня – 29 июля 1944), Восточно – Прусская наступательная операция (январь – апрель 1945), Млавско-Эльбингская (Эльблонгская) наступательная операция (15 января – 10 февраля 1945), освобождение г.Кенигсберга (г.Калининграда), освобождение Фрише-Нерунгской (ныне Балтийской) косы в районе г.Пиллау (ныне г.Балтийск) – 9 мая 1945.
Завершение боевого пути
г.Пиллау (ныне г.Балтийск)
После войны
В 1945 – 1946 гг. служит в г.Медвежегорск (Карелия). Дата окончания службы: 26.04.1947. Вернулся в г.Ташкент. Женился. Жена – Носова (Крафт) Регина Ивановна. Родились две дочери: Наталья (1946г.) и Ксения (1945г.). Все они уже умерли. Окончил институт, стал инженером, специалистом в области ж/д путей и оборудования паровозов и тепловозов. Имеет ряд изобретений. Работал на железной дороге в Узбекистане и Казахстане.В 1945 – 1946 гг. служит в г.Медвежегорск (Карелия). Демобилизован в 1946г. Вернулся в г.Ташкент. Женился. Жена – Носова (Крафт) Регина Ивановна. Родились две дочери: Наталья (1946г.) и Ксения (1945г.). Все они уже умерли. Окончил институт, стал инженером, специалистом в области ж/д путей и оборудования паровозов и тепловозов. Имеет ряд изобретений. Работал на железной дороге в Узбекистане и Казахстане.