Козыревский
Денис
Лаврентьевич
Мы, носящие фамилию Козыревских и являющиеся их родственниками, гордимся простыми людьми и историческими личностями, представляющими этот род.
Люди, прославившие фамилию, это - мужчины.
Но практически всегда рядом с героическими мужчинами стоят их малозаметные скромные женщины. Рожающие детей, налаживающие быт, подставляющие плечо в трудную минуту. Их инициатива, ум, талант, сообразительность незаметны в обычной жизни. И только в сложной и опасной ситуации они проявляются в полной мере.
Один из примеров – мать Анатолия Козыревского Прасковья Васильевна. Ее муж, Денис Лаврентьевич, после переселения в Казахстан в 1918 г. вступил в ряды ВКП(б), во время Гражданской войны руководил Мартукским красно-партизанским отрядом. В 1920 году был комиссаром Мартукского райпродкома. В этом же году он заболел и умер. Сохранилась его фотография. Мы видим умного, волевого, опытного мужчину. А он прожил всего 38 лет. В воспоминаниях о товарищей ему даются самые лучшие характеристики – вспоминают о его уме, смелости, доброте, трудолюбии и стойкости.
К 1920 году в семье Д.Л. Козыревского было четверо детей – Кузьма, Вера, Анатолий и Иван. Соответственно 19, 9, 7 и 3-х лет.
Есть семейная легенда. Во время Гражданской войны, примерно в 1918-1919 годы, когда в Мартук вошли белые, они собрали жителей и отделили семьи партизан. Велели сообщить, где находится партизанский отряд. Народ молчал.
Тогда нашу бабушку Прасковью Васильевну, жену командира партизанского отряда, поставили к стенке вместе с детьми, выстроили напротив них автоматчиков и сказали, что расстреляют, если не получат ответа на свой вопрос. Но она не выдала своего мужа и отца своих детей. Их не расстреляли, они остались живы.
Какое надо иметь мужество, чтобы стоять перед автоматами со своими детьми. Мужество, воля, ум женщин проявляется так явно нечасто. Обычно они находятся в тени своих героических мужей. Но нужно всегда помнить о них.
Следующая семейная история - про Козыревского-младшего – Ивана Денисовича.
В 1941 году ему было 23 года. Он был летчик. Талантливый, удачливый, красивый. О нем написано довольно много – как замечательно воевал, как оказался в плену, был освобожден, снова воевал, принял участие в параде Победы в 1945 году.
А в 1949 году он был арестован и обвинен в измене (по сути за то, что попал в плен находясь без сознания). Отсидел, был реабилитирован, вышел в 1954 году на свободу больным человеком. Но до последней минуты своей долгой жизни старался держаться, не унывать. Хотя судьба человека была сломана. Жена-красавица Антонина растила детей, поддерживала его и до последних своих дней была рядом.
Во многих статьях о нем написано много важного и интересного, но ни разу не встречалась информация о том, что Иван Денисович Козыревский – прототип всемирно известного Ивана Денисовича, героя повести Солженицына.
** *
Откуда берутся такие люди и такие характеры? Чтобы понять это, надо узнать, как жили предки, как боролись, во что верили и в чем черпали силу духа. Это объяснит многое.
В нашем случае речь пойдет о представителях рода Козыревских. Вернее, о тех, упоминание о которых обнаружено в письменных источниках и опубликовано (на сегодняшний день).
Козыревские были представителями польской шляхты Могилевского воеводства. Они появились на Руси во второй половине XYII века. Точнее, в 1654 году во время русско-польской войны, когда после сражения под Смоленском попал в плен и по царскому указу был сослан Сибирь, на Лену, Федор Иоаннович Козыревский.
В 1667 году Федор Козыревский женился на якутке Акилине. У Акилины и Федора родилось трое сыновей – Петр, Семен и Дмитрий. В 1674 году он был вызван в Москву, где ему объявили об окончании ссылки и предложили вернуться на родину. Но для себя и своих сыновей Ф.И.Козыревский считал своей родиной Сибирь. И потому «бил челом» перед Алексеем Михайловичем и просил определить его на государеву службу. Царь по достоинству оценил этот поступок и, учитывая благородное происхождение шляхтича, поверстал его в казаки в высоком чине сына боярского.
Для содержания семьи Федор взял на откуп торговлю казенным вином, и сыновья его не устояли перед искушением и стали выпивать. Чтобы образумить старшего сына, Федор женил его на Анне. В 1680/1690 году (даты в источниках сильно разнятся) у них родился сын Иван, внук Федора Козыревского. А вскоре появился на свет Петр (в документах называют еще третьего сына Михаила). Но от пьянства это никого не излечило. Даже Анну не миновало пристрастие к зеленому змию.
Несчастье постигло семью. Торговля у Федора не заладилась, он проторговался и задолжал огромную по тем временам сумму – 50 руб. В результате был вынужден, спасаясь от тюрьмы, просить якутского воеводу отпустить его со службы по старости в монастырь и зачислить на свое место сына Петра. После этого Федор Иоаннович Козыревский постригся в монахи Якутского Спасского монастыря и наречен был Авраамием. А воевода назначил Петра Козыревского приказчиком Чечуйского волока.
В мае 1695 года семья Петра Козыревского отправилась в Ленский Киренский монастырь на богомолье. Во время очередной пьяной ссоры в присутствии сыновей Петр убил Анну, и чтобы избежать наказания, бежит с сыновьями в верховья Лены.
Два года Петр скитался с малолетними детьми по глухой тайге. Голодный, лишенный чинов и званий, с клеймом «убийца». Но не выдержал и сдался властям. В результате был подвергнут пыткам, публично побит плетями и отпущен на поруки казакам.
Сотник Тимофей Кобелев, назначенный приказчиком Камчатки, почитая Козыревских как известных грамотеев, предложил Петру направить царю челобитную. 26 июля 1700 года Петр Козыревский обращается к Петру I, где просит простить его и послать в составе отряда Кобелева на «новую Камчатку реку».
Не дожидаясь ответа, воевода Траурнихт не послал, а сослал Петра Козыревского в дальний путь на край земли. Отобрав при этом все деньги, выданые на поход, в счет долга его отца Федора.
В 1700 году Петр Козыревский с сыновьями в составе отряда сына боярского Тимофея Кобелева отправился на Камчатку для сбора дани (ясака) с ительменов, коренных жителей Камчатки, проживающих в бассейне реки Камчатки, а также для приведения аборигенов под руку России.
В 1698 году отрядом на древней реке Уйкоаль (современное название Камчатка) было заложено первое русское поселение на полуострове – Верхнекамчатский острог, который впоследствии сыграл большую роль в истории Камчатского края.
Петру Федоровичу выпала немалая честь - он возводил укрепления второго острога - Нижнекамчатского. И он же первым вышел на реку Коль, которую впоследствии назовет в честь отца Козыревкой.
В 1704 году, сопровождая ясак по пути в Якутск вместе с приказчиком Федором Верхотуровым-Протопоповым и выйдя на восточное побережье, Петр Козыревский узнал от местных коряков об островах, богатых моржовыми лежбищами. И отправился в море вместе с Верхотуровым и товарищами открывать для Росси новые земли. Но назад никто из них не вернулся. Теперь эти острова называют Верхотуровыми.
После смерти в 1704/1705 гг. отца пятнадцатилетний Иван пятидесятником Василием Колесовым был «поверстан на убылое место», которое занимал отец. В этот же год в составе отряда Ламаева был послан приказчиком на юг Камчатки в «Курильскую землю». В 1706 году часть отряда вышла на Камчатский нос Лопатку.
В биографии И.П.Козыревского огромную роль сыграл его злой гений В.В.Атласов. Назначенный в 1711 году приказчиком Камчатки с огромными полномочиями, он развил активную деятельность по сбору налогов, чтобы повторить свои достижения десятилетней давности, когда он привез в Москву огромный ясак, состоящий из пушнины ценных пород. За что был обласкан царскими милостями, одарен чинами и награжден 100 рублями. Поэтому, возвращаясь, он рвался повторить свой успех. Не стесняясь, грабил купцов, аборигенов и испортил отношения с казаками и камчадалами, в отношениях с которыми вел себя как самодур, не взирая ни на какие законы.
В 1707 году после очередной неправедной казни казака сообщество возмутилось, и Атласов был арестован казаками, но Атласов сумел бежать в Нижнекамчатск. Тем и были казнены казаками. Их несправедливые притеснения, несоблюдение законов, жестокие наказания, пытки и казни переполнили чашу терпения сообщества. Затем бунтовщики направились за Атласовым, не зная, как его выманить.
Надо сказать, что из всех казаков больше всех Атласов ненавидел И.Козыревского. Лютой ненавистью пылал он к молодому Ивану. Дело в том, что на фоне практически полной безграмотности Иван был грамотен, хорошо излагал свои мысли, правильно составлял различные документы. А значит, читал все ябеды, челобитные, указы, т.е. был в курсе событий, что для распоясавшегося, не признающего законов приказчика Атласова представляло угрозу. Регулярно придираясь к молодому казаку, заковывая его в кандалы, подвергая пыткам по любому надуманному обвинению, он породил в душе Ивана ответное чувство. Это была ненависть.
Встретившись с мятежными казаками, направлявшимися на расправу с В.Атласовым, Иван поддержал их – согласился написать ложную челобитную, чтобы отвлечь злодея и дать возможность его обезоружить. В результате В. Атласов был казнен казаками в 1711 году в Нижнекамчатске.
В это время, будучи избран жителями города есаулом, Иван Козыревский строит в Большерецке острог. В августе 1711 вместе с атаманом Д.Я.Анциферовым возглавляет отряд, направленный якутскими властями в экспедицию на Курильские острова для поиска путей и установления контактов с Японией. На весельных лодках (лодьях), обогнув мыс Лопатка, они подошли к острову Шумшу. На основании «известий» аборигенов И. Козыревским был составлен подробный «чертеж» и описание Курильских островов, а также их жителей, их нравов, способов хозяйствования и др.
Тем временем прибыл приказчик Василий Колесов для выяснения причин казацкого бунта и обстоятельств убийства В.В. Атласова и приступил к дознанию. Когда дело дошло до Ивана Козыревского, он принял во внимание его заслуги перед государем, но вчинил ему в вину участие в бунте и внесение ложных сведений в челобитную царю Алексею Михайловичу.
Имелась ввиду челобитная, которую 26 сентября 1711 года после казни приказчиков и Атласова отправили казаки. Чтобы задобрить царя и заслужить прощение за незаконную казнь трех приказчиков-душегубов, они, помимо объяснения причин своих поступков, сообщали, что ими открыты два острова Курильской гряды. Челобитная эта была составлена и подписана Ивашкой сыном Петра Козыревским.
На самом деле в тот год они посетили только остров Шумшу, а до Парамушира не доходили.
В дальнейшем еще не раз аукнется ему эта подпись и сам факт редкой в то время у казаков грамотности. В одном из документов этого периода был приказ воеводы приказчикам – не давать И.Козыревскому ни бумаги, ни чернил. Горе от ума.
В процессе пристрастных допросов ложь была обнаружена. Колесов взвесил все, и учтя заслуги морепроходцев, решил казнить только тех, кто лично убивал приказчиков. Остальные были - кто заклеймен, кто оштрафован.
Есаул И. Козыревский, учитывая его особые заслуги, был оштрафован, и обвинение с него было снято.
В тот же год эти казаки во главе с Иваном Козыревским были отправлены в очередной поход на Курилы.
13 апреля 1713 году они на небольшом судне с отрядом из 67 человек отправились в море и достигли острова Парамушир. Местные жители, айны, доброжелательно встретили экспедицию, отлично зарекомендовавшую себя год назад. Они добровольно согласились перейти в российское подданство. По результатам был составлен еще один документ «Чертеж Камчадальского носу и морским островам» (Карта всех островов Матмай) с описанием географических, метеорологических, этнографических и природных особенностей Курильских островов и населяющих их жителей и был направлен в Москву. Как утверждают различные источники, этот документ, впервые в мире нанесенный на карту, был положен в основу географической карты Тихого океана. Этим документом впоследствии пользовались Миллер, Беринг, Крашенинников, Страленберг и др. Поэтому Ивана Петровича Козыревского по праву называют первооткрывателем Страны восходящего солнца.
Все рукописные материалы по результатам трех возглавляемых И.П.Козыревским экспедиций были отправлены в Тобольск.
Приказчики менялись, а ситуация на Камчатке ухудшалась. Ясак уменьшался, хотя царь рассчитывал, что с расширением границ государства будет пополняться казна. Но ценный зверь был частично выбит и ушел вглубь тайги, а прежде добродушные камчадалы, которые не знали цены пушнине и подчас просто дарили ее в знак дружбы, после введения жестких порядков и притеснений, чинимых ненасытными приказчиками, стали иначе относиться к пришедшим в их края людям. То и дело вспыхивали стычки, горели зимовья, несколько раз из рук в руки переходили крупные остроги, выгоревшие дотла.
Прибывший в 1713 году приказчик Петриловский проблему пополнения казны и своей собственной мошны решал всеми доступными, в том числе и незаконными, методами. Так он решил, что казаки-старожилы имеют запасы пушнины и следует ее отобрать. На виду оказался, как всегда, Ивашка Козыревский сын Петров. Им подписывались бумаги, составлялись служебные документы, да и наверняка рыльце в пушку…
Он начинает пристрастное дознание. Ему все равно, что в результате расследования казацкого бунта, проведенное Василием Колесовым, Иван Козыревский был оправдан. Но Колесов мертв.
На дыбе, под пытками, Иван выдает одно из мест хранения пушнины. Но свободы все равно не получает. Петриловскому известны качества И.Козыревского - его ум, грамотность, смелость. А самое главное – умение убеждать и вести за собой людей. На свободе он для него опасен.
А у Ивана один выход. По примеру деда он дает обет постричься в монахи, и злодей вынужден выпустить его из заточения. Ивана Козыревского постригают в монахи под именем Игнатий.
Но возмездие все-таки настигло Петриловского. В 1716 году из похода в Охотское море возвращался казачий пятидесятник Кузьма Соколов. Узнав о зверствах Петриловского, он смещает его с должности и везет на суд в Якутск. Наверняка не последнюю роль сыграл в этом инок Игнатий.
И не случайно уже в 1717 году инок Игнатий прибирает к своим рукам духовную власть над всей Камчаткой. Собирает своих друзей по несчастью, так же, как и он, поневоле ставших монахами, и строит недалеко от Нижнекамчатска на реке Ключевой у Горелой сопки Успенскую пустынь (часовню и кельи). Здесь монахи сеют и пашут, варят соль. В 1718 году архимандрит вручает иноку Игнатию клобук и рясу и утверждает его духовным приказчиком Камчатки.
И снова Иван Козыревский в центре событий, происходящих на полуострове.
А на Камчатке неспокойно – воевода велит собирать все больше налогов, но дело продвигается туго и ответственные за сбор ясака приказчики обращают внимание властей на казаков, которые «нерадивы и прикащиков убивают…». Указывают на «…ловкого коневода монаха Игнатия Козыревского», якобы подстрекающего казаков на возмущения. По навету Лукашевского И.Козыревский был допрошен в 1720 году сотником Иваном Уваровым и отрправлен в Якутск. Сопровождает его, по словам академика Берга, записка Лукашевского: «А от него, монаха Игнатия, на Камчатке в народе великое возмущение. Да и преж сего в убойстве прежних прикащиков Володимира Атласова, Петра Чиркова, Осипа Липина он, монах Игнатий, был первым, да и в отказе Алексея Петриловского и Василия Качанова от приказов возмутителем был он же, монах Игнатий Козыревский». Лукашевский, как и служившие перед ним властьимущие мздоимцы, за свои злоупотребления властью тоже будет позднее отправлен под суд.
Очередное следствие было закончено в пользу Ивана Козыревского. За предыдущие свои подвиги был награжден 10 рублями (годовое жалованье казака) и был определен строителем Покровского монастыря недалеко от Якутска. Более того, на время отсутствия архимандрита Феофана заменял его в монастыре.
Но уже в 1724 году в рамках ревизии по обвинению в преступлениях губернатора Сибири Гагарина снова всплывает история мятежа казаков 1711 года, и Иван Козыревский вновь арестован. Он бежит, подает челобитную якутскому воеводе с просьбой отослать его в Москву с известными ему сведениями о том, как достичь Японии. В 1726 году является в Большерецке к В.Берингу со своими Чертежами и дальнейшими планами. Но тот не вдохновляется его речами и, собирая экспедицию, не включает в ее состав.
Зато ему поручают спуститься по Лене до устья и выйти в море для открытия земель напротив ее устья.
Он строит судно «Эверс» за свой счет и в августе 1728 года пускается в поход по Лене. Зимует там, а по весне судно ломают льды. Но до «… Северного моря-акиана», по словам историка С.Захарова, он все-таки добрался. Снаряжалось судно, как свидетельствовали современники, для прохода по Ледовитому океану в Тихий, до Камчатки, Курил и Японии. Судно, построенное на собственный счет И. Козыревским, отбирают и приписывают в казенную часть. И вновь всплывает незаконченное разбирательство его «злодеяний».
Понимая, что ему не добиться правды, отправляется И.П.Козыревский за поддержкой к Анне Иоанновне. Встречают его с почетом, осыпают милостями. Доброжелательно рассматриваются его предложения об экспедиции в Японию.
В ответ на обращение Ивана Петровича в Синод с предложением об упрочении христианства на Камчатке, поручают ему расширить Успенский монастырь. Сенат поддерживает это решение, выделив 500 руб. на обустройство монастыря. В торжественной обстановке высшие церковные иерархи возводят инока Игнатия в чин иеромонаха. 28 июня 1728 года Анна Иоанновна издает указ о христианизации камчадалов и освобождении принявших веру от уплаты налога на 10 лет. 26 марта 1730 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появляется лестная статья о нем.
Но враги не дремлют.
7 июля 1731 года начинается пятое по счету расследование одного и того же дела. Генерал С. Салтыков предъявляет обвинение Ивану Козыревскому сначала в подании челобитной с ложными сведениями и постановляет сослать его в Угрешский монастырь (имеется ввиду письмо казаков после убийства Атласова, составленное и подписанное «Ивашкой сыном Петровым Козыревским»). Но получив подоспевшие вдобавок наветы об убийстве В.Атласова и приказчиков П.Чигирина и Т.Липина, Салтыков велит поместить Козыревского в подвалы Преображенского приказа и заковать в кандалы.
Здесь И.Козыревскмй был подвергнут жестоким пыткам и на дыбе оговорил себя, дав признательные показания. Был лишен иеромонашества. В январе 1732 было принято «расстригу Козыревского казнить смертью». И поправка: «Не чиня той экзекуции» направить в Сенат. Но Сенат не заставил себя долго ждать. Уже 16 февраля приговор был одобрен.
Но зато целых 3 года шли оправдательные документы из Тобольска. Они опоздали.
Иван Петрович Козыревский, больной, закованный в ножные и ручные кандалы, как государственный преступник, скончался 2(13) декабря 1734 года.
На Камчатке есть поселок Козыревск. На острове Шумшу - залив и мыс, а на острове Парамушир - мыс и гора - названы в честь Козыревского Ивана Петровича.
Казак Иван Петрович Козыревский вошел в список великих казаков, а также считается одним из пяти самых главных исследователей Камчатки.
___________________________
Источники: интернет-сайты - Википедия, w.histrf.ru; jdynokiy.liveyournal; npacific.ru; bigenc.ru. и др.
В Российском государственном архиве древних актов хранится документ «О походе монаха Игнатия Козыревского для возможного исследования морского пути на Камчатку» (Кн.731,лл.1310-1325. Ф.248,оп