Валентин
Георгиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился Валентин Георгиевич Козлов 18 августа 1917 года в городе Александрополь (Гюмри) в Армении в семье рабочего. Отец, Георгий Спиридонович, металлург тбилисских железнодорожных мастерских, был участником революционного подполья. Дважды его арестовывали, исполосовали спину шомполами, от которых остался след на всю жизнь, и выслали в Александрополь. Но он и здесь вступил в подпольную организацию, познакомился с братьями Косицыными, которые служили в царской армии и через них распространил листовки среди солдат. Вскоре подружился с их сестрой Анной и женился на ней.
В молодой семье Козловых было уже двое сыновей, когда Георгия Спиридоновича направили в Сибирь, на станцию Тайга, налаживать работу железнодорожных летейных мастерских.
Семье Козловых пришлось немало кочевать по Сибири.Барнаул, Кемерово,Новокузнецк… В возрасте семнадцати лет Валентин переезжает в Сталинск. Здесь Козлов поступает и с успехом оканчивает школу фабричного и заводского ученичества (сокр. ФЗУ), затем пошел к отцу на Новокузнецкий коксохимический комбинат. Там вступил в комсомол. И там зажегся страстью к небу. Началось это с кружка планеристов. Были безмерно счастливы, когда удавалось оторваться от земли и пролететь метров двести на планере, сделанном своими руками. Потом в городе создали аэроклуб, летать стали на настоящих сомолетах.
Когда понял, что без неба жить не может, уехал в Балашовскую летную школу, потом - в Красноярское военное летное училище. Стал первоклассным специалистом, начал службу в Белорусском особом военном округе.
Война застала Валентина Георгиевича в 110 км от западной границы на полевом аэродроме-маленьком островке среди болот.Под утро палаточный лагерь был разбужен бомбежкой. В тот же день полк получил боевое крещение. Из 56 экипажей вернулись девять. Козлову повезло – оба полета кончились благополучно. Их экипаж вылетел на станцию Белоподляску, где разгружались фашистские эшелоны, и в район Кобрина под Брестом. Было уничтожено много танков, вагонов с оружием и живой силой врага. На второй день войны их экипажу пришлось прыгать из горящего самолета. Потом он горел еще дважды, но каждый раз после лечения возвращался в строй.
Когда первая воздушная армия обороняла Москву, из столицы прибыл новый самолет «Пе-2» с надпись на борту «Комсомольцу фронта от комсомольцев Москвы». Его отдали Валентину Козлову, как одному из лучших летчиков.
Весной 1942 года пришло известие о гибели младшего брата, тоже летчика. Вылетев на задание, Валентин яростно бил по железнодорожному узлу. Вдруг зениткой подбило двигатель. Объятый пламенем самолет стали преследовать «мессеры». Радист погиб, раненый штурман потерял сознание. Валентин дотянул самолет до своей территории, схватил бесчувственного штурмана и вместе с ним выбросился из горящей машины. Открыл в воздухе парашют сначала штурману, потом себе. На земле их подобрали наши пехотинцы. Наблюдавши за полетом старший лейтенанд Борисов написал стих «Величие дружбы», посвященный этому бою.
Было в его боевой жизни много незабываемых полетов. А один из них даже вошел в Информационный бюллетень ВВС и в летной программе значился как один из лучших примеров правильного тактического решения в сложной ситуации. За него майор Козлов получил полководческий орден Александра Невского. В 1944 году его представили к званию Героя Советского Союза. А всего он заслужил 7 орденов и 16 медалей.
С весны 1943 года служил во второй воздушной армии, часто встречался с Каманиным, Береговым, Кожедубом, Покрышкиным. И когда Каманин возглавил Центральный комитет ДОСААФ, то пригласил к себе опытного летчика – Козлов В.Г. был назначен инспектором ДОСААФ в Тушино, а затем был командирован в Ессентуки, где пришлось создавать Аэроклуб. Четыре года отдал этому клубу Валентин Георгиевич Козлов. Здесь ежегодно готовили десятки летчиков и планеристов. Ессентукский аэроклуб стал кузницей кадров для Минераловодского и Пятигорского аэропортов. Потом В.Г.Козлов создавал аэроклубы на Сахалине и Камчатке. Везде летал сам, как летчик-инструктор. Его ученики стали командирами искадрилий, полков, начальниками аэропортов.
После того, как в 1956 году демобилизовался из ВВС он работал начальником Ессентукского аэроклуба, который сам и основал.
С 1961 года работал в Минераловодском аэропорту начальником службы движения. С 1969 года работал в Пятигорском авиаотряде диспетчером. В 1973 году он награжден почетным званием – Отличник Аэрофлота. Несмотря на годы Валентин Георгиевич трудился наравне с молодыми (до 74 лет), передавая им свой богатый жизненный опыт.
Три ордена Красного Знамени (1941, 1942, 1945);
Два ордена Отечественной войны первой степени (1943, 1985);
Орден Красной Звезды (1954);
Звание Героя Советского Союза (1945 год);
Орден Александра Невского (1943);
Орден Ленина (1945).