Дмитрий
Александрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1941 году юный астраханец Дима Ковалёв - курсант школы пилотов гражданской авиации. За день до начала войны он получил письмо от старшего брата Михаила, который служил на границе, недалеко от Бреста. Михаил писал: "Ты спрашиваешь, будет ли война? Вопрос в другом, брат! Успеет ли моё письмо к тебе до того, как война начнётся?" Письмо успело. Война началась на следующий день. А весточка от старшего брата-пограничника оказалась последней. С войны он не вернулся. Пропал без вести.
17-летний Дмитрий, как и многие его сверстники, считал своим долгом защищать Родину и в августе 1941 года становится курсантом Армавирской военной авиационной школы пилотов.
В августе 44-го года 20-летний младший лейтенант стал лётчиком-истребителем 5-го Штурмового Авиационного Корпуса (5-й ШАК).
Этим корпусом командовал знаменитый Н.П. Каманин – легендарный лётчик, спасавший в феврале 1934 года полярников с парохода «Челюскин». За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Каманину Николаю Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза под №2. Сын командира корпуса, Аркадий Каманин, был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Юный пилот выполнял боевые задания уже с 14 лет.
В 5 Штурмовом авиакорпусе героически воевал Георгий Береговой, за годы войны он совершил 186 боевых вылетов, был трижды сбит. В возрасте 47 лет он стал лётчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза (единственным, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос). В 1972—1987г. генерал-лейтенант Береговой Г.Т. был начальником Центра подготовки космонавтов.
Со времени своего формирования летом 1943 г. 5 ШАК поддерживал наступление 2-го Украинского фронта, нанося бомбовые удары по скоплениям гитлеровских войск, завоевывая господство в воздухе, проводя воздушную разведку. Главная ударная сила 5-го ШАК – штурмовики Ил-2, за мощь вооружения и броню прозванные «летающими танками». Защита штурмовиков от атак немецких асов - эта задача была основной у лётчиков-истребителей.
Из наградного листа младшего лейтенанта Ковалёва Д.А.: «После награждения на 2-м Украинском фронте произвёл 35 успешных боевых вылетов на сопровождение Ил-2. В выполнении боевых заданий проявляет самоотверженность и героизм. В воздушных боях смел и инициативен; рискуя своей жизнью всегда идёт на выручку товарищам.»
Все они - молодые, сильные, красивые - хотели жить, радоваться жизни, своей молодости. Ещё больше они хотели победить! Наверное, желание победить делало их бесстрашными, и ещё фронтовое братство, уверенность в своих товарищах! Неслучайно в характеристике молодого лётчика появились строки: "В воздушных боях с численно превосходящим противником проявляет себя смелым, хладнокровным бойцом." Награждён четырьмя орденами, медалями - "За боевые заслуги", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За победу над Германией" и другими.
Путь к Победе проходил через Карпаты, Дунай, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию...
После войны Дмитрий Александрович служил в Военно-Воздушных Силах на Западной Украине, потом в Ленинградской области – летал, совершенствовал мастерство лётчика-истребителя, охранял воздушные рубежи Родины. В качестве лётчика-испытателя проходил службу в Тбилиси, в военном представительстве, испытывая реактивные МИГи. После демобилизации руководил полётами в тбилисском аэропорту, а позже - на авиационном заводе имени Димитрова.
Любил фильм "В бой идут одни старики", считая его самым правдивым фильмом о фронтовой жизни лётчиков.
15 лет назад Дмитрий Александрович ушёл из жизни.
"Кто-то скупо и чётко
Нам отмерил часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы..."
Он прошёл свой путь уверенно и красиво, был смелым и хладнокровным бойцом, увлечённым тружеником, заботливым мужем и отцом.
Помним и гордимся!