
Николай
Илларионович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка, Котов Николай Илларионович родился в селе Родино, Алтайского края 27 ноября 1922 г.. Умер 1 марта 1983 года. К сожалению, сама я никогда не видела дедушку, но слышала много рассказов о нем от своей мамы. О войне ни дедушка, ни его товарищи не любили рассказывать...говорили, что это "ужасно гадкая вещь, эта война"...Владимир Жильцов, друг дедушки, до сих пор жив, но тоже не любит вспоминать эти годы...
Боевой путь
Котов Николай Илларионович родился в селе Родино, Алтайского края 27 ноября 1922 г..
20 июня 1941 года он узнал радостную весть, что зачислен в Молотовскую летную школу. А через 2 дня началась война... Котову Николаю было на тот момент 18,5 лет. Сначала были несколько месяцев учебы в летном училище, а уже поздней осенью он принимал участие в обороне Москвы. Их выпуск называли «ускоренным», так как вместо трех лет они учились всего лишь год. В конце августа 1942 года Котов Николай прибыл в действующую Армию, в 1ый гвардейский Краснознаменный Брянский бомбардировочный авиационный полк дальнего действия им. Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло (на тот момент полк дислоцировался в Ногинске), в котором и прослужил всю войну. В сентябре 1942 года полк передислоцировался в Тамбовскую область, город Мичуринск, деревня Никифоровка. Как раз началась Сталинградская кампания. Из Никифоровки летали и в Сталинград, и на Курскую дугу. Под Новый год 1943-1944 г. полк перевели под Ленинград, а закончили войну в Польше, город Жешев, деревня Ясенка, где и праздновали победу.
Весной 1943 года Авиаполк был полностью укомплектован самолетами ЛИ-2 в бомбардировочном варианте, оснащенными современной техникой. Летчики полка, едва закончив освоение новых двухмоторных бомбардировщиков, тотчас получали боевые задания…
Котов Николай участвовал почти во всех сражениях: был и на Курской дуге, и под Сталинградом, участвовал в боях за оборону Ленинграда. Их полк совершал очень много ночных вылетов за линию фронта для бомбежки объектов, для фотосъемки, для снабжения войск оперативными грузами, для доставки разведчиков и партизан. Во время войны он был награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной Войны 2-ой степени, Знаком «Гвардия» и многочисленными медалями (за оборону Сталинграда, за оборону Ленинграда, за отвагу и т.д.)
Из архивных документов:
12.06.1944 Орден Отечественной войны II степени.
Подвиг: В действующей Красной Армии находится с сентября 1942г. В составе 1 Гвардейского Авиационного Краснознаменного полка Дальнего Действия. Летает в составе экипажа: командир корабля старший лейтенант Маркин, штурман лейтенант Зеленко, техник авиационный бортовой ст.т/лейтенант Шелудько, стрелок-радист ефрейтор Егоров, воздушный стрелок старшина Лосев. За время участия в Отечественной войне совершил 42 боевых вылета ночью, из них на бомбардирование военно-промышленных объектов гор. Хельсинки совершил 4 боевых вылета ночью 17.2, 17.2, 27.2, 27.2.44г., на бомбардирование военно-промышленных объектов гор. Турку совершил 1 боевой вылет 23.2.44г., на бомбардирование военно-промышленных объектов г. Котка совершил 1 боевой вылет 11.2.44г. В системе АДД совершил 42 боевых вылета ночью. Работая в интересах 2 Украинского фронта по транспортировке боеприпасов и горючего, совершил 40 вылетов днем. Летал на самолете Ли-2 на правом сидении ночью на боевое задание. Днем летает самостоятельно на самолете Ли-2 с левого сидения. Техника пилотирования хорошая. В воздухе спокоен, чувствует себя уверенно, волевой, энергичный и инициативный. Обладает хорошими организаторскими способностями. Хорошо развито чувство ответственности за порученную работу. Дисциплинирован. К себе и своим подчиненным требователен. Общий налет часов на всех типах самолетов днем-105ч. ночью-139ч. Политически и морально устойчив. Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом.
Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан.
22.05.1945 Орден Красной звезды.
Подвиг: В действующей Красной Армии находится с октября месяца 1942 года в составе 1 гвардейского Бомбардировочного Авиационного Брянского Краснознаменного Полка. Летает в составе экипажа: Штурман корабля мл. лейтенант Фросеняк, летчик мл. лейтенант Осляко, техник авиационный бортовой мл. техник-лейтенант Сокол, воздушный стрелок-радист старшина Рютев, воздушный стрелок сержант Ульшин. За период участия в отечественной войне совершил 73 боевых вылета ночью на бомбардирование скопления войск и техники противника и фотографирование результатов бомбардирования. После последнего награждения совершил 34 боевых вылета, из них 30 боевых вылетов с успешным выполнением. Работая в интересах 2 Украинского фронта по транспортировке боеприпасов и горючего к линии фронта, совершил 34 вылета днем. Техника пилотирования хорошая. В воздухе спокоен, смел. В трудный момент не теряется. Летая фотографом, задания выполнял хорошо. Всегда привозил хорошие снимки. Летать любит. Проявляет заботу о своих подчиненных. Дисциплинирован. Среди личного состава авторитетом пользуется. Физически здоров. Матчасть самолета ЛИ-2 знает хорошо и грамотно ее эксплуатирует. Выполнял специальные задания, где проявлял решительную настойчивость в выполнении данных заданий. Среди товарищей общителен. Принимает активное участие в общественно-массовой работе части. Имеет общий налет – 390 час., из них ночью 293 часа.
Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.
О гвардейской дивизии, в которой служил Н.И. Котов, собрана информация в музее боевой славы одной из школ города Ростова-на-Дону. Следопыты разыскали родственников, собрали интересные истории из жизни участников войны, которые служили в этом полку. В этом музее находится летная книга Николая Котова, в которой отмечены все его вылеты во время войны.
Марк Трофимович Лановенко написал книгу «Эхо войны» о боевом пути дивизии, в которой служил Николай Котов. Воспоминания Героя Советского Союза, полковника в отставке М. Т. Лановенко особенно ценны тем, что написаны боевым летчиком, прошедшим войну от начала до конца. Автор не раз в своей книге упоминает Николая Котова. М. Т. Например, когда эскадрилье был дан приказ выбросить десантников на реке Одер на Чехословацкой границе, были очень тяжелые условия: и погодные, и моральные, и физические. Шел дождь, из-за высокой плотной облачности пришлось подняться до 5000 метров. Но когда подошли к отметке 5600 метров, наступило кислородное голодание почти у всех членов экипажа. Это состояние переносили особенно тяжело. Лишь Котов Николай и еще один летчик держались по-молодецки. При разгроме немецко-фашистских войск на Керченском полуострове тоже отличились молодые командиры экипажей. И среди них опять был назван Котов Николай Илларионович.
После войны продолжал служить в армии летчиком, был в числе первых летчиков, которые осваивали вертолеты, появившиеся после войны. Работал вместе с конструктором вертолетов М.Л. Милем , а после был направлен в вертолетный полк г.Каунас Литовской ССР. Впоследствии Н.И. Котов был командиром этого полка. В 37 лет он стал подполковником ВВС СССР. В 1960 году был переведен в Москву в Генеральный штаб Военно-Воздушных Сил СССР. Был командиром полка. И в дальнейшем проходил службу в качестве инспектора центрального штаба ВВС под руководством маршала Малиновского. После увольнения из армии продолжал работать летчиком в полярной авиации.
Очень любил фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика" и говорил, что очень похоже на правду все, что там показывается. Сам Николай Котов не любил вспоминать и рассказывать о военных событиях, ему было невыносимо больно переживать весь этот ужас заново, так как у него, как и у всех, было очень много потерь. Из дедушкиного экипажа сейчас жив штурман - Владимир Жильцов. 15 мая в этом году ему исполнится 92 года.