Александр
Николаевич
1910
-
1985
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дед служил в АДД (Авиации Дальнего Действия) с 1929 по 1957 год. До ВОВ участвовал в финской войне, компании на Западной Украине, в начале ВОВ принимал участие в доставке нашего корпуса в Иран, Великую Отечественную прошёл от начала до конца. Начал старшим лейтенантом, закончил майором, в конце войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Мой дед умер когда мне было 14 лет, тем не менее я очень хорошо его помню. В первую очередь как веcелого и доброго человека, хотя многие говорили что он не такой веселый как раньше из-за болезней которые его одолевали. О его профессионализме и лётном мастерстве лучше всего скажет наверное воспоминание моей бабушки. Суть его заключалась в том, что жёны других лётчиков приходили к ней и просили чтобы она поговорила со своим мужем чтобы он взял их мужа к себе в экипаж. Потому что считалось что если летает с Котелковым значит останется жив. За время войны у него была одна вынужденная посадка, когда тяжелораненного бортстрелка он оставил партизанам, а экипаж вывел к своим. Тогда, в силу детского возраста я не понимал на сколько это редкое сочетание - высокий профессионализм в сочетании с добротой и весельем. Меня назвали в его честь, он до сих пор является для меня примером во многих отношениях.
Боевой путь
Путь Гастелловского авиаполка.
Воспоминания
Александр Николаевич Боднар
Позволю себе процитировать воспоминания однополчанина моего деда, его штурмана Александра Николаевича Боднара по его автобиографической книге "О времени и о себе" изданной в Тамбове в 2004 году. Отрывок по моему хорошо иллюстрирует профессионализм деда и его отношение к делу.
"Вспоминается что к вечеру 5 июля 1943 года командиров экипажей и штурманов вызвали в штаб полка. - Немцы готовят генеральное наступление на Орловско-Курской дуге - коротко объяснил командир полка Б. Чирсков. - Экипажам предстоит нанести бомбовый удар по скоплению немецких танков и мотопехоты на станции Томаровка западнее Белгорода. Задача ясна. Летчики и штурманы прокладывали на картах маршруты полета, производя необходимые предварительные расчеты. С наступлением темноты взлетели. Под крыльями проплывают земные ориентиры: населенные пункты, реки, дороги. По характерным изгибам Дона определяю знакомые очертания Воронежа. На маршруте периодически встречаются облака. Пролетели Северский Донец. Приближаемся к линии фронта. Впереди появились вспышки артиллерии, длинные хвосты разноцветных ракет, лучи зенитных прожекторов. Экипажи, вылетевшие раньше нас, уже над целью. По огненным взрывам бомб и поискам лучей прожекторов видна их работа - то в одном то, в другом месте на земле возникают пожары. Командир экипажа А.Н. Котелков напоминает воздушным стрелкам об усилении наблюдения за воздухом: возможно появление истребителей противника. В это время Котелков идет на хитрость - изменяет режим работы двигателей: одному добавляет обороты и наддув, а второй оставляет работать в прежнем режиме. Двигатели начинают подвывать, как у фашистких бомбардировщиков. Прожекторы лениво побродили вокруг нас, а зенитки молчали. Видимо, приняли за своих. Впереди цель! На земле по дорогам и на станции, как ни стараются немцы сохранить светомаскировку, видны мерцающие огни фар танков и бронемашин. Сообщаю летчикам боевой курс. Сигнализирую им световыми кнопками о доворотах самолета, чтобы точно направить курсовую черту прицела на цель. Цель в перекрестии. Нажимаю кнопку электросбрасывателя. Одна за другой вниз полетели бомбы. И в это время, как по команде, слева и справа, спереди появились черные шапки разрывов зенитных снарядов. Даже в кабине чувствуется запах гари. Летчики резко, со снижением, маневрируя, меняют курс, стараются выйти из зоны огня. Но задание выполнено. Радист А.Д. Гайдуков передаёт об этом радиограмму на командный пункт. После посадки техники, осмотрев самолет, обнаружили несколько рваных пробоин от осколков снарядов. -По всему видно, трудный был полет, -заключили они. -Но ничего, к вечеру исправим."