Павел
Васильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Служил в 40 скоростном бомбардировочном авиаполку Прибалтийского военного округа. В сентябре 1941г. на базе полка сформирован 511 бомбардировочный авиационный полк (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович).
Капитан Костюченко- заместитель командира 1-й авиаэскадрильи (АЭ).
С 27 ноября полк приступил к боевой работе с аэродрома Ногинск.
Указом Президиума ВС СССР от 20 января 1942г. награжден орденом Красного Знамени.
17 марта 1942г. командующим ВВС Западного фронта была поставлена задача- проверить агентурные данные о выгрузке противником техники на железнодорожной станции Смоленск. Метеоусловия были крайне неблагоприятными для полета- низкая облачность, видимость 1,5-2 км. Павел Васильевич вызвался выполнить приказ. На высоте 150м. под сильным огнем зенитной артиллерии противника, он произвел разведку, а затем нанес бомбовый удар по станции. Самолет покрылся коркой льда, несмотря на трудности в управлении, капитан Костюченко сумел вернуться на свой аэродром.
К апрелю 1942г. произвел 57 боевых вылетов, из них 25 на штурмовку, 14 на разведку.
Представлен к ордену Ленина, приказом от 30 апреля 1942г. награжден вторым орденом Красного Знамени.
Награжден медалью «За оборону Москвы».
Служил в 3 транспортном авиаполку 2 авиадивизии особого назначения.
В ноябре 1944г. за долголетнюю и безупречную службу награжден медалью «За боевые заслуги».
Приказом от 18 августа 1945г. заместитель командира АЭ 600 авиационного транспортного полка особого назначения майор Костюченко награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1946г. награжден орденом Красной Звезды.
Службу окончил: 26.09.1947г.
В честь 40-летия Победы награждена орденом Отечественной войны I степени.
Боевой путь
12 сентября 1941г. в г.Новочеркасск был сформирован 40 пикирующий бомбардировочный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович, военный комиссар полка батальонный комиссар Дроздов Виктор Григорьевич, начальник штаба майор Халюк Роман Алексеевич.
Личный состав на формирование прибывал- одна эскадрилья в полном составе из 6 ближнебомбардировочного авиаполка, вторая эскадрилья, управление и штаб полка из 18 запасного авиаполка.
25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. С 26 сентября по 02 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолетами Пе-3. С 10 октября полк включен в особую группу генерал-лейтенанта авиации Петрова- резерв ставки Верховного Командования.
01 ноября 1941г. полк вошел в состав 10 смешанной авиадивизии. Дислокация- аэродром Ногинск. Имея в своем составе самолеты Пе-3 19 исправных, 2 неисправных.
05 января 11 самолетов Пе-2 перелетели на аэродром Мясново (Тула). Самолетов Пе-3- исправных 10, неисправных 3.
22 января получен приказ- личному составу выбить в запасной полк, матчасть самолетов сдать в 54 пикирующий бомбардировочный авиаполк. Полк перешел в распоряжение командующего ВВС Западного фронта генерал-майора авиации Худякова для ведения воздушной разведки.
На 01 февраля в составе полка 11 экипажей, самолетов Пе-3 исправных 6, неисправных 2. Базирование- аэродром Кубинка.
Воспоминания
28 ноября 1941г. группа под командой командира 1-й авиаэскадрильи (АЭ) майора Терещенко Иван Петрович со штурманом лейтенантом Рынкевич Мечиславом Ипполитовичем, включавшая звено 1 АЭ под командованием ст.лейтенанта Романец со штурманом ст.лейтенантом Охапкиным Константином Васильевичем, и звено под командованием заместителя командира 2 АЭ капитана Щербатюк Михаила Максимовича со штурманом лейтенантом Селькиным Федором Петровичем вылетела с аэродрома Ногинск на бомбардировку вражеской колонны. В этот день майор Терещенко трижды водил девятку самолетов Пе-3 на бомбометание и штурмовку в район Солнечногорска. Совершая противозенитные маневры, самолеты выходили на цель. На третьем вылете при подходе к цели майор почувствовал толчок, самолет накренило и развернуло вправо. Отверстие диаметром около метра зияло на правом крыле. Но управления самолет не потерял, бомбы были сброшены на цель. Три звена отбомбились, уничтожив 5 танков, 3 орудия, 10 автомашин.
Ведомые звена- заместитель командира 1 АЭ капитан Костюченко Павел Васильевич со штурманом капитаном Новицким Борисом Георгиевичем и сержант Ворожейкин Федор Александрович продолжили штурмовку колонны, но увидев, что ведущий на штурмовку не зашел, выпустили по две очереди и стали нагонять командира.
Ведомые были еще далеко, когда штурман Рынкевич доложил командиру о приближении девяти вражеских истребителей. Маневрируя из стороны в сторону, майор уходил от трасс их пуль. Ответным огнем штурмана был сбит один Хенкель. Используя численное преимущество, истребители не позволяли сделать разворот в сторону нашей территории. Ранение получил штурман, задний пулемет был разбит, пробиты винты.
В этот момент на помощь командиру подоспели экипажи Костюченко и Ворожейкина. Длинной очередью Костюченко заставил еще одного Хенкеля выйти дымящимся из боя. Два истребителя, развернувшись, шли на капитана в лобовую атаку. Отвернуть в такой момент, значит поставить себя под расстрел атакующих. Но первым не выдержал немец. Свернув, он подставил «брюхо» под огонь пулеметов БС. Охваченный пламенем, Хенкель рухнул на землю.
Немцы сосредоточили свои атаки на самолетах Терещенко и Ворожейкина. Штурман Ворожейкина- сержант Гаркуша Михаил Филиппович, отражал натиск тройки истребителей. Вот один из них, накренившись на правое крыло, ушел в сторону со снижением. Второй, отвернул в сторону от перенесенного на него огня. Только третьему удалось сократить дистанцию и открыть прицельный огонь. Пулемет Гаркуши смолк, воспользовавшись этим, два истребителя расстреливали самолет в упор. Капитан Костюченко спешил на помощь Ворожейкину, которого еще недавно обучал полетам на боевом самолете. Но самолет Ворожейкина уже был охвачен пламенем. Летев некоторое время вперед, медленно стал крениться влево и упал на землю.
Майор Терещенко продолжал маневрировать, уходя от огня истребителей. У штурмана Рынкевича заканчивались патроны, он сумел подбить еще один истребитель. Майор сумел развернуть самолет в сторону своей территории, рядом с ним шел Костюченко. С большим трудом вывел Терещенко свой самолет к аэродрому. Посадку произвел, не выпуская закрылков- управление ими было перебито. Механики насчитали 75 пулевых и снарядных пробоин на его самолете. 20 минут продолжался воздушный бой, в котором немцы заплатили за один сбитый Пе-2 двумя сбитыми и тремя сильно поврежденными самолетами.