Григорий
Евграфович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 25 ноября 1922 года в селе Зубово Краснодарского края.
В 1937 году окончил Черкесский аэроклуб. В 1942 году – Ейское военно – авиационное училище. Направлен в 57-й авиационный полк пилотом. С 1942 года воевал в составе дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда и в операциях по отражению попыток немцев высадить десант на остров Сухо. Во время боя над островом было сбито четырнадцать фашистских самолетов. Корабли и гарнизон уничтожили пять десантных судов и три катера противника, еще один катер захватили в плен.
После ликвидации блокады Ленинграда участвовал в освобождении Таллинна и Риги. 29 января 1943 года был тяжело ранен. После выздоровления вернулся в свою часть. Заканчивал войну в Восточной Пруссии в звании сержанта.
С 1945 по 1947 год учился в Днепропетровском металлургическом институте, после окончания которого и до выхода на заслуженный отдых работал в системе Министерства черной металлургии.
Присвоено звание лейтенанта запаса. Член Совета ветеранов дважды Краснознаменного Балтийского флота.
В городе Электроугли проживал с 1956 года. Много лет возглавлял местный Совет ветеранов Отечественной войны. Почетный гражданин города Электроугли.
Скончался в 2001 году.
Воспоминания
В. Савин
БОЙ ЗА ОСТРОВ СУХО
Григорий Евграфович КОСМОЕНКО, 1922 года рождения, уроженец села Зубово Тбилисского района Краснодарского края.
В 1940 году после окончания Черкесского аэроклуба поступил в Ейское авиационное училище. Закончил его в 1942 году и был направлен на Балтийский флот пилотом в 57 – й авиаполк. Участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда и в операции по отражению попытки немцев высадить десант на остров Сухо, расположенный в 37 километрах севернее города Новая Ладога.
На этом острове, размером 90 метров в длину и 60 в ширину, искусственно созданном в петровские времена, была установлена трехорудийная батарея 100 – миллиметрового калибра. Гарнизон из 90 моряков возглавлял старший лейтенант Иван Гусев. Батарея острова Сухо занимала важное место на пути следования кораблей по Дороге жизни и прикрывала вход в Волховскую губу, к главной базе Ладожской флотилии.
- В октябре 1942 года,- вспоминает Григорий Евграфович, - немцы решили провести десантную операцию под кодовым названием «Бразиль» на этот остров сухо. И вот ранним утром 22 октября 1942 года, пользуясь плохой видимостью, десантные суда противника в сопровождении нескольких катеров подошли к острову и внезапно открыли огонь по его батарее.
Через некоторое время над островом появилась наша авиация, и подошли первые корабли. А до этого неравную схватку с врагом вели батарея, тральщик ТЩ – 100 и находившийся в том районе катер МО – 171. Группу самолетов – штурмовиков нашего полка, в который был и я, повел на корабли противника Герой Советского Союза Г.Д. Костылев, Г.М. Богун, Г.В. Крайнов, В.И. Корнилов и другие.
За время боя над островом Сухо было сбито 14 немецких самолетов. Корабли и гарнизон острова уничтожили 5 десантных судов, 3 десантных катера, захватили один катер. Наша группа штурмовиков еще долго преследовала немецкие суда, нанося им потери.
При прорыве блокады Ленинграда в середине января 1943 года был со мной и такой случай. Шестерке самолетов ИЛ – 2 (ведомый старший лейтенант Романов) была поставлена задача, нанести удар по огневым позициям артиллерийских и минометных батарей немцев вблизи Синявино. В составе шестерки был и я со своим стрелком – радистом. Летел замыкающим в группе.
При перелете линии фронта нас обстреляла немецкая зенитная артиллерия, после чего связь со стрелком – радистом оборвалась. На мои запросы он не отвечал. Над целью наш ведущий резко перевел группу в пикирование, атаковал цель пушечно – пулеметным огнем, а при выходе и бомбовым ударом.
Все ведомые, в том числе и я, последовали его действиям. При выходе из атаки мой самолет подвергся нападению МЕ – 109. Вначале я «мессера» не заметил, но почувствовал, что по самолету что – то барабанит. Оглянувшись, увидел, что сзади пристроился «мессер» и почти в упор ведет огонь по моему Илу. В кабине что – то треснуло и обожгло губу, бровь и подбородок. Потекла кровь. Я резко сбросил свой самолет в левый разворот. У него была повреждена гидросистема выпуска шасси, но этого я еще не знал. И тут вижу: сверху на мой самолет снова пикирует «мессершмит». К счастью, мне на выручку вынеслись два наших истребителя И – 153. Они открыли огонь по немцу, он сильно задымил и резко пошел к земле.
Прилетев к аэродрому, я, к своему ужасу, обнаружил: шасси не выпускается. Вышло только одно колесо и то наполовину. Я решил, как у нас говорят, садиться на «пузо». Осторожно подвел самолет к земле и коснулся ее. «Пропахав» по снегу метров 200 – 300, самолет остановился, развернувшись на 180 градусов.
Ко мне устремилась санитарная машина. Из кабины я вылез сам. А вот стрелка – радиста вытащили сильно раненного и без сознания. Часа через три, не приходя в сознание, он умер.
После ликвидации блокады Ленинграда Г.Е. Космаенко участвовал в освобождении Таллинна и Риги. Закончил войну в Восточной Пруссии.
Награжден орденами Отечественной войны 1 – й и 2 – й степеней, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и многими другими. Уволен из армии в звании младшего лейтенанта в 1947 году.
В 1956 году Григорий Евграфович окончил Днепропетровский металлургический институт. Работал начальником смены Московского завода «Серп и молот», был ведущим инженером Министерства черной металлургии.
Вышел на пенсию в 1987 году. Жил в городе Электроугли.