Коряковский Дмитрий Александрович
Коряковский
Дмитрий
Александрович
Дата рождения: 15.10.1913
Регион Архангельская область
Населенный пункт: Коряжма
Дата рождения 15.10.1913

Боевой путь

Место призыва Коряжма
Боевое подразделение Котласское военное аэросанное училище

Воспоминания

Котласское военное аэросанное училище было сформировано по приказу народного комиссара обороны СССР И. Сталина № 0078 от 29 августа 1941 года. Согласно приказа надлежало сформировать к 5 сентября 1941 года Аэросанное Управление ГАБТУ Красной армии, а к 15 сентября 1941 года два военных училища в Соликамске и Котласе для подготовки личного состава аэросанных частей.

Котласское военное училище предназначалось для подготовки следующего личного состава: 1000 человек механиков-водителей боевых аэросаней, 740 человек командиров боевых аэросаней, 260 человек командиров частей и подразделений боевых аэросаней (курсы переподготовки). Всего 2000 человек переменного состава.

Состав курсантов училища был укомплектован шоферами, младшими командирами авиационных, артиллерийских, пулеметных и танковых частей, а также командирами, окончившими авиационные, артиллерийские и бронетанковые училища. Срок обучения и переподготовки установили два месяца, позже увеличили до трёх. Занятия приказано было начать 20 сентября 1941 года. Начальником училища был назначен Генерал-майор танковых войск Поликарпов Александр Георгиевич.

Училище дислоцировалось в местечке Коряжма и его окрестностях в 43-х км восточнее города Котласа. Оно было создано практически на пустом месте за 20 дней со всей инфраструктурой: преподавателями, техникой, ангарами для хранения саней, заправками, мастерскими, казармами, полигоном, аэродромом, пекарней, банями и столовыми.

Штаб училища размещался на территории Николо-Коряжемского монастыря. Ремонтная база располагалась на станции Низовка. От деревни Копытово до Слободки стояли дощатые навесы, под которыми находились аэросани, которые охраняли часовые. Здесь начали подготовку специалистов для работы с такой необычной техникой как аэросани.

Аэросани – наземное транспортное средство, скользящее на лыжах по снегу и льду, с авиамотором и воздушным винтом, в военное время оснащенное пулеметом Дегтярёва. Каркас аэросаней обшивался фанерой. Его передняя часть защищалась броневым щитом. Выпускались аэросани транспортно-десантные НКЛ-16 и боевые НКЛ-26.

Аэросанные части довольно успешно действовали зимой 1940-го на финском фронте, решая задачи разведки, патрулирования и охраны объектов. Они несли патрульную службу на отдельных участках фронта, особенно на озерах, перебрасывали десантные группы, подвозили боеприпасы и непосредственно участвовали в боевых операциях. Специальные санитарные аэросани работали по оказанию первой медицинской помощи и по вывозке раненых с линии фронта в тыловые медсанбаты.

С началом Великой Отечественной войны все имевшиеся аэросани были мобилизованы и активно использовались особенно первыми военными зимами.

Их действия отличались быстротой и неожиданностью развертывания. Обладая скоростью и высокой проходимостью по снежному бездорожью, они внезапно атаковали застигнутого врасплох противника. Преимуществом боевых аэросанных подразделений было то, что их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. В условиях зимнего бездорожья, в морозы и метели проходить там, где не прошла бы другая техника. Это позволяло осуществлять рейды в тыл противника: уничтожались его тыловые опорные подразделения, перехватывались обозы с боеприпасами и продуктами питания. Аэросани порою служили единственным видом быстрого механизированного транспорта, обеспечивавшего связь, управление войсками и санитарную службу в условиях боевых действий.

В связи с чрезвычайно короткими сроками были мобилизованы все имевшиеся исправные, ранее выпускавшиеся аэросани, на которых личный состав проходил практику и из которых были скомплектованы первые транспортные аэросанные батальоны. Этому способствовала наступившая ранняя снежная и морозная зима, позволившая уже в ноябре 1941 года на ряде фронтов выполнять этим подразделениям ответственные задания командования.

Пик активности аэросанных частей пришёлся на зиму 1942 – 1943 годов, в течение которой они широко применялись практически повсюду, от Кольского полуострова до Сталинграда.

Занятия в Котласском военном аэросанном училище начались 20 сентября 1941 года. Обучались 200 курсантов Челябинского военно-авиационного училища. Курс обучения велся по ускоренной программе: тактика боя, устройство вооружения, материальная часть машин. Огневые стрельбы проводились ежедневно. Тренировались много, устраивали выезды до Сольвычегодска, Котласа и Яренска.

Первый выпуск состоялся в декабре 1941 года.

За период своего существования (сентябрь 1941 – июнь 1947) училище подготовило, сформировало и отправило на фронт: в зиму 1941 – 1942 годов – 20 отдельных боевых аэросанных батальонов, в зиму 1942 – 1943 годов - 30 отдельных боевых аэросанных батальонов, 3 отдельные аэросанные роты и 3 отдельные аэросанных взвода. С сентября 1941 по июнь 1943 года для аэросанных частей переподготовлено 1162 офицера, подготовлено 4594 младших командиров и рядовых. Кроме того, в 1942 году училище подготовило и отправило на фронт 1000 шоферов.

Аэросанные подразделения из Коряжмы воевали на Ленинградском, Волховском, Карельском, Донском и 1-ом Белорусском фронтах. В летний период аэросанные части возвращались обратно в Коряжму.

Но следующей зимой 1943 – 1944 годов бои шли преимущественно на Украине, а в последнюю военную зиму война переместилась в Европу, где снега было мало, а дорог много, и роль аэросаней снизилась. Войска оснащались новой танковой техникой, квалифицированных кадров не хватало.

Поэтому 18 июня 1943 года училище приказом Заместителя Наркома обороны Маршала СССР А. М Василевского № 0381 было переформировано в «Котласское танковое училище» по профилю подготовки офицеров – командиров взводов легких танков Т-70.

По железной дороге в Коряжму поступали советские танки, а также трофеи: пушки, фашистские танки «тигр» и «пантера», которые выставлялись около штаба и изучались курсантами.

В ноябре 1943 года Котласскому танковому училищу вручено Красное Знамя с грамотой Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года.

1 апреля 1944 года директивой Генерального Штаба от 17 марта 1944 года училище переведено на профиль подготовки командиров взводов самоходной артиллерии СУ-76 с присвоением училищу наименования «Котласское училище самоходной артиллерии».

С июня 1943 года по июнь 1947 года по танковому профилю и профилю самоходной артиллерии подготовлено 1487 офицеров.

Храбро сражались на фронтах, защищая свою родину, выпускники училища. Двум из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1943 года был направлен на переподготовку в военное училище Котласа Константин Яковлевич Губин (1902 – 1989), впоследствии командир батареи СУ-76 12-й самоходной артиллерийской бригады 69-й армии 1-го Белорусского фронта.

14 января 1945 года батарея СУ-76 лейтенанта Губина, прорвав оборону противника на западном берегу реки Висла в Польше подавила около 30 вражеских огневых точек, подбила два самоходных орудия, уничтожила до 100 вражеских солдат и офицеров. В этом бою САУ командира батареи была подбита и окружена врагами. Расчёт, до прихода помощи, отбил четыре атаки и уничтожил до 60 гитлеровцев. После боя лейтенант Губин с тяжелым ранением был эвакуирован в тыл. За этот бой 24 марта 1945 года К. Губину присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 году окончил Котласское танковое училище старший лейтенант Иван Игнатьевич Сизинцев (1912 – 1971) в дальнейшем – командир батареи СУ-76 953-го лёгкого самоходного артиллерийского полка 5-й армии 3-го Белорусского фронта. За образцовое выполнение боевых заданий при освобождении Литвы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ещё один Герой Советского Союза, в дальнейшем – генерал-майор танковых войск (1945), Борис Романович Еремеев (1903 – 1995) после ранения с апреля по июнь 1942 года работал старшим преподавателем тактики Котласского военного аэросанного училища.

Николай Николаевич Засухин (1922 – 1992), будущий народный артист РСФСР, окончил Котласское аэросанное училище в 1941 году. Командовал боевыми аэросанями в 16-м отдельном аэросанном батальоне Северо-Западного фронта и в 54-м отдельном аэросанном батальоне Сталинградского фронта. С 1943 по 1944 год воевал старшиной роты. В мае 1944 года был ранен и продолжил службу в качестве чертежника в Котласе и Петрозаводске.

В 1944 году окончил Котласское самоходное артиллерийское училище Идель Шамшович Портной (1916 – 2013), единственный кавалер пяти орденов Отечественной войны I степени.

В соответствии с директивой Генерального Штаба ВС СССР 28 мая 1947 года «Котласское училище самоходной артиллерии БТ и МВ» и «2-е Киевское Краснознаменное училище самоходной артиллерии им. М. Ф. Фрунзе» в июне 1947 года объединены в одно училище, которому приказом Командующего БТ и МВ ВС СССР от 31 мая 1947 года присвоено наименование «Киевское Краснознаменное объединенное училище самоходной артиллерии имени Михаила Васильевича Фрунзе».

Красное Знамя Котласского танкового училища находится в Москве в Центральном музее Вооруженных Сил.

В память о Котласском танковом училище 8 мая 2015 года в городе Коряжма установлен памятник-аэросани.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: