Григорий
Иванович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Биография. Боевой путь
Коровин Григорий Иванович
1901-1957
Григорий Иванович родился 1901 году в поселке Большой Букор, Букор-Юрковской волости, Осинского уезда, Пермской губернии. В семье Коровина Ивана Андреевича 26.04.1871 года рождения и Коровиной по рождению Горбуновой Анны Павловны. В 1920-х годах проходил срочную службу в рядах РККА. После демобилизации вернулся на родину, работал в колхозе. Женился на Капитолине Евлампиевне и переселились в село Сарапулка, Фокинского рйона, Пермской области, детей было много, но выжили только двое: Гурьян и Фёдор. В начале 1930-х годов переселились в село Солтон, Алтайского края.
Призван в РККА Троицким Райвоенкоматом Алтайского края 12 октября 1941 года. Из Троицкого военкомата группу призывников отправили в 23-ю ЗСБр, 76-й запасный лыжный полк входил в состав 23-й запасной стрелковой/лыжной бригады Сибирского военного округа, дислоцировался в городе БийскеАлтайского края. Почтовый адрес: г. Бийск, п/я 34, Новосибирской области. После двухмесячного обучения направлен в декабре во вновь образованные железнодорожные части: в 11-ю отдельную железнодорожную бригаду, 41-й восстановительный железнодорожный батальон города Ленинграда.
На протяжении всего периода героической обороны Ленинграда железнодорожные войска вели непрерывную борьбу за коммуникации. Уже в первые дни войны железнодорожные линии, идущие к Ленинграду, подвергались частым налетам вражеской авиации. Только с 22 июня по 22 июля на Ленинградской дороге железнодорожный путь разрушался немецкой авиацией 105 раз. Сил и средств для технического прикрытия железнодорожных направлений явно не хватало, а поэтому железнодорожные войска направлялись на самые важнейшие направления. Так, уже с 10 июля по приказу командующего Северным фронтом 11-я железнодорожная бригада полковника В. А. Николаева приступила к прикрытию железнодорожных участков Псков — Гдов — Веймарн, Псков — Луга — Ленинград, Дно — Батецкая — Оредеж — Ленинград, Батецкая — Луга, Таллин — Нарва — Гатчина, Веймарн — Котлы — Ораниенбаум.41-й восстановительный железнодорожный батальон этой бригады под командованием майора Г. Ф. Цветкова получил задачу обслуживать железнодорожную линию Петрозаводск — Суоярви — Маткасельская.
Обеспечивая движение эшелонов к фронту и в тыл, воины-железнодорожники 15, 11, 30 и 9-й железнодорожных бригад под бомбежками и артобстрелами ликвидировали разрушения, пожары, укладывали дополнительные пути на станциях для разгрузки составов, охраняли железнодорожные объекты от диверсантов, а нередко и обороняли их. 9 сентября 1941 года Военный совет фронта решил перенести приемку грузов на западном берегу озера в Осиновец — маленькую рыбачью гавань, мелководную, усеянную каменными рифами. Место строительства порта было выбрано с учетом близости к Осиновцу Ириновской железнодорожной ветки и ее конечной станции — Ладожское озеро. Железнодорожные части 9-й и 11-й бригад были срочно переброшены на дноуглубительные работы, строительство портовых сооружений вначале в Осиновце, а позже в бухтах Гольсмана и Морье.
После освобождения Тихвина военным железнодорожникам было поручено в срочном порядке открыть движение по линии Подборье — Тихвин — Волховстрой. Работы пришлось вести в сложной боевой обстановке, при сильных морозах, в пургу. Наиболее трудными объектами восстановления оказались мосты через реки Сясь и Лынна.Следом за 71-м батальоном и спецформированиями НКПС на восточный берег Ладоги передислоцировалась 11-я железнодорожная бригада, которая в дальнейшем была передана в состав Волховского фронта. В ночь на 1 января 1942 года восстановление железнодорожной линии было закончено.
Чтобы улучшить снабжение войск фронта и жителей Ленинграда, Государственный Комитет Обороны принял решение построить новую железную дорогу: Войбокало — Кобона — Коса. Эта 35-километровая линия должна была подходить к Ладожскому озеру — к «Дороге жизни». Строительство считалось весьма важным и срочным. Оно должно было начаться 20 января и закончиться 15 февраля. Решить эту задачу поручалось 11-й железнодорожной бригаде (командир бригады полковник Г. П. Дебольский). В назначенный срок, 5 февраля, по участку новой линии Войбокало — Лаврово прошел первый поезд с продовольствием для Ленинграда. Фашисты делали все, чтобы сорвать его работу. На станции, причалы налетали вражеские самолеты. Бомбардировки следовали одна за другой. Ладожский узел быстро залечивал нанесенные раны и продолжал работать и развиваться.
С приходом весны «Дорога жизни», пролегавшая по льду Ладожского озера, перестала действовать. Строительство портовых сооружений на западном берегу возложили на 9-ю железнодорожную бригаду и горем-10, а на восточном берегу — на 11-ю железнодорожную бригаду полковника Г. П. Дебольского. Проявляя упорство и массовый героизм, несмотря на снега, пронизывающие ветры, мерзлые грунты, а с потеплением — ледоход и шквальные штормы, работая круглосуточно под непрекращающимися налетами вражеской авиации, воины-железнодорожники построили к началу навигации портовые сооружения на обоих берегах озера.
После прекращения навигации на Ладожском озере грузы снова пришлось перевозить по ледовой дороге. Для выполнения работна восточном берегу была задействована 11-я железнодорожная бригада. Несмотря на неблагоприятные для строителей погодные условия — сильные морозы не наступали, и это задерживало образование необходимого ледяного покрова, и разгул стихии, заставлявшей часть работ делать заново — к 18 января 1943 года все же был выполнен значительный объем работ: на ширококолейном пути переправы забили 17 871 сваю и построили 9274 м эстакады, а по узкой колее уложили на льду 15 700 м деревянных конструкций и 14 540 м пути. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. У врага была отвоевана полоса местности между Шлиссельбургом и участком железной дороги Назия — Жихарево. Строительство свайно-ледовой железнодорожной линии через Ладожское озеро прекратилось. Военные железнодорожники получили новое боевое задание: в кратчайший срок построить железную дорогу в полосе прорыва с мостовым переходом через Неву. Решение о строительстве было принято ГКО в день прорыва блокады. Общее протяжение трассы составляло 33 км. Большие участки местности проходили в 3–5 км от позиций противника и подвергались артиллерийскому обстрелу. На подготовку и постройку железной дороги и низководного моста через Неву отводилось 20 суток. Под огнем противника, в бураны и морозы, на сплошь минированной, изрытой бомбами и снарядами земле за 18 дней была проложена дорога, которую с нетерпением ждали ленинградцы, названная народом «Дорогой Победы».
Километры железной дороги от Шлиссельбурга до Поляны были поистине километрами мужества и стойкости воинов-железнодорожников. Они стали свидетелями десятков подвигов бойцов и командиров железнодорожных войск и спецформирований НКПС. Для повышения живучести «Дороги Победы» 22 марта 1943 года ГКО принял решение о строительстве 18 км обхода, проложенного ближе к озеру и скрытого от противника складками местности. Ввод этого обхода вдвое повысил пропускную способность «Дороги Победы», по которой только в 1943 года прошло 4700 поездов, доставивших в Ленинград 4,4 млн. т различных грузов. Важное значение имели построенные военными железнодорожниками линия Любытино — Небольчи (53 км) летом 1942 года и реконструкция линии Тихвин — Будогощь (75 км) в 1943 году, обеспечивших выход с Октябрьской на Северную железную дорогу в обход города. Все это свидетельствует о том, что на всех этапах обороны Ленинграда восстановители железных дорог самоотверженно и умело решали задачи транспортного обеспечения боевых действий Красной армии при обороне Ленинграда.
Боевой путь
Боевой путь 41-го восстановительного железнодорожного батальона
22 июня 1941 года в городе Ораниенбауме при первом железнодорожном полку началось формирование команды № 5450. Формированием занимались капитаны Якимов и Сазонов. 6 июля комплектование было закончено, часть получила наименование 41-ый Отдельный восстановительный железнодорожный батальон и вошла в состав 11-ой железнодорожной бригады. Командир батальона Якимов. заместитель по политической части – мл.политрук Чупаев Д., начальник штаба – Сазонов Б.А. 10 июля батальон отбыл в город Петрозаводск. 13 июля прибыли на станцию Суоярви. 31 июля передислоцировались на станцию Эссойла, расположились в деревне Угмойла. 2 августа прибыл новый командир батальона майор Цветков. 5 августа прибыло пополнение из 2-го ЗапЖДП в количестве 343 человека с 30 винтовками. 25 августа пополнение из 28-го ОБМ – 144 человек. 22 августа штаб передислоцировался на станцию Кутижма, а 28 августа на ст. Падозеро, 4 сентября – ст. Челна, 16 сентября – ст. Томицы, 2 октября – ст.Кивач, ст.Мансельга, 15 октября – ст.Илемсельга. 16 октября отряд 367 человек поступил в распоряжение генерала Князева, остальной состав по железной дороге отправили на север под командованием майора Цветкова. 26 октября группа Ермакова вошла в состав батальона и находилась на ст.Илемсельга. 1 ноября группа Цветкова переброшена на ст.Масельская. 2 ноября батальон соединился полностью. 6 ноября батальон на ст.Сегежа. 28 декабря – ст.Идель, а 17 января 1942 года – ст.Сегежа. 13 января приказ № 04 от 7.01.42 г. о реорганизации – состав батальона – 844 человека, прибыли командиры из 60-ой ВЖДБр и 112-го ЗСП, лишний рядовой состав отправлен в 112-го ЗСП. 2 февраля батальон вышел из подчинения нач.ВОСО и переподчинен УПС-11. 24 февраля майора Цветкова заменил майор Рочев. 22 апреля 3-я рота под командой Сазонова отправлена на ст. Лоухи-Кестеньга для восстановительных работ. 25 апреля туда же направлен весь батальон. Тех.рота и склады разместили на ст.Боярская в карьере. 1 июня штаб и 1-я рота – ст.Тегозеро, 2-я рота и тех.рота и склады на разъезде Руйга. 3-я рота на ст.Сумпосад. затем на ст.Ухтица. В июле взвод лейтенанта Чистякова отправлялся на ст.Сегежа. 19 июля взвод лейтенанта Леоненко и взвод ст.лейтенанта Краюхина выезжали на ст.Романцы. 31 августа три роты, ПВО и связь отправлены на ст.Масельская. 10 сентября без третьей роты отправлен на ст.Тегозеро. 12 сентября дислокация: Быстряш, Романцы, Кочкома, Сегежа, Лейгуба, Тегозеро, Ухтица. 16 сентября 2-я рота направлена на ст.Коло. 24 сентября после окончания работ перебазировалась остальная часть батальона. 19 ноября 1-я рота направлена на разъезд Тегозеро. 8 декабря прикомандирована группа 139 человек. 27 декабря прибыло пополнение 8 человек. 28 декабря из прикомандированной команды отправлено: в 66-ю ОЭО – 38 человек, в 43-ю ОЭР – 33 человек, зачислено в штат 67 человек. В госпиталь 1 человек.
1.01.1943 года 2-я рота 7/20/148 отправлена на ст. Выходной. 11.01.43 на ст.Лоухи отправлена 1-я рота. 21.01.43 прибыл на должность зам.комбата капитан Вас. Мих. Липсток. 14.03.43 штат № 013-75 отменен. 16.03.43 батальон переименован в 41-й ВЖДБ и перешел на штат № 013-6. Состав по новому штату:
Три путевые роты,
Техническая рота,
Техническая разведка,
Миноподрывной взвод,
Минометный взвод,
Взвод ПВО,
Отделение связи,
Комендантское отделение,
Гужетранспортный взвод,
Штаб.
20.04.43 1-я рота передислоцирована на ст.Соронская. Мостовая рота на ст.Ухтица, 2-я рота на участке Идель-Романцы. Миноподрывной взвод и техразведка на ст.Кочкома. 30.04.43 группа миноподрывников отправлена на ст.Кемь. 19.05.43 из 112 ЗСП прибыло пополнение 19 человек, 21.05.43 прибыло еще 22 человека. 17.06.43 отправлена разведка в составе капитана Попова А.В, ст.лейтенанта Удальцова Ф.Ф., красноармейцев Боровкова и Седачева. 29.06.43 ликвидируются должности заместителей командиров рот по политчасти: ст.лейтенант Жидков И.К., ст.лейтенант Крутиков Ф.П., лейтенант Рязанов С.В., ст.лейтенант Кузьмин В.В. 4.07.43 освобождаются заместители командиров рот и назначаются помощниками командиров рот по технической части: ст.лейтенант Удальцов – 2-я рота, лейтенант Чистяков – 3-я рота. Освобожден ст.лейтенант Кононов, освобожден зам.командира батальона по строевой части капитан Липсток В.М. 29.07.43 сформирован взвод гражданских сооружений командир лейтенант Карих. 2.08.43 прибыли 14 бойцов из 108-го ВЖДБ для доукомплектования. 5.0943 сформирована противоминная команда, командир Паршин. 10.09.43 прибыло пополнение 29 женщин по 15 ноября проводились занятия по подготовке писарей железнодорожных частей после сдачи экзаменов писаря распределены по железнодорожным частям Карельского фронта, 11.09 – пополнение 197 человек из 34 СП. 6.10.43 на ст.Ковда отправлен взвод для постройки барака, лейтенант Агафоничев. 11.10.43 на ст.Выходной отправлен взвод, лейтенант Паршин. 17.12.43 в Архангельск отправлена команда в составе 20 человек.
В январе-феврале батальон работал на Сегежском Лесозаводе, бумкомбинате, на строительстве железной дороги. 20.01.44 пополнение 42 человека. 23.02.44 батальон переброшен на ст.Ням-озеро для постройки Верандоозерской узкоколейной железной дороги Липин. Команда 33 человек охраняла Лесозавод в Лейгубе, на ст.Тегозеро охрана складов.
Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований НКПС было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, стационных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений. Эти цифры говорят о гигантском труде, о невиданном героизме восстановителей железных дорог.
Коровин Григорий Иванович награжден медалью «За оборону Ленинграда», 26 февраля 1946 года командиром 41-го ВЖДБ подполковником Струневичем А.О. награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941-45 годах», удостоверение № 0487169. Демобилизован в 1946 году, вернулся в село Солтон к семье, работал в колхозе.
Источники:
1.“Железнодорожные войска в Великой Отечественной Войне 1941-1945”Под ред. Когатько Г.И. - М.: “Альпари”.
2. Журнал боевых действий 41 вждб. Описывает период с 22.06.1941 по 28.02.1944 г.Дата создания документа: 10.04.1946 г. Архив: ЦАМО, Фонд: 27643, Опись: 0713655, Дело: 0001.
3.Железнодорожные войска России. Н. В. Старостенков и др.