Коротаев  Борис Григорьевич
Коротаев

Борис
Григорьевич
майор / ЛЕТЧИК ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ
8.08.1923 - 6.01.2010

История солдата

                                                                  Этот  материал  посвящается СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ  

                                                                      КОРОТАЕВА  БОРИСА  ГРИГОРЬЕВИЧА

                                          - мужественного защитника  ОТЕЧЕСТВА, бесстрашного летчика - штурмовика, мудрого,

                                                                    надежного, справедливого  ЧЕЛОВЕКА.

     Борис Григорьевич   родился  08 августа 1923 г. в селе Малей Грязинского района Воронежской области в  крестьянской семье.   Как и все дети, выросшие на селе,  он много трудился на семейном подворье, в колхозе. С детства  рос пытливым и любознательным мальчишкой.  Позднее семья переехала в г. Липецк. Перед самой войной Борис окончил среднюю школу,  помогал в работе  родителям, строил различные планы своей дальнейшей учебы, жизни. Комсомолец Борис  Коротаев 30 05.1941 г. в Липецком РВК Воронежской области получил направление в военное летное училище.   Во многих книгах и кинофильмах, которые описывают период учебы курсантов военных училищ в начальные годы войны,  показаны все    трудности. Это и  ускоренная программа, и нехватка техники, и скудное питание, обмундирование. Но он и его друзья готовы были всё перетерпеть, стремились скорее вырваться на фронт. 

     В сентябре 1943 г. группа молодых младших лейтенантов – летчиков, среди которых был Борис Григорьевич Коротаев, прибыла в 34-й запасной авиационный полк МВО. Вскоре штаб Военно – воздушных сил  РККА направил их в 224 –я штурмовую авиационную дивизию (сокращенно-шад).

(Справка:

   224-я шад (штурмовая авиационная дивизия) была создана приказом народного комиссара обороны СССР от 26 мая 1942 года в селе Подкопаево Калужской области».

   08 сентября 1943 г. 224-я шад была выведена из боевых действий в Резерв Главного Командования. Сдав материальную часть другим соединениям, полки дивизии сосредоточились на аэроузле  Перемышль.  Бориса  Коротаева определили в состав 571-го штурмового авиационного Остропольского полка (шап) и он сразу почувствовал, что попал в очень хороший, дружный коллектив, способный выполнять сложные боевые задачи.

   Позднее на аэродроме Борки летчики получили  и перегнали «к себе»  новые самолеты «Ил-2» . Он успел уже прекрасно зарекомен­довать себя в сражениях с врагом. Грозная боевая машина на­водила панический страх на гитлеровцев. Недаром ведь фа­шисты прозвали его "летающим танком" и "черной смертью".

      Всё внимание было уделено    переучиванию   на новую материальную часть. А для вчерашних курсантов - это была самая важная УЧЁБА  во имя победы и выживания. Иллюстрацией такой подготовке пилотов пронизана вся канва фильма «В бой идут одни старики».  Особое и самое сильное впечатление на летчиков, прибывших из школ и училищ в дивизию, производили боевые подвиги командира эскадрильи капитана Безуха (вскоре молодой командир – новатор Герой Советского Союза, майор Безух М.И. возглавит полк, где было доверено служить Борису Коротаеву).

    Были оборудованы места для занятий, полигон для бомбометания и воздушной стрельбы.  Весь личный состав от моториста до командира дивизии садились за учеб­ники, изучали опыт Великой Отечественной войны. С 8 утра до 6 часов вечера в классах и штабах, на стоянках аэро­дрома кипела напряженная боевая учеба.     Работа по вводу в строй «молодняка» велась полным ходом. Каждый день - занятия по боевой и политической подготовке или полеты, во время которых летчики тренировались, шлифовали технику пилотирования на взлете и посадке, летали на полигон бомбить и стрелять из пушек и пулеметов. Отрабатывать также полеты строем: парами и звеньями. Первоначально для выпускников училищ немалую трудность пред­ставляло освоение района базирования. Дело в том, что в Мо­сковской области обилие лесных массивов, просек и полей создает при взгляде с высоты довольно пеструю картину, затрудняющую ведение визуальной ориентировки.

     Осень между тем была уже на изломе, отчетливо чувство­валось приближение зимы. Летчикам выдали зимнее армей­ское и лётное обмундирование. К последнему относились: ме­ховой комбинезон, шлемофон, унты, заячьи носки, краги и свитер. В такой экипировке пилотам были не страшны даже самые сильные морозы.

       К началу января месяца 1944 г. дивизия, пополнившись 60-ю молодыми летчиками и получив 120 самолетов  «Ил-2»  с пушками ОКБ-16, закончила программу перевооружения. Вступая в новый этап боевой жизни, дивизия имела крепкий боевой коллектив, состоявший из 565-го, 571-го и 996-го штурмовых авиационных полков, укомплектованных по шта­там сорока самолетного состава.

      16 января 1944 г. 571-й шап, покинув подмосков­ный аэродром, окинув прощальным взглядом столицу нашей Родины - Москву, плотным строем,  поэскадрильно, полетел через Серпухов на юг, на 1-й Украинский фронт.  "Скорее на фронт, скорее вступить в дело, скорее в бой" - одной этой мыслью жил весь личный состав полка, особенно те, ктоне нюхал пороха.

    В конце февраля командование 2-й воздушной армии поставило перед 224-й дивизией задачу: перебазироваться на Новоград- Волынский авиационной аэроузел и приступить к боевой работе. 2 марта дивизия одним 571-м шап перебазировалась на Новоград-Волынский узел - аэродром Чижовка.

 Весенняя распутица вывела прифрон­товые аэродромы из строя до такой степени, что самолеты с мест стоянок на старт приходилось вытаскивать буквально на руках. Автотранспорт не мог передвигаться по дорогам. А противник, располагая развитой сетью стационарных аэ­родромов, как то: Старо-Константинов, Проскуров, Тернополь (до 1944 г. - Тарнополь) и др., сосредоточил на них до 350 бомбардировщиков, свыше 130 истребителей, оказывал силь­ное воздушное противодействие, как наземным войскам, так и боевой работе наших штурмовиков.

 Пришла пора младшего лейтенанта Коротаева ( сразу заметим, что в боевых донесениях, наградных листах его фамилия из –за небрежности штабного писаря трансформировалась до «Каратаева»).

  06 марта 1944 г. он совершает первые боевые вылеты по уничтожению автоколонны и мотопехоты противника в районы Проскурово – Тарнопольского и Каменец – Подольского направлений. 12 марта  Борис Григорьевич в составе шестерки самолетов Ил-2 штурмует живую силу и технику фашистов в районе Оленя – Калиновка, где уничтожил танк, 4 автомашины с имуществом, 6 гитлеровцев. 31 марта при налете на автоколонны врага четверкой самолетов  в район Гуменцы летчик Коротаев, несмотря на зенитный огонь врага, сделал над целью три захода, поджог 3 автомашины, уничтожил до 10 солдат, создал два больших очага пожара точным попаданиям в склад.

   Летчики делали в день по 2-3 боевых вылета, опускались до бреющего полета и с 3-4 заходов бомбили и штурмовали вражескую технику и живую силу на переднем крае и в мес­тах сосредоточения, обеспечивая успех наземным войскам.

  За образцовое выполнение боевых заданий командования Борис Григорьевич Коротаев, которому ещё не исполнилось даже 21 года, приказом по 224 –й шад № 07/н от 09.04.1944 г. был награжден орденом «Красная Звезда» ( ЦА МО РФ: фонд-33, опись-68044; ед. хранения -4233; № записи-46351664).

(Справка:

   Начиная с 28 марта погода улучшилась, и создалась бла­гоприятная обстановка для массированного применения авиа­ции в районе Дунаевцев - небольшого городка, находящегося километрах в шестидесяти к югу от Проскурова и километрах в тридцати к северу от Каменец-Подольска. К этому времени «дунаевцы» волею обстоятельств оказались как бы центром ок­руженной территории противника, зажатого в железном коль­це наших войск. Сюда враг стянул все свои силы. Было ясно, что, собрав их здесь в кулак, он предпримет отчаянную по­пытку вырваться из окружения. Но не бездействовало и наше командование. Врага унич­тожали с воздуха. В район Дунаевцев были направлены ос­новные силы авиации 2-й воздушной армии, в том числе и наша 224-я штурмовая авиационная дивизия. Налеты на гит­леровцев группами по 8-12 самолетов по два-три раза в день.

     В дневнике-альбоме 224-й шад об этих событиях было за­писано:

"Выполняя приказ командования, штурмовики частей ди­визии в исключительно трудных условиях весеннего периода с раннего утра до позднего вечера штурмовали сплошные ав­токолонны машин, танков, пехоту на шоссе Ярмолинцы- Дунаевцы-Каменец-Подольск. То там, то здесь разрушались мосты. Образовывались пробки и штурмовики, спускаясь до бреющего полета и делая по 6-8 заходов, бомбили и расстре­ливали мечущиеся в панике войска противника. Нанося унич­тожающие удары по врагу, штурмовики одновременно вы­полняли специальное задание Политуправления 1-го Украин­ского фронта - сбрасывали в расположение вражеских войск вымпелы и листовки. Наряду с боевыми действиями по окру­женной группировке противника в районе Дунаевцы, 31 марта штурмовики 571 –го и других полков дивизии нанесли массированный бомбардировочно-штурмовой удар по блокированному гарнизону про­тивника в городе Тернополь».

    Ни сложные метеоусловия, ни бешеный огонь зениток, - ничто не могло остановить наступательного прорыва Летчика Коротаева, его  "крылатых" однополчан. Были дни, когда дивизия ввиду неблагоприятных метеоусловий действовала исключительно парами, совершая в день более 200 вылетов. Всё и все были мобилизованы на выполнение поставленной боевой задачи. За отличные боевые действия в этих операциях и за содействие нашим наземным войскам в овладении городов: Проскуров, Тернополь, Каменец-Подольск и Чертков  части дивизии получили высокую оценку Верховного главнокомандующего- в приказах №33, 35Ю, 37, 078 дивизии была объявлена Благодарность.

(Справка:

       25 января 1943г. впервые  был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И.В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И.В.Сталиным войскам Донского фронта      2-го февраля 1943г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия».

    По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя « Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945 г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В. Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить).

   15 апреля 1944 года 224-я шад  на осно­вании приказа 2-й воздушной армии № 0049 вошла в состав 8- го шак (штурмового авиационного корпуса). Командование корпуса поставило дивизии боевую задачу: бомбардировочно-штурмовыми ударами по танкам и живой силе врага содействовать наземным войскам в отражении контратак противника в районах Коломыя и на рубеже реки Днестр в районах: Коропец, Ямна, Монастыриска, Золотники. Одновременно срывать железнодорожные перевозки в этих районах. Для приближения частей к линии фронта, по приказу командования 8-го шак, дивизия 18 апреля перебазировалась на аэроузел Проскуров.
     Летчики 224-й шад в эти дни помогали наземным войскам громить прорывающиеся из окружения, до основания потрепанные остатки 1-й танковой армии врага. Наносились также штурмовые удары и по войскам СС, шедшим из района Подгайцев в направлении Бучача на помощь пытавшимся вы­рваться из кольца гитлеровцам. В первой декаде апреля созда­лась ситуация, когда уже трудно стало отыскивать цели. Все перемешалось... Где противник? Где наши войска? Ориенти­роваться с воздуха можно было только по условным сигналам - ракетам определенного цвета, выпускаемым в сторону про­тивника, или дымовым шашкам. Иногда спускались до брею­щего полета, чтобы убедиться по форме одежды, что это фа­шисты, и лишь после этого начинали штурмовку. В этих край­не тяжелых условиях летчики не имели ни одного случая удара по своим войскам. Заслуга в этом, главным образом, принадлежала  командирам - ведущим групп.

       В третьей декаде апреля 571 –й шап продолжал летать группами по 4-6-8 самолетов на Тернополь и в район Бучач-Подгайцы. 14 апреля город Тернополь был освобожден нашими войска­ми. Операция близилась к завершению. Но враг пока не сло­жил оружия, продолжая сопротивляться с еще большим ожес­точением, чем прежде. В это время слово "Бучач" среди лет­чиков произносилось с особой интонацией. Полеты в этот район так же, как за несколько дней до этого полеты на Дуна­евцы и Каменец-Подольск, были очень опасны. Противник создал здесь мощный огневой заслон, прикрыв свои войска зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Полки не­сли потери в людях и материальной части.

       Война есть война! В эти дни фронтовиков часто посещала не только радость побед, но и горечь утрат. Смешиваясь, соединяясь в  молодых сердцах, эти два сильных человеческих чув­ства, создавали тогда в коллективе особый моральный климат. Разрядка приходила вечером, после боевого дня. Собравшись в столовой за ужином и выпив "наркомовские" сто граммов, летчики пели под баян фронтовые песни, среди которых чаще всего звучала н любимая:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

     В эти минуты, после жарких боев, воины скорбели о погиб­ших товарищах, вспоминали черты их характера, привычки. Они погибли в бою с ненавистным врагом, но и, погибнув, остались жить в нашей памяти, в наших сердцах.
     Проскуровско - Каменец-Подольская операция, продол­жавшаяся около двух месяцев, закончилась.В ходе тяжелых боев окруженные войска 1-й танковой армии противника потеряли значительно больше половины своих танков и штурмовых орудий. От некоторых соединений остались одни штабы. Войска фронта освободили 57 городов, одиннадцать железнодорожных узлов, многие сотни населен­ных пунктов, областные центры: Винницу, Проскуров, Каме­нец-Подольск, Тернополь и Черновцы. Вышли в предгорья Карпат, разрезав на две части весь стратегический фронт юж­ной группировки войск противника. С тех пор у этой группи­ровки не стало иных коммуникаций, кроме как через Румы­нию.

(Справка:

     Военно-политическая обстановка в начале лета 1944 года складывалась следующим образом: 6 июня - знаменательная дата в ходе Второй мировой войны - крупные силы союзни­ков высадились на севере Франции. Это было началом второ­го фронта. События разворачиваются вполне успешно. Не­мецкие войска и там терпят поражение за поражением).

      13 и 14 июля 1944 года после мощной артиллерийской подготовки войска центра 1-го Украинского фронта, поддер­жанные массированными бомбардировочно-штурмовыми ударами всех видов авиации, перешли в наступление на Львовском направлении.

По приказу командира 8-го шак штурмовики дивизии массированными налетами на огневые средства и места со­средоточения войск противника во взаимодействии с истреби­телями 236-й иад содействовали пехоте 38-й армии в прорыве первой и второй оборонительных полос противника на рубе­же: Тростянец - Богданувка - Купчинце. Ничто не могло удержать наступательного порыва советских воинов: ни зара­нее подготовленные укрепления, ни танки "тигры" и "ферди­нанды", ни минные поля, ни ураганный огонь зениток, ни вне­запные атаки фашистских "стервятников").

      В наградном листе командир 571-го полка  Герой Советского Союза майор Безух, представляя Бориса Коротаева к награде, отметил, что он «..в наступательной операции на Львовско – Станиславском направлении производил в день по 2 -3 вылета. В боях смел и мужественен. Цель атакует грамотно.

   16 июля при штурме живой силы и танков противника в районе Манизунка его экипаж поджог танк, 2 автомашины, уничтожил 10 -15 солдат и офицеров фашистов; 20 июля - в районе дорог Махновце – Поморжани -Дунаюв сделал 3- захода, поджог 6-ь автомашины,4 повозки, уничтожил до 20 гитлеровцев;  21 июля – в районе дороги Бело –Падусов с одного захода поджог 4 автомашины,2 бензоцистерны, а со второго захода подавил зенитно – пулеметную точку. При полете на станцию Ходоров, где находились готовые к отправке эшелоны противника,  в составе 8 «Ил-2» лично поджог 6 железнодорожных вагонов, разрушил до 160 метров ж.д. полотна, а во втором заходе вызвал два очага пожара».

    Командир полка представил младшего лейтенанта к ордену «Отечественной войны 1-й степени», но  руководство 8-го шак приказом №38 от 11.09.1944 г. наградило Бориса Коротаева орденом «Красного Знамени» (ЦА МО РФ: фонд-33; опись-690155; ед. хранения -2562; № записи -31349985).

  За содействие войскам в прорыве вражеской обороны, ос­вобождение города Львова, приказом Верховного Главноко­мандующего 224-й шад была объявлена Благодарность. А Указом Президиума Верховного Совета СССР дивизия была награждена высокой правительственной наградой - орденом «Красного Знамени».

(Справка:

   Как загнанные дикие звери, венгерско-немецкие войска под ударами войск 4-го Украинского фронта, ухо­дили в горы. Там, в горах и в лесах Карпат, предвкушая, что еще ни одна армия в мире не преодолевала Карпаты, немцы и венгры собирались долго и яростно обороняться. На редких горных магистралях день и ночь подвозились боеприпасы, подходили резервы. На железнодорожных станциях и перева­лах, как грибы после дождя, появлялись зенитно - артиллерийские батареи.

     Карпаты, как естественный рубеж, сами по себе являлись большой преградой, затруднявшей продвижение наступаю­щих войск. Противник же, используя горно-лесистый рельеф местности, создал здесь, помимо всего прочего, густую и раз­ветвленную сеть оборонительных сооружений в виде опорных пунктов, перекрывавших дороги, долины рек, выходы к насе­ленным пунктам и проходы в глубину своей обороны. По го­сударственной границе, вдоль главного карпатского хребта, была сооружена главная полоса обороны немцев. Она состоя­ла из долговременных огневых точек и противотанковых пре­пятствий, усиленных укреплениями полевого типа. Каждая высота, каждый населенный пункт, каждый лес и кустарник были превращены в мощные опорные пункты).
 

    Штурмовикам 571-й шап, как и другим полкам дивизии, была поставлена задача: вести постоянную разведку войск противника, следить за его дейст­виями, обнаруживать его группировки и строительство новых оборонительных сооружений. Казалось бы, не имея специаль­ной подготовки боевых действий в горах, штурмовики долж­ны были бы в начале потренироваться, поучиться где-то в ты­лу, как надо работать в горно-лесистой местности, а потом уже начинать боевые полеты в Карпатах. Но такой возможно­сти тогда не было. И летчикам-штурмовикам пришлось вы­полнять с ходу сложную задачу: опытным путем определить, в какой степени возможно применение штурмовой авиации в условиях горно-лесистой местности Карпат.

  Войска 4-го Украинского фронта, закончив к началу сен­тября перегруппировку, 9 сентября перешли в решительное наступление. Штурмовики 224-й шад группами по 4-6 самоле­тов утром 9 сентяб­ря после 15-минутной артподготовки обрушили бомбардировочно-штурмовые залпы на огневые точки, траншеи и живую силу противника на участке прорыва. Понеся ощутимые потери в живой силе и технике, про­тивник 20 сентября начал массовый отход в южном направле­нии, на Чехословацкую границу. По горным дорогам в на­правлении Медзилабарце, Выдрань потянулись сплошные колонны автомашин, повозок с техникой и живой силой. Груп­пы штурмовиков одна за другой, создавая пробки на дорогах, беспрерывно штурмовали отходящие колонны противника. Пополнил свой боевой счёт лётчик Коротаев:

    «..17 августа он при штурмовке ж.д.эшелона на станция Малая Березня огнём из пушек и пулеметов, а также бомбами уничтожил одно зенитное орудие, 2 вагона и до 15 солдат и офицеров противника; 11 сентября – в д. Болице уничтожил 2 танка, 3 автомашины и до 8 гитлеровцев; 22 сентября – в районе Мошанец уничтожил 3 автомашины, 5 повозок и до 7 солдат врага; 07 октября – в районе Старина уничтожил 4 автомашины, 8 повозок с грузами и до 10 солдат и офицеров противника…» (из наградного листа от 17 октября 1944 г.). За лично произведенные 25 успешных боевых вылетов, уничтожение живой силы и техники противника командиром полка Борис Коротаев представлен к ордену Отечественной войны 1-й степени.  Приказом по 8-му шак № 018/н от 25.10.1944 г. он быд награждён этим орденом (ЦА МО РФ: фонд-33; опись -687572; ед. хранения- 906; № записи- 36958600 и 36958605).

   Летчики-штурмовики 224-й штурмовой авиационной Жмеринской Краснознаменной дивизии, впервые действуя в горно-лесистой местности так же, как и на равнине, штурмуя вражеские укрепрайоны, боевую технику и живую силу, еще раз продемонстрировали свое боевое мастерство и уменье бить врага наверняка

(Справка:

  Новый 1945 год действующие войска Красной Армии встретили усиленной подготовкой всех видов оружия к пред­стоящим решительным сражениям. Фашистское командова­ние, не жалея ни сил, ни средств судорожно готовило мощные оборонительные узлы и рубежи сопротивления.

    На польской земле, вблизи небольшого пограничного го­родка, у подножья Карпат в местечке Заршин,  стояли боевые полки 224-й штурмовой авиационной Жмеринской дивизии).

    15 января перешли в наступление войска 38-й армии. Командование 8-го шак в боевом приказе поставило дивизии задачу: бомбардировочно-штурмовыми ударами с воздуха по огневой системе и оборонительным сооружениям противника, содействовать войскам 38-й армии в прорыве обороны противника на участ­ке: Ясло - Змигруд-Новы. Еще гремела артиллерийская кано­нада на переднем крае, а штурмовики дивизии, группа за группой, поднимались в воздух.

       В это время состав 571 –й шап с фронта был откомандирован в г. Куйбышев, где дислоцирова­лась 1-я запасная авиабригада (заб) - главный учебно-тренировочный центр штурмовой авиации - и нахо­дились заводы, выпускавшие самолеты Ил-10 и моторы АМ-42.

   Около  двух месяцев состав 571 –го полка осваивал более совершенный штурмовик «Ил -10». Полк,  получив новые самолеты, 09 апреля 1945 г. совершил перелёт к месту постоянного базирования  на аэродроме Щигловице (Польша).

     "Немедленно приступить к вводу полка в боевую работу согласно плану" - приказ командира 224-й шад генерал-майора Котельникова - получил командир полка подполковник Безух сразу же по прилету. Летный состав до 14 апреля  занимался наземной подготовкой и учебно-тренировочными полетами. Каждый летчик выполнил по одному полету на полигон на бомбометание и стрельбу по наземной цели. 15 апреля полк начал боевые действия и нанес удары по немецким войскам и технике в районе Свобода, Путс, Янарице, Штепанковице, Радунь, Подвисов, Хваликовице, Ольда, Сухе Лазце. Под прикрытием 4-8 истребителей штурмовики «Ил-10»  действовали группами по 8 - 15 самолетов.

   17 апреля первый штурмовик «Ил-10»  пострадал от атаки немецких истребителей в ходе воздушного боя. Советские "Яки" слишком поздно заметили пару истребителей Мессершмитт « ФВ(фокке- вульф) -109», заходящих снизу-сзади на ведущего группы штурмовиков и его ведомого. Неожиданной эта атака была и для воздушных стрелков. В итоге на самолете «Ил-10»  младшего лейтенанта Коротаева  пулеметно-пушечным огнем были разбиты киль и руль поворота, в нескольких местах пробиты левая консоль крыла и кабина стрелка. Стрелок младший сержант Бабиков получил ранения.    "Мессеры" вышли из боя, выполнив одну атаку.

      Истребители люфтваффе и зенитная артиллерия проявляли высокую активность. В затяжные бои немецкие самолеты старались не вступать. Во всех случаях нападение осуществляли одна-две пары или шесть - девять самолетов, которые старались провести одну результативную атаку, используя для маскировки солнце и облачность.

    Штурмовики «Ил-10» при появлении немецких истребителей становились в оборонительный круг. 200 - 300 м - была дистанция в круге из 6-8 самолетов. При попытках атаковать, ведомые отворотом на 30 - 45° в сторону истребителей, отражали атаки и затем возвращались в строй. 

    «…18 апреля 1945 г. в районе Пусть – Якорце на группу десяти «Ил -10» напали 12 «ФВ-190». Вступив в бой,  истребители противника, старались сбить ведущего группы. Младший лейтенант Коротаев принял весь огонь двух «Мессеров»  на себя, т. к. шел в паре с ведущим. В результате чего группа успешно выполнила задание. Воздушный стрелок ведущего сбил ФВ -190, а другой вражеский самолет был подбит лично Коротаевым. Истребителя противника, потеряв своего ведущего, ушли из боя. На сильно поврежденной машине Коротаев выполнил боевое задание и вернулся на аэродром…» (из наградного листа, подписанного полковником Безух 26.04.45 г.). Приказом по 8-й Воздушной армии № 21/н от 17 мая 1945 г. Борис Коротаев награжден вторым орденом «Красного Знамени» (ЦА МО РФ: фонд -33; опись- 687572; ед. хранения- 2656» № записи – 39256218).

    Дебют на фронте «Ил-10» можно назвать достаточно успешным. За отличную работу 27 апреля на поле боя в районе Тржебовице и Поруба 571-й шап получил благодарность от командующего 60-й армией генерала П.А. Курочкина.

    «.. 28 апреля 1945 г. старший летчик младший лейтенант Коротаев штурмовал ж.д. станцию Свинов, поджог один вагон, две автомашины и истребил до 10 гитлеровцев; 29 апреля – в районе Витковице подавил огонь зенитной точки, вызвал два очага пожара, уничтожил 6 солдат и офицеров противника; 05 мая -  в районе Олошуц – уничтожил 2 автомашины, 2 ж.д. вагона и 6 солдат врага. При отходе от цели группу атаковали истребители противника. В результате воздушного боя  он отбил две атаки…» ( из наградного донесения ВРИО командира 571 –го шап майора Бочкарева от 31 мая 1945 г.). Позднее приказом по 8 –й Воздушной армии № 43/н от 26 июня 1945 г.   Борис Коротаев награжден третьим орденом «Красное Знамя» ( ЦА МО РФ: фонд-33; опись-686196; ед. хранения – 5401; № записи – 28965635). 

     Самым интенсивным боевым днем для полка стало 30 апреля. В сопровождении 6-8 истребителей Ла-5 из 181-го иап, группами по 8 - 12 самолетов штурмовики выполнили в общей сложности 115 самолето-вылетов.Это был своего рода рекорд. В течение одного дня ни один штурмовой полк на Ил-10 столько боевых вылетов не совершал. Удары наносились в районе Моравска-Острава, Старабела, Витковице, Прошивау, Грушов, Якловице.

    В 22 часа, когда еще офицеры оперативного отдела под­водили итоги, знакомый голос Левитана  известил: "Войска 4-го Украинского фронта сегодня, 30 апреля, штурмом овладели важным промышленным центром союзной нам Чехословакии и сильным опорным пунктом немцев - городом Моравска- Острава". С большим вниманием слушали воины приказ Вер­ховного Главнокомандующего. Услышав, что в боях за овла­дение городом отличились и наши штурмовики, шумом руко­плесканий, заглушив последние слова диктора: "...Объявляю благодарность" - встретили приказ вождя воины дивизии.
      Завершив Оломоуцкую операцию, летчики 224- й дивизии получили две благодарности  от Верховного Главнокомандующего: 3 мая  - за отлич­ные боевые действия в боях за овладение г. Цешин и 8 мая - за отличные боевые действия в боях за овладение г. Оломоуц.

       Войска Красной Армии продол­жают преследовать, окружать и уничтожать отходящие в за­падном направлении немецкие войска. День и ночь не смол­кают бои.   571 –й шап, успешно закончив боевую работу 8 мая, был готов с утра 9-го вновь продолжать громить отходящие войска противника. Но вот, совсем неожиданно, в ночь с 8-го на 9-е свершилось то, чего так долго ждали. В 2 часа ночи 9 мая Верховный Главнокомандующий из столицы нашей Ро­дины - Москвы объявил на весь мир о полной капитуляции фашистской Германии, о нашей ПОБЕДЕ над врагом. Трудно передать, что было в эту незабываемую ночь. 

     Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин, обращаясь с речью к народу, говорил, что хотя Германское командование подписало Пакт о безого­ворочной капитуляции, однако "одна группа немецких войск в районе Чехословакии все еще уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести ее в чувст­во".
     Потребовалось усилие 1-го, 2-го и 4-го Украинских фрон­тов, чтобы 800-тысячная группировка немецко-фашистских войск капитулировала 11 мая 1945 г. северо-восточнее Праги. В этой операции принимала участие и 224-я шад, приводя за­рвавшихся фашистов в чувство в районе города Райтц.

     Старший лётчик  571–го штурмового авиационного полка младший лейтенант Коротаев Борис  Григорьевич,  совершив 102 боевых вылета,  свой боевой путь  завершил без ранений. Его грудь, кроме пяти боевых орденов, украсили медали   «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

     После выполнения своей исторической миссии в Великой Отечественной войне 224 –я штурмовая авиационная Жмеринская Краснознаменная дивизия была в мае 1946 г. расформирована. Её офицерский состав был распределен, в основном, по другим авиационным соединениям, а частично направлен на учебу и уволен по состоянию здоровья в запас вооруженных сил .

     Неизвестный автор переделал стихотворение А. Фролова "Легендарный штурмовик" в "Песню о штурмовиках". Вот ее слова:


Представьте летчика в тот миг, 
Когда готовится он к бою, 
Когда, ведя свой штурмовик, 
Он видит цель перед собою. 
Тогда в атаку он идет, 
Сильней штурвал в руке сжимает, 
На цель, направив самолет, 
На все гашетки нажимает. 
И пулеметы, пушки бьют, 
И реактивные снаряды, 
И бомбы точно в цель идут, 
Круша фашистские преграды. 
Пусть самолеты все важны: 
Как воздух, хлеб - "Ил-2" нужны, 
Так сказал наш Вождь однажды,
И пусть об этом знает каждый. 
Ильюшин "Илы" те создал, 
А мы - им славу боевую, 
И каждый летчик все отдал, 
Чтоб защитить страну родную. 
Фашистов разбивали в прах, 
Нас черной смертью называли, 
И тех стремительных атак 
Мы никогда не забывали.
С тех пор прошло немало лет, 
Но тех боев мы не забудем, 
Кто пал в бою - оставил след, 
И мы всегда их помнить будем. 
Погибших летчиков, стрелков, 
Чей прах покоится в могилах, 
И всех других штурмовиков, 
Кто воевал на грозных "Илах"!

Регион Воронежская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Воронеж
Воинская специальность ЛЕТЧИК ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ
Место рождения Село Малей Грязинского р-на Воронежской области
Годы службы 1941 1960
Дата рождения 8.08.1923
Дата смерти 6.01.2010

Боевой путь

Место призыва Липецкий райвоенкомат Воронежской области.
Дата призыва 1941
Боевое подразделение 571-й штурмовой авиационный полк 224-й штурмовой авиационной дивизии
Завершение боевого пути Под Прагой (Чехословакия)
Принимал участие Бои в Подольско- Волынском районе Западной Украины, через суровые горы Карпат, упорные бои за освобождение Польши и Чехословакии.

       В составе 571- го штурмового Остропольского ордена Богдана Хмельницкого авиационного полка  224-й штурмовой  Жмеринской Краснознаменной авиационной дивизии  младший лейтенант Коротаев Борис  прошел тяжелые наступательные бои в Подольско- Волынском районе Западной Украины, через суровые го­ры Карпат,  упорные бои за освобождение Польши и Чехословакии.

       Через двадцать с лишним лет после окончания войны в Нью-Йорке вышла книга бывшего гитлеровского генерала В. Швабедиссена "Русские ВВС глазами немецкого командова­ния».

     В книге много внимания уделено  штурмовой авиации Красной Армии. Вот одно из признаний генерала: "Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточ­но запечатлена в докладах большинства командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала все возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выпол­нять до конца поставленные перед ними задачи, их сражаю­щиеся сердца и отчаянная храбрость.

        Авторы всех немецких источников в своих мнениях сходятся в том, что самолет «Ил-2» был эталоном самолета-штурмовика. Самолет «Ил-2» - свиде­тельство исключительного прогресса, он являлся главным, основным противником немецкой армии."

Награды

Орден «Красного Знамени»

Орден «Красного Знамени»

В наградном листе командир 571-го полка Герой Советского Союза майор Безух, представляя Бориса Коротаева к награде, отметил, что он «..в наступательной операции на Львовско – Станиславском направлении производил в день по 2 -3 вылета. В боях смел и мужественен. Цель атакует грамотно.

16 июля при штурме живой силы и танков противника в районе Манизунка его экипаж поджог танк, 2 автомашины, уничтожил 10 -15 солдат и офицеров фашистов; 20 июля - в районе дорог Махновце – Поморжани -Дунаюв сделал 3- захода, поджог 6-ь автомашины,4 повозки, уничтожил до 20 гитлеровцев; 21 июля – в районе дороги Бело –Падусов с одного захода поджог 4 автомашины,2 бензоцистерны, а со второго захода подавил зенитно – пулеметную точку. При полете на станцию Ходоров, где находились готовые к отправке эшелоны противника, в составе 8 «Ил-2» лично поджог 6 железнодорожных вагонов, разрушил до 160 метров ж.д. полотна, а во втором заходе вызвал два очага пожара».

Командир полка представил младшего лейтенанта к ордену «Отечественной войны 1-й степени», но руководство 8-го шак приказом №38 от 11.09.1944 г. наградило Бориса Коротаева орденом «Красного Знамени» (ЦА МО РФ: фонд-33; опись-690155; ед. хранения -2562; № записи -31349985

Орден «Красного Знамени»

Орден «Красного Знамени»

…18 апреля 1945 г. в районе Пусть – Якорце на группу десяти «Ил -10» напали 12 «ФВ-190». Вступив в бой, истребители противника, старались сбить ведущего группы. Младший лейтенант Коротаев принял весь огонь двух «Мессеров» на себя, т. к. шел в паре с ведущим. В результате чего группа успешно выполнила задание. Воздушный стрелок ведущего сбил ФВ -190, а другой вражеский самолет был подбит лично Коротаевым. Истребителя противника, потеряв своего ведущего, ушли из боя. На сильно поврежденной машине Коротаев выполнил боевое задание и вернулся на аэродром…» (из наградного листа, подписанного полковником Безух 26.04.45 г.). Приказом по 8-й Воздушной армии № 21/н от 17 мая 1945 г. Борис Коротаев награжден вторым орденом «Красного Знамени» (ЦА МО РФ: фонд -33; опись- 687572; ед. хранения- 2656» № записи – 39256218).

Орден «Красного Знамени»

Орден «Красного Знамени»

«.. 28 апреля 1945 г. старший летчик младший лейтенант Коротаев штурмовал ж.д. станцию Свинов, поджог один вагон, две автомашины и истребил до 10 гитлеровцев; 29 апреля – в районе Витковице подавил огонь зенитной точки, вызвал два очага пожара, уничтожил 6 солдат и офицеров противника; 05 мая - в районе Олошуц – уничтожил 2 автомашины, 2 ж.д. вагона и 6 солдат врага. При отходе от цели группу атаковали истребители противника. В результате воздушного боя он отбил две атаки…» ( из наградного донесения ВРИО командира 571 –го шап майора Бочкарева от 31 мая 1945 г.). Позднее приказом по 8 –й Воздушной армии № 43/н от 26 июня 1945 г. Борис Коротаев награжден третьим орденом «Красное Знамя» ( ЦА МО РФ: фонд-33; опись-686196; ед. хранения – 5401; № записи – 28965635).

Орден «Красной звезды»

Орден «Красной звезды»

06 марта 1944 г. он совершает первые боевые вылеты по уничтожению автоколонны и мотопехоты противника в районы Проскурово – Тарнопольского и Каменец – Подольского направлений. 12 марта Борис Григорьевич в составе шестерки самолетов Ил-2 штурмует живую силу и технику фашистов в районе Оленя – Калиновка, где уничтожил танк, 4 автомашины с имуществом, 6 гитлеровцев. 31 марта при налете на автоколонны врага четверкой самолетов в район Гуменцы летчик Коротаев, несмотря на зенитный огонь врага, сделал над целью три захода, поджог 3 автомашины, уничтожил до 10 солдат, создал два больших очага пожара точным попаданиям в склад.

За образцовое выполнение боевых заданий командования Борис Григорьевич Коротаев, которому ещё не исполнилось даже 21 года, приказом по 224 –й шад № 07/н от 09.04.1944 г. был награжден орденом «Красная Звезда» ( ЦА МО РФ: фонд-33, опись-68044; ед. хранения -4233; № записи-46351664).

Орден Отечественной войны 1 ст.

Орден Отечественной войны 1 ст.

«..17 августа он при штурмовке ж.д.эшелона на станция Малая Березня огнём из пушек и пулеметов, а также бомбами уничтожил одно зенитное орудие, 2 вагона и до 15 солдат и офицеров противника; 11 сентября – в д. Болице уничтожил 2 танка, 3 автомашины и до 8 гитлеровцев; 22 сентября – в районе Мошанец уничтожил 3 автомашины, 5 повозок и до 7 солдат врага; 07 октября – в районе Старина уничтожил 4 автомашины, 8 повозок с грузами и до 10 солдат и офицеров противника…» (из наградного листа от 17 октября 1944 г.). За лично произведенные 25 успешных боевых вылетов, уничтожение живой силы и техники противника командиром полка Борис Коротаев представлен к ордену Отечественной войны 1-й степени. Приказом по 8-му шак № 018/н от 25.10.1944 г. он быд награждён этим орденом (ЦА МО РФ: фонд-33; опись -687572; ед. хранения- 906; № записи- 36958600 и 36958605).

Орден Отечественной войны 1 ст. 1985 год

Орден Отечественной войны 1 ст. 1985 год

Медаль «За освобождение Варшавы»

Медаль «За освобождение Варшавы»

Медаль «За освобождение Праги»

Медаль «За освобождение Праги»

Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Юбилейная медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Медаль Жукова

Медаль Жукова

Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

Медаль «60  лет Вооруженных сил СССР»

Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР»

Медаль «70  лет Вооруженных сил СССР».

Медаль «70 лет Вооруженных сил СССР».

Благодарности Верховного Главнокомандующего маршала И.В. Сталина

Благодарности Верховного Главнокомандующего маршала И.В. Сталина

Около 20 Благодарностей Верховного Главнокомандующего маршала И.В. Сталина получил младший лейтенант Коротаев Борис Григорьевич ( 224-я штурмовая авиационная д...

Документы

other-soldiers-files/1944_g._il-2_samolet_b._korotaeva.jpg

other-soldiers-files/1944_g._il-2_samolet_b._korotaeva.jpg

Фотографии

Младший лейтенант Коротаев Б.Г., осень 1944 г.

Младший лейтенант Коротаев Б.Г., осень 1944 г.

После войны

     После расформирования 224 –й шад Борис Григорьевич  продолжил службу в штурмовой авиации. Воинская часть размещалась в г. Дубно Ровенской области Украинской ССР. В 1946 г. бравый летчик присмотрел и вскоре женился  на уроженке Новгородской области  Анне Павловне Коротаевой ( в девичестве Ивановой), родившейся 24.06.1924 г.   22-летняя красавица Аня работала фармацевтом в гарнизонном госпитале. Как и все офицерские жены, Анна Павловна в полной мере успела испытать прелесть  обустройства  жилья в гарнизоне. Тем более, что у них с Борисом очень быстро родились  в 1947 г. дочь Рита, а в 1953 г. - сын Олег. Анна Павловна стала  по – настоящему  родной мамой и для  Жанны (1941 года рождения), первой дочери Бориса и его одноклассницы. Младшие дети узнали о родственных узах с Жанной только тогда, когда повзрослели. 

    На погонах Коротаева Б.Г. добавлялись звездочки, все выше были должности, которые Борис Григорьевич занимал.  Ему довелось в качестве летчика – испытателя «обкатывать» новые реактивные самолеты.

   19 ноября 1951 г. капитан Коротаев был награжден медалью «За боевые заслуги».        

30 декабря 1956 г. капитан Коротаев Б.Г., отличившийся в ходе подавления антисоветского мятежа в Венгрии, Указом Президиума Верховного Совета СССР  за успешное выполнение боевых заданий Правительства СССР был награжден орденом Красной Звезды. 
(Справка:
   Мятеж, охвативший Венгрию в октябре-ноябре 1956 года, приобрёл настолько серьёзный размах, что в ходе подавления потребовал применения Советской Армией тяжёлого вооружения и боевой авиации. В самом начале боевых действий во время Венгерского кризиса в 1956 г. авиацию использовали обе противоборствующие стороны – имеются данные о нескольких полётах венгерских самолётов, выполненных на разведку советских танковых колонн, входящих в Будапешт. Однако вскоре, после блокировки и захвата советскими войсками всех аэродромов венгерской армии, небо безраздельно стало принадлежать советским военно-воздушным силам. Экипажи бомбардировочный авиации выполняли задания по воздушной разведке и фотографированию).

   Но в январе 1960 года Верховный Совет СССР без обсуждения утвердил Закон "О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР". Из армии и флота были уволены до 1 миллиона 300 тысяч (по другим данным - 1 млн.200 тыс.) солдат и офицеров.  Это почти треть от общей численности всех военнослужащих в СССР к тому времени. Среди уволенных в запас  был  капитан Коротаев Б. Г. (приказ главнокомандующего Военно – воздушных сил СССР от 11.06.1960 г. № 0796 по статье 59П «в»).

 ( Справка:

  Уже после снятия Н.С. Хрущева с занимаемых должностей, сложилось расхожее мнение, что эта была очередная недальновидная глупость Никиты Сергеевича, который, дескать, просто военных не любит, начиная с маршала Жукова. На самом деле еще в середине 50-х стало очевидно, что советская экономика не справляется с бременем военных затрат. Содержать классическую армию численностью в пять с половиной миллионов человек и одновременно создавать ракетно-ядерный щит, требующий миллиардных расходов, а вдобавок к этому еще и строить авианосцы и линкоры - не просто непозволительная роскошь, это как раз безумие.

      Конечно, профессиональному офицеру Коротаеву Б.Г., в 37 лет уволенному в запас без должной выслуги лет, трудно объяснить, что ставка на ракетные, а не на другие рода войск - оправдана. Тем более что на практике в первую очередь  уволили из армии офицеров среднего и младшего звена, то есть молодых. Объективно это снижало на будущее боеспособность армии. Тем не менее,  эти сокращения в интересах государства  были оправданны и неизбежны).

    Справедливости ради следует отметить, что  Борису Григорьевичу предлагали продолжить службу в Группе  Советских войск, дислоцированных в Польше. Но по семейным  обстоятельствам  (состояние здоровья любимой супруги), он отказался от перспективного предложения.

    Руководство г. Воронежа, куда после увольнения приехал  их земляк, кавалер пяти боевых орденов Коротаев Б.Г., изыскало возможность  предоставления жилья  его семье. Через три месяца все они переехали в г. Воронеж.

       Безусловно, на гражданке Борису Григорьевичу было не просто  адаптироваться. Но, живя в г. Воронеже, он и работу для себя нашел там, где делают летательные аппараты, где служат летчики – испытатели. Он  более четверти века трудился штурманом – оператором в летном отряде   Воронежского авиационного завода ( в последствии объединения). Именно на этом предприятии накануне войны собрали и подняли в небо первые штурмовики «Ил-2».  Инженеры и рабочие завода, под бомбежками эвакуированные в г. Куйбышев, в кратчайшие сроки начали выпускать грозные самолеты.  Б.Г. Коротаеву  довелось в той или иной мере поучаствовать в создании гордости советской авиации: самолетовТу-144, Ил-86.  Скорее всего, Борис Григорьевич  всегда мечтал вновь подняться в небо; и, главное, держась за штурвал, не нажимать на гашетку.  За безупречную и непрерывную работу на предприятии ему было присвоено звание «Заслуженный ветеран труда объединения». Трудовую деятельность фронтовик завершил 30 июля 1987 г.

    Борис Григорьевич на службе и дома, наверное, был разным человеком.  Но всегда он был   требователен к себе и окружающим.  Борис Григорьевич  был замечательным отцом, прежде всего, любящим, заботливым, добрым, чутким и обязательным.  Его очень любили дети. А это – дорогого стоит!  Но Борис Григорьевич мог и строго спросить за неблаговидные проступки.

     Борис Григорьевич    в семейной жизни решение всех проблем брал на себя, стремился душевно поддержать болевшую Анну Павловну. И когда в 1972 г. Анюта умерла,  жизнь для него стала совершенно иной.    Взрослые дети со своими семьями, заботами не могли дать Борису Григорьевичу столько тепла, радости, поддержки, которые он получал от Анны Павловны.

         В послевоенные годы Борис Григорьевич был награжден орденом Отечественной войны 1- й степени, медалями "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",  "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",  "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",  "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", Жукова,  «30 лет Советской Армии и Флота»,  «60  лет Вооруженных сил СССР»,  «70  лет Вооруженных сил СССР».

  Борис Григорьевич Коротаев умер 06 января 2010 г.

  На Левобережном кладбище г. Воронежа его провожали близкие, друзья. Воинский караул салютовал Гражданину, Герою Великой Отечественной войны, провожая Бориса Григорьевича в последний путь.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: