Михаил
Георгиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1934г. окончил школу 7-летку.
В 1939г. окончил Московский железнодорожный техникум
С 03 декабря 1939г. курсант Харьковского военного авиационного училища летнабов и штурманов.
23 января 1940г. принял военную присягу.
28 ноября 1940г., по окончанию училища, присвоено звание младший лейтенант. Назначен младшим летнабом (летчиком-наблюдателем) в 208 скоростной бомбардировочный авиаполк.
В полк прибыл в составе группы выпускников Харьковского военного авиационного училища летнабов и штурманов.
Пол базировался на аэродроме г.Калинин. Находился в стадии формирования. Формирование полка окончено в феврале 1941г.
К началу войны полк входил в состав 46 авиадивизии ВВС Московского военного округа.
18 июня 1941г. полк перебазировался на аэродром Клиново (в 4км. юго-западнее г.Старица). Состоял из 5 авиаэскадрилий, имел на вооружении 52 самолета СБ.
В первые дни войны в полк из 1 учебного полка Академии командно-штурманского состава ВВС Красной Армии была передана одна эскадрилья в составе 9 самолетов СБ.
30 июня 1941г. полк приступил к боевой работе.
Групповым вылетом бомбардировал переправу через р.Западная Двина в районе Двинска (Даугавпилс).
02 июля экипаж Михаила Георгиевича в составе эскадрильи бомбардировал танковую колонну в районе Краслава.
07 июля при атаке танков в районе Краслава, в воздушном бою самолет был подожжен. Михаил Георгиевич был ранен в руку. Летчик совершил вынужденную посадку.
Младший лейтенант Корнилов считался сгоревшим в самолете.
К декабрю 1941г. в составе 95 бомбардировочного авиаполка. Полк имел на вооружении самолеты Пе-3.
Участвовал в обороне Москвы.
01 марта 1942г. полк передан в состав ВВС Северного флота.
С 15 апреля начал вылеты на бомбардировку портов и аэродромов на территории Финляндии. Прикрывал морские конвои.
К маю 1942г. лейтенант Корнилов совершил 53 боевых вылета.
Приказом от 21 мая 1942г. был награжден орденом Красного Знамени.
Совершил еще 9 боевых вылетов.
10 июля 1942г. при сопровождении каравана союзников в Баренцевом море, экипаж: летчик старший лейтенант Сучков Анатолий Николаевич и стрелок-бомбардир Корнилов в воздушном бою огнем пулеметов и РС (реактивные снаряды) сбили самолет противника Ю-88 (Юнкерс). Огнем противника был ранен в ногу, в кабине начался пожар. Михаил Георгиевич потушил пожар и перевязал рану летчику. От потери крови летчик потерял сознание. Михаила Георгиевича взял управление на себя и привел самолет на аэродром.
Приказом от 22 сентября 1942г. старший лейтенант Корнилов был награжден вторым орденом Красного Знамени.
26 февраля 1943г. в экипаже старшего лейтенанта Костюк Семена Евлампиевича, прикрывая транспорт союзников, вступил в бой с самолетом Ю-88. «Юнкерс» был подбит, с дымящимся правым мотором скрылся в облаках.
В июле 1943г. полк вошел в состав 14 смешанной авиадивизии Северного флота.
13 июля 1943г. экипаж: заместитель командира 1 авиаэскадрильи старший лейтенант Костюк Семен Евлампиевич, штурман звена старший лейтенант Корнилов Михаил Георгиевич- не вернулся с боевого задания.
Воспоминания
Бойко В.С., Веревкин И.П. Испытание воли. - Архангельск: Сев.-Зап. книжное изд-во, 1973.
13.07.1942 г. уцeцелевшие суда разгромленного конвоя PQ-17 собрались у берегов Новой Земли. Начался организованный перевод их в Архангельск. Под воздушное прикрытие 95 иап СФ взял суда севернее острова Колгуев. У входа в горло Белого моря пролегал наиболее опасный участок проводки. Однако до самого Архангельска эта группа кораблей прошла без потерь, хотя активность противника с воздуха не ослабевала. Ей противостояли решительность и мужество североморцев.
На траверзе мыса Канин Нос патрулировавший над конвоем ведущий четверки Пе-3 капитан К.В.Володин заметил выход в атаку группы Ju-88. Оставив над конвоем пару ст. лейтенанта А.Н.Сучкова, он со своим ведомым мл. лейтенантом А.С.Рудаковым пошел на сближение с "Юнкерсами". Залпами реактивных снарядов, пулеметными очередями они сбили по одному Ju-88. Остальные начали уходить. Обстреляв уходящие самолеты, пара "Петляковых" подожгла еще два "Юнкерса".
Возвратившись к кораблям, экипажи стали участниками жаркого воздушного боя, который вела оставшаяся пара с группой "Юнкерсов". В первой же атаке Сучков поджег немецкий бомбардировщик реактивными снарядами, а затем добил его пулеметными очередями. Горящий самолет упал в море. Его ведомый повредил второй бомбардировщик, который не замедлил скрыться в облаках.
Ст. лейтенант Сучков бросил свой истребитель на перехват ближайшей группы бомбардировщиков. Те, преждевременно освободившись от бомб, ушли в облака.
В шестой атаке Сучков обнаружил, что кончились боеприпасы. Но, продолжая сближаться с новой группой "Юнкерсов", вынудил их отвернуть с боевого курса. При развороте стрелки-радисты немецких самолетов открыли интенсивный огонь по истребителю Сучкова. Но и штурман экипажа Сучкова М.Г.Корнилов не остался в долгу и прошил один из бомбардировщиков очередью из турельного пулемета.
В этой дуэли А.Н.Сучков был ранен в ногу. В кабине запахло гарью. Михаил Корнилов пришел на помощь летчику. Осторожно снял его руки с рычагов управления, вывел самолет в устойчивый режим полета. Прошли секунды, но кабина успела наполниться едким дымом. Штурман увидел, что горят сигнальные ракеты. Он открыл створку кабины и, продолжая управлять одной рукой, второй выбросил ракеты за борт, получив при этом ожоги. Буквально под крылом самолета ракеты рассыпались разноцветным фейерверком. Ликвидировав пожар в кабине, Корнилов кое-как перевязал Сучкову простреленную ногу. Когда летчик, потеряв сознание, перестал управлять самолетом, штурман заменил его. Вскоре Сучков очнулся и подсказывал Корнилову, что и как делать. Так они благополучно добрались до места базирования и произвели посадку.