Анатолий
Харитонович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился в 1920 году в селе Золотухино Курской области. С детства, как большинство советских мальчишек, он мечтал о небе. И после окончания школы он поехал поступать в Харьковское Высшее Авиационное Училище, которое успешно закончил, и продолжил службу в ВВС СССР.
Когда началась война, то, он, не раздумывая, отправился на фронт. Прошел всю войну, воевал на Брянском, 2-ом Прибалтийском и на Ленинградских фронтах. По словам журналиста из газеты "Советская авиация": "…. меткость и точность боевых ударов штурмана Корнева и его боевых друзей из полка враг испытал на своей шкуре. Передний край противника, аэродромы, железнодорожные станции, склады, штабы бомбил Анатолий Корнев. 187 боевых вылетов совершил он за годы войны. Орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и несколькими медалями отметила Родина его боевые подвиги. А когда кончилась война, когда над рейхстагом в Берлине было водружено алое знамя победы, штурман ночного бомбардировщика Анатолий Корнев стал летать на военно-транспортном самолете".
Много мужества и мастерства требовали полеты от военного штурмана первого класса Корнева и в послевоенное время. Взять хотя бы вот такой случай, который также приводят в качестве примера все в той же газете "Советская авиация":
"…..это было в начале 1954 года. Экипаж, где штурманом Анатолий Корнев, был срочно вызван в штаб, к командиру части.
- Сводку метеорологической станции просто читать не хочется, - полковник тяжело опустил большую ладонь на бланк. – Но лететь надо: люди ждут этот груз. Очень ждут. Понимаете? – Я решил поручить это ответственное задание Вам. Знаю: будет нелегко. Но мы коммунисты, и не нам искать легких дел.
И вот самолет в воздухе. Взлет пришлось производить в снегопад. А когда большая стрелка высотомера подошла к отметке 200 метров, машина окунулась в плотную массу облаков. С этой минуты штурман ни разу не видел земли. Так ночью, в облаках и вели авиаторы тяжело нагруженный самолет к цели. И, пожалуй, об этом не стоило бы вспоминать – трудных полетов у штурмана Корнева было немало. Но в этом полете случилось то, чего никак не мог предвидеть даже такой первоклассный специалист.
До аэродрома посадки осталось несколько десятков минут полета, когда летчик перевел машину в режим снижения.
Анатолий Харитонович в это время наблюдал за показаниями радиокомпаса. И вдруг он заметил, что стрелка стала отклоняться влево.
"Что такое?" – недоуменно подумал офицер. Однако, прослушав позывные, он понял, в чем дело. Оказалось, что на частоте, очень близкой к частоте приводной станции аэродрома посадки, заработала мощная широковещательная радиостанция.
" Выйти к аэродрому можно только по приводной радиостанции, - молнией проносились мысли. – Магнитным компасом воспользоваться нельзя. Астронавигация не поможет, самолет идет в сплошной облачности. Визуально аэродром не найдешь. Даже если там зажгут все проекторы – их все равное не увидишь в таком снегопаде! Как же найти аэродром?".
- Радиокомпас уводит нас в сторону, - доложил Корнев командиру экипажа. – Мощная широковещательная станция совершенно забивает "привод".
Летчик мгновенно понял всю сложность положения, в которое попал экипаж.
- Если не найдем выхода, не выполним задание. Надо быстро принимать меры, - и командир постучал пальцем по шкале указателя бензина.
- А что, если сделать так……. – и Анатолий Харитонович торопливо высказал командиру свои соображения……
- Ну, конечно, - радостно согласился летчик, облегченно вздохнув. – Просто, а сразу не и не додумаешься…
Через несколько секунд из-под ключа бортового радиста старшины Сунникова летела в эфир радиограмма. Она была предельно лаконичной: экипаж просил приводную станцию аэродрома немедленно изменить частоту на 20 миллигерц.
В сплошном снежном вихре самолет совершил посадку. Он приземлился на несколько минут позже расчетного времени. Если перевести эти минуты на расход бензина двигателями, то его, пожалуй, не хватит, чтобы сделать "коробочку" над аэродромом. Но от штурмана они потребовали большой выдержки и смекалки. И когда, наконец, Корнев увидел в окно кабины убегающие за приземлившийся самолет огни посадочной полосы, он даже забыл произнести свою привычную фразу: "Вот мы и дома"….
О послевоенных годах сохранилось мало информации, известен, правда, факт, что однажды Анатолию Харитоновичу пришлось сопровождать самолет с Мао Цзэдуном.
Свою жену, Надежду, встретил он еще на фронте. Надежда Кожевникова была красавицей. На фронт отправилась, прибавив себе один год, чтобы взяли без вопросов, и, отучившись на радистку, провела всю войну при аэродромах. Встретились они впервые в 1943 году. Анатолий влюбился без памяти в эту черноволосую красавицу и предложил жениться сразу же после окончания войны, о чем свидетельствует фотография с надписью: "помни нашу встречу и наш уговор". Но после окончания войны красавица уехала в Узбекистан учиться на стоматолога. И только в 1951 году Анатолий уговорил Надежду пожениться, и молодая семья переехала в Тулу, где в 1952 году у них родилась дочка, которую назвали Любовь.
Анатолий Корнев умер в 1965 году от инфаркта. 45 лет – не так уж и много было отмерено этому смелому штурману. Но память о нем навсегда останется в сердцах его потомков.
Боевой путь
Когда началась война, то, он, не раздумывая, отправился на фронт. Прошел всю войну, воевал на Брянском, 2-ом Прибалтийском и на Ленинградских фронтах. По словам журналиста из газеты "Советская авиация": "…. меткость и точность боевых ударов штурмана Корнева и его боевых друзей из полка враг испытал на своей шкуре. Передний край противника, аэродромы, железнодорожные станции, склады, штабы бомбил Анатолий Корнев. 187 боевых вылетов совершил он за годы войны. Орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и несколькими медалями отметила Родина его боевые подвиги. А когда кончилась война, когда над рейхстагом в Берлине было водружено алое знамя победы, штурман ночного бомбардировщика Анатолий Корнев стал летать на военно-транспортном самолете".
Воспоминания
дочка
Папа был добрым, мягким человеком, много курил и был душой компанией, всегда был готов всем помочь, его многочисленные родственники очень его любили