Кaнукоев Назир Титуевич
Кaнукоев
Назир
Титуевич
Полковник / Летчик-истребитель
10.05.1916 - 30.10.1975

История солдата

Начало жизненного пути Героя Советского Союза Назира Титуевича Конукоева напоминает биографии многих его сверстников. Родился в 1918 году в семье крестьянина-бедняка Титу Хамитовича Конукоева в селении Лечинкай Чегемского района. Было у Назира четыре брата и пять сестер. Большая трудовая семья.

После окончания сельской школы Назир Конукоев поступает в Котляревский зоологический техникум. Здесь юноша увлекается спортом. Осенью 1934 года на первой колхозно-совхозной спартакиаде республики, посвященной награждению Кабардино-Балкарии орденом Ленина, Назир Конукоев занимает второе место по прыжкам в высоту.

Окончить техникум Назиру не удалось. Помешала болезнь. После излечения работал в родном колхозе «Первый шаг» секретарем комитета комсомольской организации.

Но с детских лет мечтою Назира была служба в Красной Армии, защита с оружием в руках первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, охрана его священных рубежей. Однако когда он обратился в военный комиссариат с просьбой направить его в военное училище, ему отказали. Молод еще. Тогда Конукоев достает где-то справку о возрасте, прибавив себе недостающие два года. Так в возрасте семнадцати лет Назиру Конукоеву удалось поступить в Орджоникидзевское военное училище. Военной науке он учился вместе со своими земляками Фазладином Кашоковым, Умаром Аброковым и другими.

После окончания первого курса Орджоникидзевского пехотного училища Конукоев, по его просьбе, был переведен на кавалерийское отделение Тбилисского объединенного военного училища, в стенах которого он встретился и учился со своими земляками Мулидом Бекуловым, Ибрагимом Мусукаевым, Кубати Кульбаевым

В июне 1938 года, на «отлично» окончив Тбилисское военное училище, получив звание лейтенанта и государственную Ворошиловскую премию, Конукоев был направлен в Белорусский военный округ на должность командира кавалерийского взвода.

Принципиальный и исполнительный офицер, Конукоев своими знаниями, честностью и прямотой завоевал уважение и доверие бойцов и командиров и вскоре был переведен в полковую школу обучать курсантов. Но не прошло и трех месяцев, как Назир Титуевич снова получил повышение: он был назначен помощником начальника штаба полка по разведке.

Сентябрь 1939 года. По приказу Советского правительства Красная Армия перешла советско-польскую границу, чтобы освободить братские народы Западной Украины и Западной Белоруссии и воссоединить их со своей Родиной. На рассвете 17 сентября 1939 года кавалерийский полк, в котором служил Конукоев, пересек границу в районе местечка Рубежевич. Здесь, на самой границе, Конукоев получил первое боевое крещение: он обеспечил разведку путей перехода через границу и провел через них эскадроны полка. За отличное выполнение боевых заданий командования в этот период лейтенант Конукоев был награжден почетным оружием.

В мае 1941 года по особому набору Генерального штаба Красной Армии Конукоев был направлен в Военно-Воздушные Силы и принят в Краснодарскую военно-авиационную школу. Вместе со своими новыми товарищами Назир Титуе- вич начал изучать летное дело и авиационную технику. Но не прошло и месяца, как 22 июня на рассвете началась Великая Отечественная война.

Назир Конукоев и его друзья рвутся на фронт, где решается судьба Родины. Они требуют, просят, умоляют, пишут рапорты. Но неизменно получают один и тот-же ответ: стране, фронту нужны квалифицированные летчики, и они обязаны учиться. И Назир Конукоев учится, учится упорно, настойчиво, терпеливо. В сентябре 1941 года он закончил на «отлично» школу первоначального обучения и в числе сорока лучших выпускников был направлен в Ульяновское военно-авиационное училище для дальнейшего продолжения учебы.

Учиться в военных условиях, когда на фронтах происходили кровопролитные оборонительные бои, было трудно. Приходилось напрягать все силы, чтобы четырехгодичную программу освоить в сокращенные сроки, в совершенстве овладеть летным мастерством, изучить материальную часть новейших истребителей ЯК-1 и ЯК-7. В стенах училища осуществилась заветная мечта Назира Титуевича — его приняли в ряды ленинской Коммунистической партии.

Но и после окончания училища Конукоев попал на фронт не сразу, а лишь после того, как окончил шестимесячные курсы командиров звена в городе Тамбове.

В августе 1943 года вместе с Александром Ивановым, Михаилом Пивоваровым (впоследствии Героем Советского Союза) и другими однокурсниками Назир Конукоев прибыл в 402-й гвардейский авиационно-истребительный полк. Началась фронтовая жизнь. А первый боевой вылет лейтенанта Конукоева состоялся 1 сентября 1943 года — в день, когда трудящиеся Кабардино-Балкарии, недавно освобожденной от оккупантов, отмечали XXII годовщину своей советской государственности.

На высоте 2000 метров вместе со своими боевыми друзьями Конукоев совершал облет фронтовой полосы в районе города Новошахтинска Ростовской области. Он отчетливо видел бой, который шел внизу: черные столбы дыма и пыли от разрывов снарядов и мин. Неожиданно шестерка наших истребителей встретилась с вражескими «мессершмиттами». Завязалась воздушная схватка, в которой было сбито два фашистских стервятника. В этом бою Конукоев прикрывал своих товарищей, закаленных в воздушных битвах советских летчиков.

Через месяц на боевом счету Конукоева числилось 32 боевых вылета и 6 воздушных боев. Кроме того, будучи ведомым, в паре Конукоев сбил три самолета противника. Грудь летчика-истребителя украсил орден Красной Звезды.

Первый немецкий самолет лично Конукоев сбил в ноябре 1943 года над Сивашом. Тогда он в паре с Александром Ивановым прикрывал переправу через Сиваш. Необходимо было надежно защитить от налетов вражеской авиации единственную дорогу, которая снабжала наши войска, занявшие плацдарм восточнее Перекопа, людьми, техникой, боеприпасами и продовольствием. А фашисты всеми силами пытались уничтожить переправу.

Конукоев надолго запомнил тот пасмурный осенний день, когда он вместе с Ивановым патрулировал над переправой. Не успели они сделать и одного круга, как Назир увидел фашистский самолет-разведчик «фокке-вульф-189», прозванный на фронте «рамой». Сфотографировав переправу и разведав ее зенитную оборону, а также движение наших войск по единственной дороге, фашистский воздушный шпион пытался незаметно улизнуть на свой аэродром. Тут-то его и увидел Конукоев и внезапно атаковал. Короткая пулеметная очередь — и «рама», оставляя за собой черный шлейф дыма, рухнула в мутные воды Сиваша.

Радость первой победы окрылила отважного летчика и каждая новая схватка с фашистскими самолетами, каждый проведенный бой приносили ему новые боевые успехи. Он приобретал опыт, вырабатывал свой почерк ведения воздушного боя. Все более точно и смело стал штурмовать вражеские позиции и аэродромы, доставлял ценные разведывательные данные о противнике. А однажды, возвращаясь после выполнения очередного боевого задания, Конукоев заметил подходящий к станции Воинка вражеский эшелон с техникой и людьми. Выводя свой самолет в пике, с высоты ста метров он обрушился пушечным и пулеметным огнем на эшелон и поджег его.

25 февраля 1944 года Назир Конукоев с ведомым Александром Ивановым вылетели на свободную охоту в район переправы через Сиваш. Летчики уже собирались возвратиться на свой аэродром, когда встретились в воздухе с двенадцатью бомбардировщиками «юнкерс-87», прикрываемыми четырьмя «мессершмиттами». Немецкие самолеты боевым строем шли к переправе. Нельзя было терять ни минуты. Конукоев по радио доложил командованию о появлении группы вражеских бомбардировщиков, и, несмотря на огромное численное превосходство немцев, два наших истребителя стремительно ринулись в атаку и врезались в самую гущу немецких самолетов. Это было настолько неожиданно и дерзко, что вражеские летчики растерялись, и беспорядочно сбросив бомбы на головы своих же солдат, поспешно повернули назад. Завязался ожесточенный воздушный бой, в котором Конукоев сбил два бомбардировщика «юнкерс-87», а его напарник Александр Иванов - один самолет врага. Однако дальше преследовать врага становилось опасным: четыре фашистских истребителя попытались зажать в «клещи» Александра Иванова. Назир немедленно поспешил на выручку своему боевому другу. Не подоспей он вовремя, исход боя для Иванова мог стать трагическим. Стремительная атака Конукоева сзади и отсекающий огонь нашей зенитной артиллерии обратили в бегство фашистские самолеты.

Расстреляв все боеприпасы, с пробоинами на крыльях и фюзеляжах, отважные летчики с победой вернулись на свой аэродром.

Прошло два месяца. Наши войска вели бои на Крымском полуострове. Возвращаясь 29 апреля 1944 года с разведки, Назир Конукоев в районе Балаклавы один вступил в бой с шестью самолетами «фокке-вульф-190», прикрываемыми двумя «М-109». На глазах своих товарищей, слыша одобряющий голос командира корпуса генерал-лейтенанта авиации дважды Героя Советского Союза Евгения Яковлевича Савицкого, в этом неравном бою Назир сбил ведущий самолет противника. Остальные гитлеровские бомбардировщики рассыпались в разные стороны, неприцельно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром. Не приняли боя и немецкие истребители сопровождения. У Конукоева кончалось горючее, и он вынужден был вернуться на базу.

1 мая 1944 года четыре наших истребителя получили задание штурмовать последний аэродром противника в Крыму, расположенный на мысе Херсонес. Полет провели на малой высоте и большой скорости. Это позволило незаметно подойти к цели и успешно атаковать вражеский аэродром. У Конукоева оставались боеприпасы, и он решил еще раз спикировать на аэродром. Но в момент выхода в пике самолет Конукоева внезапно атаковали два «М-109». Назиру удалось удачно сманеврировать, избежать повреждений и самому перейти в атаку. Задымил и скрылся внизу один из двух «мессершмиттов», подбитый метким огнем советского аса. И сразу же Конукоев стал преследовать второго немецкого летчика, обратившегося в бегство.

В это время в хвост его машины зашли два немецких истребителя. Одновременно самолет Назира Титуевича потряс сильный удар. Машину стало «лихорадить»  - бросать из стороны в сторону. Назир понял, что самолет подбит и спастись можно, только обманув врага. Он бросил машину в «штопор». Гитлеровские летчики, решив, что советский самолет сбит, повернули на обратный курс. Между тем у самой земли, ценой громадного напряжения, Конукоеву удалось выровнять машину и «дотянуть» до своих. Видавшие виды боевые друзья Назира удивлялись, как он мог добраться до аэродрома на машине, у которой на фюзеляже зияла пробоина диаметром больше метра, ножное управление разрушено, мотор и винт повреждены в трех местах, радиатор целиком сорван.

Минуло еще два месяца. 29 июня 1944 года Назир Титуевич вылетел из района Витебска на разведку в окрестности Минска. Перед летчиком стояла задача: произвести визуальную и фотографическую разведку Минска, шоссейной и железной дорог от Минска до Орши. Задание было выполнено. Но, возвращаясь на свой аэродром, Конукоев встретил между Борисовом и Оршей четыре «фокке-вульфа-190». Фашисты летели спокойно, не предполагая, что в таком отдаленном тыловом районе встретят советский истребитель. И поэтому самолет Конукоева свалился на немцев настолько неожиданно, что в первой же стремительной атаке ему стремительной атаке ему удалось сбить головной самолет врага. Остальные рассыпались. Но опомнившись и увидев, что перед ними лишь один советский истребитель, фашисты стали теснить его. Когда самолет Конукоева выходил из атаки, от перегрузки одна нога шасси сорвалась с замка и вывалилась. Скорость резко упала. Положение стало критическим. Но отважный советский летчик нашел выход. Он пошел на хитрость: нырнул в облака, развернул машину по направлению немецкого тыла. Некоторое время он так и летел вглубь вражеской территории, а потом взял курс на свой аэродром.

Назир Конукоев принадлежит к числу тех советских летчиков, которые искали встречи с врагом и побеждали его. Так случилось и на этот раз. Со своим напарником младшим лейтенантом Шульгиновым Назир Титуевич получил задание: прикрывать наши наземные войска. Не встретив самолетов противника на месте патрулирования, он взял курс на аэродром Штраусберг. Над ним в воздухе собралось до тридцати «юнкерсов-87» и «фокке-вульфов-190». Конукоев молниеносно пошел в атаку на головной самолет врага и сбил его. Это было 18 апреля 1945 года.

А то, что случилось через шесть дней, Конукоев запомнил на всю жизнь. И на этот раз его выручили мастерство и хладнокровие.

24 апреля 1945 года, за 15 дней до окончания войны, старший лейтенант Конукоев получил специальное задание командования: произвести аэрофотосъемку крупнейшего аэродрома «Темпельгоф» в Берлине. Чтобы добраться до цели, нужно было миновать зону зенитного заградительного огня. Поэтому Конукоева строго предупредили пролететь над Берлином только один раз и с включенной для съемки аппаратурой. В тот день стояла ясная солнечная погода. Но, тем не менее, ему пришлось пользоваться приборами: Берлин был плотно закрыт дымом пожарищ. Дым поднимался до двух тысяч метров, а Конукоев летел на высоте тысячи двухсот, строго выдерживая скорость и направление. Под сильным огнем зенитных пушек и пулеметов он один раз прошел по заданному маршруту, но, усомнившись, удачно ли провел съемку, решил сделать второй заход. На обратном пути, над самым Берлином, зенитный снаряд попал в самолет Конукоева, отказал мотор. Назир Титуевич стал планировать на восток, в сторону своего аэродрома. Но над пригородом Берлина - Хопегартеном машина стала катастрофически терять высоту. До земли оставалось 150 метров, когда Конукоев заметил ровную поляну. Самолет посадил «на брюхо». Во время посадки ударился головой о прицел и потерял сознание. Выручили его наши войска, которые только что заняли Хопегартен.

Не прошло и трех дней, как Назир Титуевич с перевязанной головой, но полный энергии и решимости, снова вылетел на выполнение боевого задания.

В наградном листе, подписанном командиром 43-го истребительного авиационного Севастопольского Краснознаменного ордена Кутузова полка, гвардии полковник Левитин писал: «Отличный летчик-истребитель, товарищ Конукоев проявил себя как мастер разведки: 47 раз летал в тыл к фашистам, просматривая дороги, мосты и технику противника... Как воздушный боец-истребитель, ищет противника, а вступив в бой, умеет побеждать».

Старший лейтенант Конукоев действительно умел побеждать. За два неполных года боев с гитлеровцами на Южном, 4-м Украинском, 1 и 3-м Белорусских фронтах Н. Т. Конукоев совершил на самолетах ЯК-1 и ЯК-9 246 боевых вылетов, в том числе на прикрытие наших наземных войск и объектов — 101 вылет, на сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков — 42, на свободную охоту — 16, на штурмовку войск и боевой техники противника — 42 вылета. Провел 65 воздушных боев, в том числе 13 индивидуальных. Лично сбил 15, в группах - 8 самолетов противника. Кроме того, во время штурмовки немецко-фа- шистских аэродромов участвовал в уничтожении 15 вражеских самолетов.

Советское правительство высоко оценило подвиг Н. Т. Конукоева: он был награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и пятью медалями. А в день празднования двадцатилетия победы советского народа над гитлеровской Германией подполковник запаса Конукоев удостоился самой высокой награды: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими фашистами и проявленные при этом отвагу и мужество ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны подполковник Конукоев служил в составе советских войск в Германии. Он передавал свой богатый опыт молодым летчикам. Одновременно повышал свою квалификацию, осваивал различные типы реактивных истребителей и бомбардировщиков.

Летчик-универсал летал на 22 типах самолетов. В 1952 году ему было присвоено звание «Военный летчик I класса», а в следующем году он окончил Высшие летно-тактические курсы в городе Липецке. В 1954 году по состоянию здоровья уволился в запас и вернулся в родную Кабардино-Балкарию.

Конукоев Назир Титуевич умер 30 октября 1975 года, но память о нем хранится в родной республике. Он увековечен бронзовым бюстом в родном селе Лечинкай. Его именем названа улица в г.Нальчике и центральная улица в родном селе. В честь 40-летия Победы в ВОВ одна из вершин Кавказского Хребта была названа именем Назира Конукоева. На доме, в котором жил Конукоев Назир, установлена мемориальная доска.   

Регион Республика Кабардино-Балкария
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Нальчик
Воинская специальность Летчик-истребитель
Место рождения с.Лечинкай Чегемского р-на КБАССР
Годы службы 1935 1954
Дата рождения 10.05.1916
Дата смерти 30.10.1975

Боевой путь

Боевое подразделение 402-й истребительный авиаполк, 43-й истребительный авиаполк
Завершение боевого пути Германия
Принимал участие На Южном, 4-м Украинском, 1 и 3-м Белорусских фронтах

Награды

Медаль "За Победу над Германией", указ ПВС СССР от 09.05.1945

Медаль "За Победу над Германией", указ ПВС СССР от 09.05.1945

Медаль "За освобождение Варшавы", указ ПВС СССР от 09.06.1945

Медаль "За освобождение Варшавы", указ ПВС СССР от 09.06.1945

Медаль "За взятие Берлина", указ ПВС СССР от 09.06.1945

Медаль "За взятие Берлина", указ ПВС СССР от 09.06.1945

Золотая звезда Геря Советского Союза, указ ПВС СССР от 06.05.1965

Золотая звезда Геря Советского Союза, указ ПВС СССР от 06.05.1965

Орден Красной Звезды, приказ от 24.10.1943

Орден Красной Звезды, приказ от 24.10.1943

Орден Красного Знамени, приказ от 23.02.1944

Орден Красного Знамени, приказ от 23.02.1944

Орден Красного Знамени, приказ от 29.06.1945

Орден Красного Знамени, приказ от 29.06.1945

Медаль "За боевые заслуги", указ ПВС СССР  от 06.05.1946

Медаль "За боевые заслуги", указ ПВС СССР от 06.05.1946

Орден Красной Звезды, указ ПВС СССР от 17.05.1951

Орден Красной Звезды, указ ПВС СССР от 17.05.1951

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: