![Кaнукоев Назир Титуевич](https://cdn.moypolk.ru/static/resize/w390/soldiers/photo/2020/05/09/52fded18c5ca5c95b351b56bd2ee03d3.png)
Назир
Титуевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Начало жизненного пути Героя Советского Союза Назира Титуевича Конукоева напоминает биографии многих его сверстников. Родился в 1918 году в семье крестьянина-бедняка Титу Хамитовича Конукоева в селении Лечинкай Чегемского района. Было у Назира четыре брата и пять сестер. Большая трудовая семья.
После окончания сельской школы Назир Конукоев поступает в Котляревский зоологический техникум. Здесь юноша увлекается спортом. Осенью 1934 года на первой колхозно-совхозной спартакиаде республики, посвященной награждению Кабардино-Балкарии орденом Ленина, Назир Конукоев занимает второе место по прыжкам в высоту.
Окончить техникум Назиру не удалось. Помешала болезнь. После излечения работал в родном колхозе «Первый шаг» секретарем комитета комсомольской организации.
Но с детских лет мечтою Назира была служба в Красной Армии, защита с оружием в руках первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, охрана его священных рубежей. Однако когда он обратился в военный комиссариат с просьбой направить его в военное училище, ему отказали. Молод еще. Тогда Конукоев достает где-то справку о возрасте, прибавив себе недостающие два года. Так в возрасте семнадцати лет Назиру Конукоеву удалось поступить в Орджоникидзевское военное училище. Военной науке он учился вместе со своими земляками Фазладином Кашоковым, Умаром Аброковым и другими.
После окончания первого курса Орджоникидзевского пехотного училища Конукоев, по его просьбе, был переведен на кавалерийское отделение Тбилисского объединенного военного училища, в стенах которого он встретился и учился со своими земляками Мулидом Бекуловым, Ибрагимом Мусукаевым, Кубати Кульбаевым
В июне 1938 года, на «отлично» окончив Тбилисское военное училище, получив звание лейтенанта и государственную Ворошиловскую премию, Конукоев был направлен в Белорусский военный округ на должность командира кавалерийского взвода.
Принципиальный и исполнительный офицер, Конукоев своими знаниями, честностью и прямотой завоевал уважение и доверие бойцов и командиров и вскоре был переведен в полковую школу обучать курсантов. Но не прошло и трех месяцев, как Назир Титуевич снова получил повышение: он был назначен помощником начальника штаба полка по разведке.
Сентябрь 1939 года. По приказу Советского правительства Красная Армия перешла советско-польскую границу, чтобы освободить братские народы Западной Украины и Западной Белоруссии и воссоединить их со своей Родиной. На рассвете 17 сентября 1939 года кавалерийский полк, в котором служил Конукоев, пересек границу в районе местечка Рубежевич. Здесь, на самой границе, Конукоев получил первое боевое крещение: он обеспечил разведку путей перехода через границу и провел через них эскадроны полка. За отличное выполнение боевых заданий командования в этот период лейтенант Конукоев был награжден почетным оружием.
В мае 1941 года по особому набору Генерального штаба Красной Армии Конукоев был направлен в Военно-Воздушные Силы и принят в Краснодарскую военно-авиационную школу. Вместе со своими новыми товарищами Назир Титуе- вич начал изучать летное дело и авиационную технику. Но не прошло и месяца, как 22 июня на рассвете началась Великая Отечественная война.
Назир Конукоев и его друзья рвутся на фронт, где решается судьба Родины. Они требуют, просят, умоляют, пишут рапорты. Но неизменно получают один и тот-же ответ: стране, фронту нужны квалифицированные летчики, и они обязаны учиться. И Назир Конукоев учится, учится упорно, настойчиво, терпеливо. В сентябре 1941 года он закончил на «отлично» школу первоначального обучения и в числе сорока лучших выпускников был направлен в Ульяновское военно-авиационное училище для дальнейшего продолжения учебы.
Учиться в военных условиях, когда на фронтах происходили кровопролитные оборонительные бои, было трудно. Приходилось напрягать все силы, чтобы четырехгодичную программу освоить в сокращенные сроки, в совершенстве овладеть летным мастерством, изучить материальную часть новейших истребителей ЯК-1 и ЯК-7. В стенах училища осуществилась заветная мечта Назира Титуевича — его приняли в ряды ленинской Коммунистической партии.
Но и после окончания училища Конукоев попал на фронт не сразу, а лишь после того, как окончил шестимесячные курсы командиров звена в городе Тамбове.
В августе 1943 года вместе с Александром Ивановым, Михаилом Пивоваровым (впоследствии Героем Советского Союза) и другими однокурсниками Назир Конукоев прибыл в 402-й гвардейский авиационно-истребительный полк. Началась фронтовая жизнь. А первый боевой вылет лейтенанта Конукоева состоялся 1 сентября 1943 года — в день, когда трудящиеся Кабардино-Балкарии, недавно освобожденной от оккупантов, отмечали XXII годовщину своей советской государственности.
На высоте 2000 метров вместе со своими боевыми друзьями Конукоев совершал облет фронтовой полосы в районе города Новошахтинска Ростовской области. Он отчетливо видел бой, который шел внизу: черные столбы дыма и пыли от разрывов снарядов и мин. Неожиданно шестерка наших истребителей встретилась с вражескими «мессершмиттами». Завязалась воздушная схватка, в которой было сбито два фашистских стервятника. В этом бою Конукоев прикрывал своих товарищей, закаленных в воздушных битвах советских летчиков.
Через месяц на боевом счету Конукоева числилось 32 боевых вылета и 6 воздушных боев. Кроме того, будучи ведомым, в паре Конукоев сбил три самолета противника. Грудь летчика-истребителя украсил орден Красной Звезды.
Первый немецкий самолет лично Конукоев сбил в ноябре 1943 года над Сивашом. Тогда он в паре с Александром Ивановым прикрывал переправу через Сиваш. Необходимо было надежно защитить от налетов вражеской авиации единственную дорогу, которая снабжала наши войска, занявшие плацдарм восточнее Перекопа, людьми, техникой, боеприпасами и продовольствием. А фашисты всеми силами пытались уничтожить переправу.
Конукоев надолго запомнил тот пасмурный осенний день, когда он вместе с Ивановым патрулировал над переправой. Не успели они сделать и одного круга, как Назир увидел фашистский самолет-разведчик «фокке-вульф-189», прозванный на фронте «рамой». Сфотографировав переправу и разведав ее зенитную оборону, а также движение наших войск по единственной дороге, фашистский воздушный шпион пытался незаметно улизнуть на свой аэродром. Тут-то его и увидел Конукоев и внезапно атаковал. Короткая пулеметная очередь — и «рама», оставляя за собой черный шлейф дыма, рухнула в мутные воды Сиваша.
Радость первой победы окрылила отважного летчика и каждая новая схватка с фашистскими самолетами, каждый проведенный бой приносили ему новые боевые успехи. Он приобретал опыт, вырабатывал свой почерк ведения воздушного боя. Все более точно и смело стал штурмовать вражеские позиции и аэродромы, доставлял ценные разведывательные данные о противнике. А однажды, возвращаясь после выполнения очередного боевого задания, Конукоев заметил подходящий к станции Воинка вражеский эшелон с техникой и людьми. Выводя свой самолет в пике, с высоты ста метров он обрушился пушечным и пулеметным огнем на эшелон и поджег его.
25 февраля 1944 года Назир Конукоев с ведомым Александром Ивановым вылетели на свободную охоту в район переправы через Сиваш. Летчики уже собирались возвратиться на свой аэродром, когда встретились в воздухе с двенадцатью бомбардировщиками «юнкерс-87», прикрываемыми четырьмя «мессершмиттами». Немецкие самолеты боевым строем шли к переправе. Нельзя было терять ни минуты. Конукоев по радио доложил командованию о появлении группы вражеских бомбардировщиков, и, несмотря на огромное численное превосходство немцев, два наших истребителя стремительно ринулись в атаку и врезались в самую гущу немецких самолетов. Это было настолько неожиданно и дерзко, что вражеские летчики растерялись, и беспорядочно сбросив бомбы на головы своих же солдат, поспешно повернули назад. Завязался ожесточенный воздушный бой, в котором Конукоев сбил два бомбардировщика «юнкерс-87», а его напарник Александр Иванов - один самолет врага. Однако дальше преследовать врага становилось опасным: четыре фашистских истребителя попытались зажать в «клещи» Александра Иванова. Назир немедленно поспешил на выручку своему боевому другу. Не подоспей он вовремя, исход боя для Иванова мог стать трагическим. Стремительная атака Конукоева сзади и отсекающий огонь нашей зенитной артиллерии обратили в бегство фашистские самолеты.
Расстреляв все боеприпасы, с пробоинами на крыльях и фюзеляжах, отважные летчики с победой вернулись на свой аэродром.
Прошло два месяца. Наши войска вели бои на Крымском полуострове. Возвращаясь 29 апреля 1944 года с разведки, Назир Конукоев в районе Балаклавы один вступил в бой с шестью самолетами «фокке-вульф-190», прикрываемыми двумя «М-109». На глазах своих товарищей, слыша одобряющий голос командира корпуса генерал-лейтенанта авиации дважды Героя Советского Союза Евгения Яковлевича Савицкого, в этом неравном бою Назир сбил ведущий самолет противника. Остальные гитлеровские бомбардировщики рассыпались в разные стороны, неприцельно сбросили бомбы и ушли на свой аэродром. Не приняли боя и немецкие истребители сопровождения. У Конукоева кончалось горючее, и он вынужден был вернуться на базу.
1 мая 1944 года четыре наших истребителя получили задание штурмовать последний аэродром противника в Крыму, расположенный на мысе Херсонес. Полет провели на малой высоте и большой скорости. Это позволило незаметно подойти к цели и успешно атаковать вражеский аэродром. У Конукоева оставались боеприпасы, и он решил еще раз спикировать на аэродром. Но в момент выхода в пике самолет Конукоева внезапно атаковали два «М-109». Назиру удалось удачно сманеврировать, избежать повреждений и самому перейти в атаку. Задымил и скрылся внизу один из двух «мессершмиттов», подбитый метким огнем советского аса. И сразу же Конукоев стал преследовать второго немецкого летчика, обратившегося в бегство.
В это время в хвост его машины зашли два немецких истребителя. Одновременно самолет Назира Титуевича потряс сильный удар. Машину стало «лихорадить» - бросать из стороны в сторону. Назир понял, что самолет подбит и спастись можно, только обманув врага. Он бросил машину в «штопор». Гитлеровские летчики, решив, что советский самолет сбит, повернули на обратный курс. Между тем у самой земли, ценой громадного напряжения, Конукоеву удалось выровнять машину и «дотянуть» до своих. Видавшие виды боевые друзья Назира удивлялись, как он мог добраться до аэродрома на машине, у которой на фюзеляже зияла пробоина диаметром больше метра, ножное управление разрушено, мотор и винт повреждены в трех местах, радиатор целиком сорван.
Минуло еще два месяца. 29 июня 1944 года Назир Титуевич вылетел из района Витебска на разведку в окрестности Минска. Перед летчиком стояла задача: произвести визуальную и фотографическую разведку Минска, шоссейной и железной дорог от Минска до Орши. Задание было выполнено. Но, возвращаясь на свой аэродром, Конукоев встретил между Борисовом и Оршей четыре «фокке-вульфа-190». Фашисты летели спокойно, не предполагая, что в таком отдаленном тыловом районе встретят советский истребитель. И поэтому самолет Конукоева свалился на немцев настолько неожиданно, что в первой же стремительной атаке ему стремительной атаке ему удалось сбить головной самолет врага. Остальные рассыпались. Но опомнившись и увидев, что перед ними лишь один советский истребитель, фашисты стали теснить его. Когда самолет Конукоева выходил из атаки, от перегрузки одна нога шасси сорвалась с замка и вывалилась. Скорость резко упала. Положение стало критическим. Но отважный советский летчик нашел выход. Он пошел на хитрость: нырнул в облака, развернул машину по направлению немецкого тыла. Некоторое время он так и летел вглубь вражеской территории, а потом взял курс на свой аэродром.
Назир Конукоев принадлежит к числу тех советских летчиков, которые искали встречи с врагом и побеждали его. Так случилось и на этот раз. Со своим напарником младшим лейтенантом Шульгиновым Назир Титуевич получил задание: прикрывать наши наземные войска. Не встретив самолетов противника на месте патрулирования, он взял курс на аэродром Штраусберг. Над ним в воздухе собралось до тридцати «юнкерсов-87» и «фокке-вульфов-190». Конукоев молниеносно пошел в атаку на головной самолет врага и сбил его. Это было 18 апреля 1945 года.
А то, что случилось через шесть дней, Конукоев запомнил на всю жизнь. И на этот раз его выручили мастерство и хладнокровие.
24 апреля 1945 года, за 15 дней до окончания войны, старший лейтенант Конукоев получил специальное задание командования: произвести аэрофотосъемку крупнейшего аэродрома «Темпельгоф» в Берлине. Чтобы добраться до цели, нужно было миновать зону зенитного заградительного огня. Поэтому Конукоева строго предупредили пролететь над Берлином только один раз и с включенной для съемки аппаратурой. В тот день стояла ясная солнечная погода. Но, тем не менее, ему пришлось пользоваться приборами: Берлин был плотно закрыт дымом пожарищ. Дым поднимался до двух тысяч метров, а Конукоев летел на высоте тысячи двухсот, строго выдерживая скорость и направление. Под сильным огнем зенитных пушек и пулеметов он один раз прошел по заданному маршруту, но, усомнившись, удачно ли провел съемку, решил сделать второй заход. На обратном пути, над самым Берлином, зенитный снаряд попал в самолет Конукоева, отказал мотор. Назир Титуевич стал планировать на восток, в сторону своего аэродрома. Но над пригородом Берлина - Хопегартеном машина стала катастрофически терять высоту. До земли оставалось 150 метров, когда Конукоев заметил ровную поляну. Самолет посадил «на брюхо». Во время посадки ударился головой о прицел и потерял сознание. Выручили его наши войска, которые только что заняли Хопегартен.
Не прошло и трех дней, как Назир Титуевич с перевязанной головой, но полный энергии и решимости, снова вылетел на выполнение боевого задания.
В наградном листе, подписанном командиром 43-го истребительного авиационного Севастопольского Краснознаменного ордена Кутузова полка, гвардии полковник Левитин писал: «Отличный летчик-истребитель, товарищ Конукоев проявил себя как мастер разведки: 47 раз летал в тыл к фашистам, просматривая дороги, мосты и технику противника... Как воздушный боец-истребитель, ищет противника, а вступив в бой, умеет побеждать».
Старший лейтенант Конукоев действительно умел побеждать. За два неполных года боев с гитлеровцами на Южном, 4-м Украинском, 1 и 3-м Белорусских фронтах Н. Т. Конукоев совершил на самолетах ЯК-1 и ЯК-9 246 боевых вылетов, в том числе на прикрытие наших наземных войск и объектов — 101 вылет, на сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков — 42, на свободную охоту — 16, на штурмовку войск и боевой техники противника — 42 вылета. Провел 65 воздушных боев, в том числе 13 индивидуальных. Лично сбил 15, в группах - 8 самолетов противника. Кроме того, во время штурмовки немецко-фа- шистских аэродромов участвовал в уничтожении 15 вражеских самолетов.
Советское правительство высоко оценило подвиг Н. Т. Конукоева: он был награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и пятью медалями. А в день празднования двадцатилетия победы советского народа над гитлеровской Германией подполковник запаса Конукоев удостоился самой высокой награды: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими фашистами и проявленные при этом отвагу и мужество ему присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны подполковник Конукоев служил в составе советских войск в Германии. Он передавал свой богатый опыт молодым летчикам. Одновременно повышал свою квалификацию, осваивал различные типы реактивных истребителей и бомбардировщиков.
Летчик-универсал летал на 22 типах самолетов. В 1952 году ему было присвоено звание «Военный летчик I класса», а в следующем году он окончил Высшие летно-тактические курсы в городе Липецке. В 1954 году по состоянию здоровья уволился в запас и вернулся в родную Кабардино-Балкарию.
Конукоев Назир Титуевич умер 30 октября 1975 года, но память о нем хранится в родной республике. Он увековечен бронзовым бюстом в родном селе Лечинкай. Его именем названа улица в г.Нальчике и центральная улица в родном селе. В честь 40-летия Победы в ВОВ одна из вершин Кавказского Хребта была названа именем Назира Конукоева. На доме, в котором жил Конукоев Назир, установлена мемориальная доска.