Коновалов Евгений Александрович
Коновалов
Евгений
Александрович
Старший лейтенант ВМФ / инженер-механик
13.12.1921 - 11.08.2009

История солдата

    Мой отец Коновалов Евгений Александрович родился 13 декабря 1921 года в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Его отец Коновалов Александр Никифорович занимался сельским хозяйством. Мама Коновалова Александра Акимовна воспитывала троих детей: Николая, Евгения (мой отец) и Вениамина. В хозяйстве были лошадь и корова. Поэтому в 1927 году семья, как зажиточная, была репрессирована и выслана в Вологодскую область Тотьменский район, трудовой посёлок Холм. В 15 лет остался один. Все близкие родственники погибли от сталинских репрессий. В Богородске Горьковской области в 1937 году отец окончил 8 классов. Одновременно работал на шорно-седельной фабрике им. К. Маркса. В 1939 году его призвали на Тихоокеанский флот в город Владивосток. С 1941 года отец находился на срочной службе на военном эсминце Ревностный.

    Начало Великой Отечественной войны встретил на своём корабле, участвовал в боях, а также в военно-стратегических охранных действиях в Приморском крае, во Владивостоке, Находке. Отечественная война закончилась, началась война с Японией. Отец продолжал служить на том же эсминце. Имеет награды за участие в Великой Отечественной войне и в войне с Японией: орден Отечественной войны II ст., медали За боевые заслуги, За освобождение Кореи и многие другие. В 1949 году родилась я, отец уволился с военной службы и переехал с семьёй в Саратов. У меня есть два брата.

    Отец окончил вечернюю среднюю школу № 9 (15-я школа). В 1962 году - Саратовский автодорожный институт по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты". Работал на гидролизном заводе инженером, затем преподавал в Саратовском монтажном техникуме. На пенсию ушёл из 43-й школы Заводского района Саратова. Много лет искал своих родственников, о которых в силу возраста ему вначале никто не говорил. Только в 1993-1995 гг. он получил уведомления, что его мама, папа, два брата реабилитированы. Все посмертно. У моего отца трое детей, восемь внуков, двенадцать правнуков. Многие имеют высшее образование, работают, являются достойными членами нашего общества. Отца не стало 11 августа 2009 года. Но память о нём сохраняется в его детях, внуках, правнуках.

Регион Саратовская область
Воинское звание Старший лейтенант ВМФ
Населенный пункт: Саратов
Воинская специальность инженер-механик
Место рождения с. Алексеевка Базарно-Карабулакский р-н Саратовская обл.
Годы службы 1939-1949
Дата рождения 13.12.1921
Дата смерти 11.08.2009

Боевой путь

Место призыва Горький
Дата призыва 1939
Боевое подразделение Командир БЧ-3

В 1939 году Коновалова Евгения Александровича (родился 13 декабря 1921 г. в с. Алексеевка, Базарно-Крабулакского района Саратовской области) призвали на Тихоокеанский флот в город Владивосток. С 1941 года отец находился на срочной службе на военном эсминце "Ревностный". Начало Великой Отечественной войны встретил на своём корабле, участвовал в боях, а также в военно-стратегических охранных действиях в Приморском крае, во Владивостоке, Находке. Отечественная война закончилась, началась война с Японией. Отец продолжал служить на том же эсминце. Имеет награды за участие а Великой Отечественной войне и в войне с Японие, орден Отечественной войны II ст., медали За боевые заслуги, За освобождение Кореи и многие другие. Умер Коновалов Е. А. 11 августа 2009 года.

Воспоминания

Пинюгина Надежда, 3 «г» класс, 34-я школа»

«Я хорошо помню моего прадедушку Коновалова Евгения Александровича. В годы войны он служил на Тихоокеанском флоте, участвовал в сражениях за нашу Родину, имеет много наград.



В мирные годы он работал преподавателем в монтажном техникуме. Совсем недавно, когда я ходила в детский сад, часто бывала у него в гостях. Он называл меня крохой, а я обижалась. Теперь я вспоминаю его и понимаю, что он так называл меня, потому что был добрым. Недавно моей бабушке позвонили из военкомата и сказали, что деда 60 лет ищут для того, чтобы вручить ещё одну награду - медаль «За боевые заслуги», которая присуждена ему еще в 1950 году. Призывали его в Армию из Горьковской области, поэтому не знали, где он будет жить после войны. Вручили медаль моей бабушке с огромным букетом красных гвоздик. Саратовский поэт Игорь Шведов посвятил моему прадеду стихотворение.



Моряк - геройский человек



Моряк - геройский человек!
С волною бьётся штормовою.
Красив и славен его век,
Как след, бурлящий за кормою.



Душа, как песня над волной,
Летит до края горизонта
И спорит дерзостью с мечтой,
Давая фору ей охотно.



И рифы с пеной на клыках,
Напрасно хищно скалят пасти.
Бог носит флотских на руках,
Оберегая от напастей.



Но, если, всё ж с пучиной вод
Свиданье будет роковое,
К Нептуну в царство он войдёт
С поднятой гордо головою.



На могиле деда стоит белый мраморный памятник с портретом. Дед там, как живой - родной и добрый. Развевается георгиевская ленточка.



Мы помним и любим тебя, морской офицер дедушка Женя!

Из воспоминаний Коновалова Е.А.

Репрессии. Как это было?



Ноябрь. 1927 год.
По этапу было отправлено много семей. Белоруссия, Польша, Саратовская область, Астраханская область, всего человек триста с детьми и стариками. Вначале везли в товарных вагонах. Потом караван из телег медленно продвигался к месту поселения, на север.
Вологодская область приняла неприветливо - Тотьма была заснеженной и морозной. Несколько семей – по одной на каждую телегу, сопровождаемые вооруженными красноармейцами, выгрузили свой нехитрый скарб и детей прямо в поле. Телеги были нужны новым хозяевам жизни.
Наскоро вырытые землянки помогли спрятаться от проникающего сквозь скудную одежду ветра. Прижимаясь, люди пытались согреть маленькие детские тела, помещенные в середину. Мой младший брат Веня, которому было 4 года, был похоронен ещё в Алексеевке, по дороге в товарном вагоне, которым нас перевозили из Саратовской области умерла бабушка Коновалова Надежда Антиповна. Ничто здесь не напоминало наши вольготные места, где большая усадьба, окруженная садом, давала раздолье детским играм.
Кладбище, на следующий день принявшее первых замороженных покойников, пополнялось регулярно. Вскоре мы привыкли к похоронам, как к обычной работе. Некогда было оплакивать погибших, нужно было обустраиваться в новой жизни.
В ближайшем лесу напилили деревьев, построили длинный барак, в котором на одном большом топчане спала одна семья. Семьи отделялись занавесками. Мужчины ежедневно ходили на работы по заготовке леса для революционной России и подготавливали спиленный лес для сплава. Остальные хозяйствовали по дому. Дети были организованы и ходили на занятия в школу. Мне было 6 лет, я ощущал заботу матери и за девять лет, проведенных в ссылке, безмятежно радовался с другими мальчишками всему, что могло нас развлечь.
Грянула беда в 1931 году – на лесосплаве пропал мой отец, Коновалов Александр Никифорович, говорили, что его застрелил охранник. Мама тихо плакала, а старший брат, которому исполнилось 18 лет, сбежал из поселения. В 1937 году она узнала, что брат арестован в Саратове. Мама скрылась из поселения со мной и отвезла меня к своей сестре в Богородск Горьковской области. Та была не в лучшем положении. Их не выслали, а только арестовали отца, и тетя была выселена из дома с пятью детьми в никуда. Прошло 2 месяца, тётка узнала, что моя мама Александра Акимовна (Полушкина в девичестве) пыталась выручить брата Николая из тюрьмы, дала взятку следователю, её и следователя в тот же день арестовали и через месяц расстреляли обоих. Брат переведён в новосибирскую тюрьму, где и расстрелян.
Тётке лишний рот был не по карману. Она прибавила мне год, выправила паспорт и отпустила «в люди». Мне повезло, я попал в шорно-седельную артель, где мне дали кров и еду. Я старался работать, так что относились ко мне хорошо.
Прошло два года. В военкомате мне дали направление на Тихоокеанский флот. Сначала юнга, затем матрос. Через два года началась Великая Отечественная война. Потом - война с Японией.
10 лет на флоте - пора возвращаться в Саратов. Много лет поисков родных увенчались тем, что мои родители, братья, бабушка – реабилитированы (все посмертно).

Письма

Эскадренный миноносец проекта 7 «Ревностный»
Эсминец был заложен 23 августа 1936 года на заводе № 198 в городе Николаеве под наименованием «Проворный» (заводской № С-325). Отправлен по железной дороге в Комсомольск-на-Амуре на завод № 199, где перезаложен 19 сентября 1939 года. 25 сентября 1940 года переименован в «Ревностный». Спущен на воду 22 мая 1941 года. Вступил в строй 28 ноября 1941 года и 14 декабря 1941 года вошел в состав Тихоокеанского флота.
В мае 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей. В состав этой группы вошли лидер эскадренных миноносцев «Баку» и три эсминца проекта 7: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный».
Для плавания во льдах корабли прошли подготовку: сначала в доке, а затем у стенки завода № 202, на плаву. Все работы проводились в обстановке строгой секретности. Для увеличения прочности корпуса на кораблях установили «шубу» – широкий пояс из двух рядов деревянных брусьев и досок в районе ватерлинии, обшитый слоем котельного железа. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических коробчатых балок и угольников, деревянных стрингеров и пиллерсов, а также проложили добавочные трубопроводы, по которым в случае необходимости (при низкой температуре) можно было пустить насыщенный пар.
Все корабельные приборы установили на амортизаторы, чтобы предотвратить выход их из строя при вибрации корпуса во время ледового плавания. Один из бронзовых гребных винтов заменили ледовым (стальным), на другом – штатном (предназначенном для плавания по чистой воде) сделали специальную стальную оковку. В ходе подготовки к переходу обмотки размагничивающих устройств были перенесены с наружной стороны бортов внутрь корпуса, а систему отрегулировали на широтную зону Баренцева моря. 15.07.42 г. корабли, составившие Экспедицию особого назначения (ЭОН-18), вышли из Владивостока.
«Ревностный» покинул Владивосток в составе ЭОН-18, но 18 июля 1942 года в Татарском проливе, пытаясь обогнать пароход «Терней», столкнулся с ним. Обошлось без жертв, но повреждения эсминца оказались тяжелыми. Носовая часть корпуса по длине примерно 10 м была свернута на 15° вправо. Когда «Ревностный» отбуксировали в Советскую гавань и поставили в плавучий док, то решили вовсе отрезать искореженный нос и изготовить его заново. На эту работу отводилось всего 10 суток. Чтобы уложиться в такой срок, новую носовую оконечность решено было изготавливать из трех продольных секций. Часть корпуса ниже ватерлинии собиралась на килевой дорожке, а две верхние секции – на стапель-палубе дока и на берегу. Затем все три секции приклепали к неповрежденной части корпуса. Действительно, на 10-й день после аварии «Ревностный» вышел из дока. Однако догнать ЭОН-18 ему уже было нереально, и эсминец остался на Тихом океане.
В августе 1945 года в боевых действиях против Японии активного участия не принимал. Он охранял внутренние коммуникации, сопровождал транспорты, обеспечивал доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Боевых повреждений и потерь эсминец не имел.
С 30 ноября 1951 по 26 декабря 1952 прошел капитальный ремонт. 18 апреля 1958 года выведен из боевого состава, переформирован в судно-цель ЦЛ-37, а 19 января 1959года – в учебно-тренировочную станцию УТС-88. 28 февраля 1961 года исключен из списков плавсредств флота и передан для разделки на металл.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: