
Николай
Егорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
Конопатов Николай Егорович
1918-1948
Крутясь под мессершмидтами
С руками перебитыми,
Он гнал машину через грязь
От Волхова до Керести,
К баранке грудью привалясь,
Сжав на баранке челюсти.
Но - триста штук, за рядом ряд - заряд в заряд,
Снаряд в снаряд…
А. Межиров «Шофер»
29 мая в России отмечают День Автомобильных войск. Страна чествует военных автомобилистов, солдат, для которых машина - не просто средство передвижения. Военные годы помнят немало подвигов водителей. Тысячи водителей удостоены боевых наград, многие награждены посмертно. Подсчитано, что водителями за годы войны перевезено более 100 миллионов тонн военных грузов. Колоссальную нагрузку и тяжелые испытания наши водители и автомобили выдержали с честью.
Мой дед, сержант, Конопатов Николай Егорович был военным водителем, 1918 года рождения, родом из села Тугутуй, Эхирит-Булагатского района, Иркутской области. В Красной Армии с 1939 года. Призван на фронт 1941 года Эхирит-Булагатским Иркутской области РВК, воевал на 3 Белорусском фронте шофером 69 отдельной автотранспортной роты подвоза 262 стрелковой Демидовской Краснознаменной и ордена Суворова 2 степени дивизии. Член ВКПБ с 1943 года (№ партбилета 5690126). Ранен с ноября 1942.
Он был водителем легендарной «полуторки» (ее название происходит от грузоподъемности - 1,5 тонны). Это не просто машина военных лет, это - один из символов Великой Отечественной войны. А работа шофера была очень сложная и опасная: приходилось ездить между лунок и в тоже время смотреть, чтобы в машину не попала бомба или снаряд. Тысячи дней и ночей за баранкой машины, на передовой, каждую минуту смерть смотрела в глаза. Это, конечно, большой подвиг. Ночью и днем, зимой и летом по бездорожью за баранкой машины. Он всякий раз своевременно и полностью под огнем артиллерии и авиации, а то и танков доставлял груз. Подвозил боеприпасы непосредственно к артиллерийским и нередко к минометным батареям. Вывозил раненых солдат с поля боя, бывало, даже мертвых вывозил. Так что эта машина была еще и скорой помощью. Машина моего деда всегда была в полной боевой готовности.
Сотни трудных километров прошел он по военным дорогам. Участвовал во многих боях. Но особенно он отличился во время операции «Штурм Кенигсберга». Кенигсберг – это единственный город, не являющийся столицей государства, за взятие которого была учреждена медаль. За штурм Кенигсберга 760000 человек было награждено медалью «За взятие Кенигсберга», и среди них мой дед. Конопатов Николай Егорович всегда бесперебойно доставлял боеприпасы и продовольствие, несмотря на бездорожье, обстрелы дорог, взорванные мосты, дороги изрытые воронками, находя объезды и применяя подручные средства проводил свою машину, горя одним желанием быстро и своевременно доставить груз. Проявляя не только чудеса героизма, но и изобретательность, он продвигался в след за наступающими передовыми частями. В результате чего передовые части выполнили поставленные перед ними задачу. Оборона противника была прорвана и части овладели городами Метгетен и Фишхаузен, тем самым перерезали железную дорогу Кенигсберг - Пилау, питающую Кенигсбергскую группировку немцев. За взятие нацистской цитадели его представили к награде (орден Красной Звезды, медаль «За взятие Кенигсберга»). Были и другие награды: 2 медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», медаль «За отвагу».
Боевой путь Николая Егоровича можно проследить и по благодарственным письмам Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И.В. Сталина. Принимал участие во 2-й Ржевско-Сычевской, Ржевско-Взямской, Духовщинско-Демидовской, Витебско-Оршанской, Каунасской, Мемельской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Земландской наступательных операциях. В боях был ранен. Победу встретил в Восточной Пруссии у стен поверженного Кенигсберга (ныне Калининград). В июне 1945 года был переброшен в Монголию, в Улан-Батор. Прошёл маршем пустыню Гоби, преодолел горный массив Большой Хинган и с боями вышел в Маньчжурскую долину. Участвовал в боях за станцию Болтай, затем освобождал город Танань, прошел Мукден и Харбин, в конце пути выйдя к Порт-Артур.
Последняя его медаль была "За победу над Японией" Многих друзей потерял он. Но судьба его хранила. После войны был демобилизован, вернулся домой, работал в колхозе. Снова сел за руль, но теперь уже перевозил мирные грузы: хлеб, муку. Был женат. Родил двух дочерей. Так
уж получилось, но он прожил короткую (скончался в 1948 году), но по-своему яркую жизнь.
Мы всегда будем помнить его подвиг в этой войне, чтим его память, ведь он был один из тех, кто подарил свободу своим потомкам!