(Захарова)
Анастасия
Прокопьевна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родилась в селе Мало-Угренёвское Енисейской волости Бийского уезда в крестьянской семье. Род Захаровых происходит из бийских мещан. Отец Анастасии Прокопий Михайлович взял в жены девушку Парасковью Тимофеевну из семьи старообрядцев (деревня Усть-Иша Алтайской волости). У Анастасии было два брата: старший Сергей (02.12.1905 - 1978), младший Павел (27.11.1911 – 20.07.1942) и сестрёнка Феодора – Дора, как они её называли (25.09.1914 - ? )
Бабушке Тасе (так я её называла) едва исполнилось 6 лет, когда папу Прокопия Михайловича призвали на войну (Первую мировую). Баба Тася помнила, как папа пришёл грустный и задумчивый домой, взял на руки маму Парасковью Тимофеевну, носил и кружил её на руках по комнате целый день. А на следующий день сообщил маме, что уходит на войну.
Помнит, как плакала мама Парасковья Тимофеевна, как сопели носами братья Сергей и Павел. С тех пор в доме Захаровых поселились нужда, горе, грусть и печаль. Маленькую Дору папа Прокопий так и не увидел, она родилась после его ухода на войну. Парасковье приходилось работать по найму у зажиточных односельчан, едва сводив концы с концами, кормить четверых маленьких детей.
Не выдержав тяжёлой работы, простудившись, Парасковья умерла от чахотки 3 августа 1916 года, так и не получив ни одной весточки от любимого мужа. Как вспоминала Анастасия, мама Парасковья, уже тяжело больная, выпила почти сразу все таблетки, которые ей выписал врач, и это ускорило её кончину.
Скончалась через 2 года после того, как проводила мужа на Первую мировую войну в 1914 году. В Метрической книге Томской духовной консистории Причту Града Бийского Троицкого собора за 1916 год (источник: ГААК, Ф. 144, оп. 6, Д. 2970, л. 166 об., 167) сохранилась запись № 94: умерла 3 августа, погребена 8 августа 1916 года крестьянская жена села Мало-Угренёвского Параскева Тимофеева Захарова в возрасте 31 года от чахотки. Таинство совершил протоирей Василий Лебедев и дьякон Михаил Удонов. Похоронена на старом сельском кладбище. Прокопий Михайлович с войны не вернулся.
После смерти матери Анастасия в возрасте 8 лет попала в Тихвинский женский монастырь (впоследствии поселок «Монастырь», затем - Техучилище). Сергею на тот момент исполнилось 11 лет, брату Павлу всего лишь 5 лет.
Сергея взяли в Ремесленное училище помощником кузнеца, дали комнату в общежитии, где они с Павлом и проживали. На 11-летнего Сергея легла ответственность за младшего брата, его детство «закончилось». Дору в возрасте 2-х лет взяла в приёмную семью родственница по линии Захаровых, двоюродная тётка – Анна Фёдоровна.
Бийский Тихвинский общежительный женский монастырь находился в самой восточной части территории современного Бийска, в нескольких километрах от города по Солтонскому тракту, именуемой в народе поселок «Монастырь» (ныне село Боровое), на высоком живописном правом берегу реки Бии при впадении в неё некогда существовавшей речки Фурманки, вблизи соснового леса. В 1916 году в монастыре проживало 313 насельниц. Монастырь содержал на свои средства престарелых больных людей и девочек-сирот.
Каждая из насельниц помимо молитвы, за исключением больных и малолетних, выполняла различные послушания, в основном по хозяйству. Среди насельниц были иконописицы, чеботарницы, рукодельницы, травницы…
Анастасия занималась рукоделием: впоследствии её дом благодаря стараниям был очень уютным, она умела прясть, ткать (дома стоял стан - деревянный ткацкий станок), умела вязать крючком, на спицах. Занавески на окнах, наволочки, подзоры на кроватях, салфетки на комоде, телевизоре, столе – все было выполнено её руками. Умела вышивать крестиком (сохранилась блуза, вышитая крестиком, подзоры, коврики, выполненные на ткацком станке). Осталась память от её матери – серебряный напёрсток (хранится у внучки Светланы Копыловой). Рукоделию обучилась и дочь Светлана, а потом и внучка Светлана.
Пригодились Насте и знания трав и способы лечения ими, полученнные у монахинь. Для обучения девочек в 1904 году при монастыре открыта школа грамоты, преобразованная в 1909 году в одноклассную церковно-приходскую, затем – в 2-хклассную. Тася окончила в монастыре 2 класса церковно-приходской школы.
Позже, после революции в 1918 г., когда Анастасии исполнилось 10 лет, и она могла помогать по хозяйству, её взял к себе крестный, дядя, двоюродный брат отца – Захаров Николай Михайлович, сельский староста, известный в селе Мало-Угреневском человек.
В 18 лет Настю взял замуж молодой Фёдор Конобейский из богатой семьи вопреки воле своих родителей. Анастасия родила 8-рых детей, четверо из них умерли в детском возрасте.
Работала вместе с Фёдором продавцами в магазине села Луговское.
В 1937 году после раскулачивания и репрессии старших братьев Фёдора - семьи Конобейского Василия Яковлевича и ссылки их в Томскую область (расстрелян 21 марта 1938 года), смерти Алексея Яковлевича, Фёдор решает увезти семью подальше, и они переезжают в г. Хабаровск. Фёдора как коммуниста берут на работу начальником административно-хозяйственного отдела (АХО) почтовой конторы (позже - почтамта).
Но и там, в годы массовых репрессий, по анонимному доносу Фёдора арестовывают. После ареста Фёдора жену Анастасию с 2-мя маленькими детьми выселили в 24 часа из квартиры, и она уехала в село Новокуровка Кур-Урмийского района Хабаровского края, где поселилась в брошенном домике. Анастасия работала продавцом в сельском магазине, который только что открыли, до этого в районном центре были только лавки.
В Хабаровской тюрьме Фёдор отсидел 9 месяцев, его водили на допросы об антисталинской деятельности, но он всё отрицал. За неимением улик и доказательств в 1939 г. Фёдора освободили, к тому же он был тяжело болен. «Не подлежит лечению» - таков был вердикт тюремных врачей.
Анастасии сообщили, чтобы она забирала своего мужа. Когда она приехала в Хабаровск, Фёдор сидел на тюремном крыльце и не мог идти без её помощи. Выяснилось, что он заразился туберкулёзом.Позже, благодаря хлопотам Анастасии, он всё-таки прошёл лечение в Хабаровске. Тася и сама взялась лечить его, и хотя форма болезни была тяжёлая, удалось остановить её прогрессирование. Лечила доступными медикаментами и народными средствами,пригодилось учение монахинь Тихвинского монастыря. Только строгими правилами соблюдения санитарных норм, никто из детей и сама Анастасия не заразились. Состояние Фёдора заметно улучшилось.
Боевой путь
Новая беда - началась Великая Отечественная война. В июне 1941 г. за две недели до начала ВОв родилась дочь Светлана.
Совхоз снабжал фронт ВОв овощами и рыбой. Ловили рыбу сетями и на блесну (ёрш, касатка, кета, ленок, осетр, сазан, сом, таймень) круглый год. Весной, летом и осенью стояли с сетями по пояс, порой в ледяной воде. Зимой - подледный лов сетями на реках Кур и Урми. Женщины, молодежь, подростки, пенсионеры долбили пешней метровый лёд, добывая рыбу, перерабатывали её, отправляли на фронт. Дальний Восток за годы Великой Отечественной войны поставил миллионы тонн рыбы, жители Кур-Урмийского района внесли значительный вклад по поставкам рыбы на фронт.
Жители Новокуровки также, как и в других районах края, летом собирали колосья за комбайнами и уборочными машинами, а женщины, старики, школьники участвовали в уборке картофеля. Анастасия со старшими детьми Александром и Алевтиной работали в поле по выращиванию картофеля, моркови, свеклы, сушили их, чтобы можно было использовать круглогодично (чтобы зимой не помёрзли).
Вечерами Анастасия вязала, шила – рукавицы, шарфы, носки, кисеты. Через магазин занималась сбором теплых вещей у населения. Всё отправляли на фронт.
Воспоминания
Из воспоминаний дочери Конбейской (Зарембы) Светланы Фёдоровны:
«Всю свою жизнь Анастасия сопровождала своего мужа, куда б его не забросила судьба. Помогала ему во всем, чем могла: и работать в магазине, и в техучилище. Последнее место её работы в 1967 – 1971 гг. в ГПТУ-10 сторожем. Работал папа, хотя мама была устроена… и просила его: «Принеси хоть горсть овса, курам посыпать… А Фёдор отвечал – нельзя».
После смерти Фёдора в 1973 году Анастасия Прокопьевна сильно переживала, тосковала, т.к. очень любила мужа. Говорила, что прожила с ним счастливую жизнь, что он её ни разу не обидел. Анастасия пережила Фёдора ровно на полгода, и это были дни горя, тоски и одиночества. Умерла в новогоднюю ночь в возрасте 65 лет от кардиосклероза. Похоронена рядом с Фёдором на кладбище в с. Малоугренево Бийского района, могила сохранилась.
Анастасия часто высказывалась народными мудростями, а может быть, своими собственными, которые стали народными. Эти выражения помогают понять внутренний мир человека: «Были бы кости, а мясо нарастёт». «Пока ешь варёное, слушай говореное».
Из воспоминаний внучки Копыловой (Зарембы) Светланы Алексеевны:
«В детстве очень любила ездить из Рубцовска в гости к моим бабушке и дедушке, которые проживали в поселке «Техучилище» под Бийском. И не только потому, что вместе с бабушкой и дедушкой жили мои четвероногие друзья кошка Люська и собака Жулька, которым всегда передавала приветы в письмах бабушке Тасе и деду Феде (Анастасии Прокопьевне и Фёдору Яковле-вичу Конобейским), а баба Тася отписывала, что ответы переданы, и Люська с Жулькой очень рады. А ещё и потому, что место проживания родителей моей мамы было необычайным, по моим детским представлениям – сказочным.
Их бревенчатый дом, с большим крыльцом, с русской печкой и с видом на неописуемой красоты ландшафтный пейзаж – поворот реки Бии у города Бийска.
Сказка начиналась вечером, когда после трудового сельского дня все усаживались на скамейку, которая отделяла бабушкин огород от крутого берега Бии. По тёмно-синей, переливающейся отблесками разноцветных навигационных огоньков, глади широкой реки плыли гружёные баржи, ведомые буксирами или плывшие по течению, шныряли туда-сюда катера и катерки, качались лодочки с влюбленными парочками. Всё это расцвечивалось огнями проходящих судов, огнями города, сопровождалось сиренами и другими диковинными звуками, которые я слышала в своей жизни только там. У меня, маленькой девочки, захватывало дух – это чудное видение вызывало детские фантазии, мечты.
Там же, в поселке, каждое утро летом бабушка посылала меня набрать водички в алюминиевый бидончик и умыться к роднику, находившемуся пря-мо под крутым бережком. Мне очень не хотелось, потому что хотя вода и была необыкновенно чистой, она была ещё и очень холодной. Баба Тася меня уго-варивала, рассказывала легенду (как я думала тогда), что родник волшебный, и что тот, кто пьёт воду из этого родника и умывается ею, тот будет всегда красивым и здоровым. Я, конечно, не верила, считала бабушку хитрулей. Тем более, что у родника почти никогда не было людей, и я думала: «Ну, почему же никто не хочет быть красивыми и здоровыми?»
Прошли годы, Анастасия Прокопьевна и Фёдор Яковлевич Конобейские ушли в один год, год 1973, год моего 10-летия. Но остались в моей памяти жителями необычайного места, в которое очень хотелось вернуться.
И эта мечта сбылась. Вместе с уже большой семьёй (мамой, мужем и моими сыновьями) мы совершили турне по местам детства моей мамы Светланы Фёдоровны Зарембы (Конобейской). Приехав в Боровое (бывший посе-лок Техучилище (или Монастырь), мы искали дом на берегу, но подойти к берегу стало очень проблематично, живописный уголок под Бийском облюбовали местные жители, построили там свои дачи. Мы тщетно пытались выйти к берегу, пока не увидели вереницу людей, подъезжавших на машинах и спускавшихся к реке с большим количеством различной посуды: банками, пластиковыми бидонами, канистрами и т.п.
Мы пошли за ними, и…О, чудо! Люди вывели нас к тому самому бабушкиному роднику, который почти невозможно было узнать!
Теперь на берегу Бии находится особо почитаемый Свято-Тихвинский источник. Рядом с ним установлен поклонный православный крест с иконой Божией Матери, именуемой Тихвинской. Сотни людей ежедневно приходят сюда, чтобы испить святой родниковой воды.
Но на этом наша сказка не закончилась, я пошла той самой дорожкой к «бабушкиному» дому, как и много лет назад, и нашла его! Его почти невозмож-но было узнать в зелени, зажатым постройками «новой цивилизации».
Но это был он – дом, который не состарило время, который увидели мои дети, который узнала моя мама – дом её родителей! Дом, оставшийся в моей памяти детской сказкой, к которой хочется вернуться!» (Статья "Родник моей души" опубликована в барнаульской газете "Свободный курс", 2006 г.).
После войны
В 1947 г., когда мужа Фёдора признали «пронепригодным», решают вернуться на родину. Помогла родная сестра Фёдора Евгения Яковлевна, приняла их в свой дом, несмотря на послевоенные трудные жизненные условия. Приняла брата с женой и тремя детьми, и первое время жили у неё в селе Мало-Угреневское Бийского района.
В феврале 1947 г. по ходатайству двоюродной тётки Анастасии Захаровой Анны Фёдоровны, удочерившей сестру Дору, Фёдор устроен на работу на должность заместителя председателя Мочищенского сельпо (сельского поселения), его семье выделили комнату в общежитии. Опять проблема – в общежитии произошла кража, украли хорошие вещи, семья осталась практически ни с чем. Пришлось все начинать сначала. В 1948 году родился сын Борис, но умер в малолетнем возрасте.
В марте 1949 г. Фёдор избран на должность председателя Правления Буланихинского сельпо Зонального района собранием уполномоченных. В Буланихе семье Фёдора выделили для проживания полдома с огородом, где и прошли три года (с 1949 по 1952), там родился еще один сын, которого тоже назвали Борисом, там, в сельской школе, дочь Света окончила 2,3 и 4 классы.
В июне 1952 г. переехали в поселок Техучилище (СПТУ-10, посёлок «монастырь») под Бийском, Фёдора пригласили на должность заведующего подсобным хозяйством Бийской автоколонны «Союззаготтранс», предоставили для проживания казенный дом.
Сергей Прокопьевич и Анастасия роднились и с детьми погибшего на ВОв Павла – дочерью Анной и сыном Дмитрием. Сестра Дора проживала в Бийске, потом уехала в Томск, и связь с ней оборвалась…
Семьи Конобейского Фёдора Яковлевича и Захаровых Сергея Прокопьевича и Павла Прокопьевча дружили, вместе - в радости и горе: крестили детей, гуляли на свадьбах, отмечали дни рождения. Помогали друг другу в трудные минуты – болезней и ухода близких в мир иной.
Бабушка многому меня научила: добру, терпению, жизнелюбию. Её теплые отношения с братом Сергеем – это то дорогое в жизни, что обязательно должно быть между родными: братьями и сестрами, несмотря ни на какие обстоятельства. Очень хотелось бы, чтобы наши потомки – дети, внуки, правнуки… всегда помнили, что тепло родных душ ничем не заменишь – ни в радости, ни в горе.