
Иван
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой прадед по отцовской линии, Кондратенко Иван Дмитриевич, родился 20.09.1915 года в станице Терновская, Краснодарского края.
С 15 лет работал в колхозе разнорабочим, а затем, с 1935 года - трактористом. В 1937 году был призван в Армию, служил на Дальнем Востоке, на Маньчжурской границе.
В 1939 году после службы в Армии, вернулся домой в станицу Терновскую, поступил на курсы шоферов в Тихорецкий совхоз и с июня 1940 года начался его шоферской стаж.
В 1939 году, после армии, познакомился со своей будущей женой Евдокией Константиновной и в 1940 году они поженились. У них родились три дочери: в 1941 году - Дина (моя бабушка), в 1947 году - Раиса и в 1952 году - Татьяна.
В 1941 году был призван на фронт, всю войну с 1941 по 1945 год был шофером на автомашинах «полуторка» и «ЗИС-5», дошел до Берлина, и в январе 1946 года вернулся с фронта домой в станицу Терновская.
Во время войны и после войны был награжден:
медалью "За боевые заслуги" 1943 год
медалью "За взятие Кёнигсберга", "За взятие Берлина", "За победу над Германией"
Знаком "Отличный шофер"
Орденом ВОВ второй степени
медалью Жукова
а так же, юбилейными медалями - 20 лет Победы в ВОВ, 40 лет, 50 лет, 60 лет
В 1947 году переехал с семьей в город Тихорецк, Краснодарского края, где поступил работать в Тихорецкую автоколонну водителем. В 1950 году получили план (участок под строительство), построили дом, где и прожили всю свою жизнь.
Всю свою трудовую жизнь, прадед Иван Дмитриевич, проработал водителем на автомашинах ЗИС-5, ЗИС-150, ГАЗ-51, ГАЗ-93 (самосвал). В послевоенные годы строили и восстанавливали в г. Тихорецке дороги, больницу, Дворец культуры, Сахарный завод, завод им. Воровского и завод «Красный молот». Работая на "грузовиках", проехал пол страны - возили зерно в Сталинградскую область, был на уборочной в Алтайском крае, объездил весь Краснодарский край. С 1960 года работал на грузотакси, а потом на автобусе ПАЗ в Пассажирском автохозяйстве,где проработал до самой пенсии. В 1975 году вышел на пенсию.
В 2005 году, прадед Иван Дмитриевич, в кругу своей большой семьи (дети, внуки, правнуки) отметил своё 90-летие и Железную свадьбу – 65 лет в браке со своей супругой Евдокией Константиновной. Имеет 8 внуков, 9 правнуков.
1 января 2010 года, не дожив немного до своего 95-го юбилея, закончился жизненный путь моего прадеда, Кондратенко Ивана Дмитриевича.
Боевой путь
Боевой путь Кондратенко Ивана Дмитриевича начался в 1941 году.
23 июня 1941 года он был призван в РККА, место призыва - Тихорецкий РВК, Краснодарский край, Тихорецкий р-на и отправлен сначала на Тихорецкий аэродром в автороту, а потом за Ростов, в станицу Большекрепинскую, где их рота обслуживала полевой аэродром ночных бомбардировщиков, «кукурузников». Все летчики на этих самолетах, были женщины. Передовая была в 7 км от аэродрома. Находились они там до июня 1942 года…
Из воспоминаний моего прадеда: «В июне 1942 года нас 22 человека шоферов, отправили на поезде в Сталинград без машин. Там я попадаю в часть, которой еще нет. Жили мы в бараках на Красном Октябре, работали там, на пристани и в Бекетовке. Когда немцы начали бомбить Сталинград, нас 500 человек, переправили на другую сторону Волги и пешком отправили в Астрахань. Шли через Ахтубу, есть нам совсем было нечего (питание у нас было – 120 гр. сухарей). Это был август 1942 года. Когда дошли до садов и огородов, наелись зелени и все заболели. Три дня возле реки Ахтуба отдыхали и рыбой лечились. Мы пока на Астрахань шли, еле ноги тянули – все 500 шоферов были так измучены, что скорее бы на передовую. В Харабалях Астраханской области, нам дали 30 машин, в том числе и мне дали «полуторку». И тут колёса у нас закрутились! Нас 500 человек разделили на 2 автобата, меня определили в 132 авто батальон, который вошел в состав 28-й Армии, которая формировалась в Астрахани. Их Харабалей, мы уже на машинах поехали в Астрахань. Это был сентябрь 1942 года. Фронт проходил между Астраханью и Элистой. Мы везли на передовую боеприпасы и продукты, а оттуда – раненых. Элиста была занята немцами. Нас по дороге обстреливали немецкие самолеты. Немецкий истребитель спикировал и восемь пуль вложил в мою машину, пробил два ската, повредил радиатор. Начальника колонны (сержанта) ранило в руку и ногу, а у меня пилотку зацепило, я успел пригнуть голову. Машина загорелась, я остановил её, выскочил вместе с сержантом из машины и стал тушить огонь, затем перевязал сержанту руку и ногу. Сержанта увезли в санчасть и больше я его не встречал. Машину мою отремонтировали и отправили опять на передовую.
19 ноября 1942 года, армия пошла в наступление, автобат выделил 10 машин под десант, в том числе и я. Я тянул пушку противотанковую и нас бросили в тыл к немцам. Немцы нас встретили сильным огнем. Из этого пекла выскочил я один и начальник колонны, остальные все там полегли – и пехота, и шофера и машины погорели. Но немца сбили с места и погнали его.
В конце декабря освободили Элисту, затем станицу Дивную, потом Сальск. От Сальска до Ростова я шел пешком, потому что остался без машины и меня определили в комендантский взвод. А когда пришли в Ростов, я попал на передовую, это была оборона на реке Миус. Там я пробыл две недели, потом был приказ Сталина, снять с передовой всех специалистов, в том числе и шоферов. Так я опять вернулся в свой автобат. Автобат стоял в Ростове, там я получил машину, сам собрал её за 10 дней и начал опять возить на передовую боеприпасы, продукты, а оттуда раненых в Ростов. Это был март 1943 года, так до сентября мы держали оборону на реке Миус.
В мае месяце 1943 года ко мне в Ростов приезжала Дуся – моя жена, точнее будет сказать - пришла пешком (!) из станицы Терновская Краснодарского края в Ростов (когда я был в Ростове, написал письмо родным, где нахожусь, вот она и пошла пешком в Ростов, что бы повидаться со мной). Там мы встретились случайно, когда я ехал на переправу по ул. Буденной как раз на спуске, а она поднималась на подъем, здесь я её и увидел, посадил в кабину. В Ростове она была три дня, потом я проводил её домой.
В сентябре 1943 года армия сделала прорыв и мы пошли дальше, освобождали города – Таганрог, Мелитополь, Мариуполь, Запорожье, а потом Центральная Украина, города – Полтава, Житомир, Киев.
Потом в июле 1944 года была небольшая передышка, но нам шоферам передышки не было – мы день и ночь готовили армию к наступлению. Мы возили боеприпасы, продовольствие, десант в тыл к немцам. В Белоруссии сделали прорыв и пошли освобождать города – Слуцк, Луцк, Новозыбков, Кобрин, Барановичи, Волковыск и Брест. Вышли на границу с Польшей – это была осень 1944 года. По Польской территории армия дошла до реки Висла, потом освобождали Варшаву.
Затем в ноябре 1944 года нашу армию перебросили в Литву, на реке Висла фронт остановился, кто там занял оборону, не знаю, но мы уже были в Литве. Это был 3-й Белорусский фронт, где погиб командующий 28-й Армией - Черняховский.
Я был на пяти фронтах – 1-й Степной, 4-й Украинский, 3-й Белорусский, Прибалтийский.
В Литве освобождали города – Шауляй, Каунас, Вильнюс. Потом вышли на границу Восточной Пруссии, это была немецкая территория, там были укрепления бетонные, высотой, как наша хата, доты, дзоты. Это был декабрь 1944 года, а в феврале 1945 года прорвали оборону, и пошли до самой Балтики. Здесь все города и села брали штурмом. Так штурмом взяли город Кёнигсберг, а дальше идти было не куда – там было Балтийское море. Это был уже конец марта, начало апреля 1945 года. Тут у нас была небольшая передышка.
В нашем автобате было три роты – 1-я, 2-я, 3-я, я был в 1-й роте, у нас машины были «полуторки», во 2-й роте были ЗИС-5, а в 3-й роте были - «студебеккеры» (трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation). Нам дали приказ отогнать машины «полуторки» в Варшаву (по договору нужно было отдать полякам 5 тысяч машин для восстановления Варшавы). Мы машины отогнали, сдали и вернулись в Кёнигсберг. Здесь мне дали машину ЗИС-5, а нашу армию отправили опять в Польшу, где был не освобожден еще город Познань. Затем освободили Познань и очистили Польшу от фашистов до самой Германии. Это был конец апреля 1945 года. Тут наш автобат попал в окружение, трое суток стояли – ни в зад, ни в перед, груженные боеприпасами. Нас выручил, какой то корпус, который шел на Берлин.
2 мая 1945 года мы, колонна из 50-ти машин, приехали в Берлин, разгрузились на передовой (в то время еще не взяли Рейхстаг) и опять поехали за боеприпасами. Пока мы ездили, фронт пошел на Чехословакию.
9 мая мы привезли боеприпасы в Чехословакию, три дня не спали, приехали в два часа ночи, а в три часа ночи – тревога, мы повыскакивали, думали, что попали в окружение, такая стрельба была…. Нас всех построили и объявили, что ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ!...
9 мая, после завтрака, нас десять машин ЗИСов отправили в командировку в Германию, на посадку картофеля, там мы работали недели две, потом через Польшу поехали в Белоруссию, там была переформировка, тут мы стояли до конца июня 1945 года. Потом наш автобат перевели в город Ковыль – это Западная Украина (центр бендеровцев). Там пленные немцы валили лес (лагерь был на 20 тыс. чел), а мы возилиего, строили перевалочную базу. Вот там мы работали и с бендеровцами воевали. Потом Сталин дал указ всех бендеровцев выслать, тогда там стало тихо и спокойно, а то они каждую ночь нападали. В Ковыле мы работали до января 1946 года. В конце января 1946 года нас отпустили домой.
Пять дней я добирался до дома. Когда приехал, меня на санях привез председатель колхоза, он в то время был на станции. Дуся, жена моя, каждый день ходила меня встречать на станцию, а в этот день не пошла.. До весны я не работал, машин в колхозе не было, а весной поступил работать в Тихорецкую автоколонну. Так началась моя трудовая жизнь после войны…»