Николай
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Предположительно, с сентября 1938г. курсант 31-й Новосибирской военной авиационной школы. 23 февраля 1939г. принял военную присягу.
По окончанию школы присвоено звание младший лейтенант. С 20 апреля 1940г. младший летчик 125 скоростного бомбардировочного авиаполка. Командир полка- майор Кобец Александр Иванович.
01 августа 1940г. полк закончил свое формирование в г.Могилев.
17 декабря 1940г. полк перебазировался на аэродром Быхов.
05 мая 1941г. полк перебазировался на аэродром Миньков.
22 июня 1941г. с аэродрома Миньков 27 самолетов СБ полка, ведомый командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Были обстреляны огнем зенитной артиллерии (ЗА), атакованы истребителями (истребительная авиация- ИА). Сбито и повреждено 4 СБ. Ответным огнем сбит истребитель Ме-109 (Мессершмитт).
23 июня 1941г. в 27 боевых вылетах участвовало 16 самолетов полка. Бомбардировали войска в районе Сапоцкин-Липск. Подбиты 5 СБ- три самолета сгорели с экипажами. В воздушных боях сбито 3 Ме-109 (Мессершмитт). Посадка- аэродром Солон. Потери- 11 человек.
24 июня 1941г. 30 боевых вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в районе Пружаны, дороги Ивацкевичи- Картуз-Берёза. Ведущий девятки капитан Котнов. Атакованы 20 Ме-109. Подожжены самолеты капитана Перкова Алексея Александровича, лейтенанта Новик Николая Александровича.
В 15-10 с высоты 700и. 9 бомбардировщиков Ю-88 (Юнкерс) бомбардировали аэродром Солон. Получили тяжелые ранения и скончались: комполка майор Кобец, стрелок-радист сержант Корчагин Владимир Николаевич. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.
В 15-40 четырнадцать самолетов СБ, ведомые капитаном Резвых Анатолием Ивановичем, бомбардировали участок дороги станция Иванцевичи- Картуз Береза. При подлете к цели были атакованы 9 истребителями Ме-109. Сбит самолет лейтенанта Горб Ефима Петровича. У самолета младшего лейтенанта Коломеец отбиты шасси. При посадке самолет был разбит.
05 июля 1941г. 8 самолетов полка перебазировались на аэродром Гноево и перешли в подчинение командира 121 скоростного бомбардировочного авиаполка. Личный состав полка начал перебазирование в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.
С 17 сентября 1941г. полк перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углоао (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович.
19 сентября 1941г. три самолета Пе-2 готовились к первому боевому вылету. Экипажи майора Сандалова Владимира Александровича, младшего лейтенанта Нешина Анатолия Яковлевича и младшего лейтенанта Коломеец (самолет №14/42). За 10 минут до взлета аэродром атаковали 18 самолетов противника типа Мн-109 и Ме-110. В результате атаки три самолета Пе-2 были сожжены.
25 сентября 1941г. в 14-00 с высоты 1450м. звено Пе-2, ведомое лейтенантом Пашетовым Львом Николаевичем, бомбардировало позиции противника в районе Кискино. Взорван склад с боеприпасами. Обстреляны огнем зенитной артиллерии. После ухода от цели звено распалось. С задания не вернулся экипаж самолета №4/8: младший лейтенанта Коломеец, штурман лейтенант Дейнега Федор Иванович, стрелок-радист младший сержант Шевцов.
Николай Павлович был тяжело ранен в ногу. 06 марта 1942г. комиссией при эвакогоспитале ЭГ 3130 к продолжению службы допущен не был. 31 марта 1942г. уволен в запас.
Указом Президиума ВС СССР от 06 ноября 1947г. награжден орденом Красной Звезды.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.
Боевой путь
Воспоминания
Из воспоминаний Ваулина Дмитрия Петровича, в 1941г. курсанта.
Нашу летную группу, состоящую из десяти человек, отправили на аэродром Солон, который находился от лагеря в 10 километрах, и добираться до него нужно было все по той же дороге. Отвезли нас на машине и приказали помогать по охране и вообще чем сможем.
А надо сказать, что в предыдущие дни нам совсем не хотелось есть - от этих бомбежек и суматохи, нервной обстановки у нас пропал аппетит. Но когда мы приехали на этот аэродром Солон - жутко захотелось есть, а там в термосах были макароны, и мы их ели руками, потому что не было ни вилок, ни ложек… Но комарья там было столько, что я запомнил на всю оставшуюся жизнь. Мы, чтобы ночь скоротать и спастись от этих комаров, надели противогазы, отвинтили от коробки шланги - и в шинель. А утром помогали техническому составу подвешивать бомбы на "СБ", и самолете улетали на боевое задание.
Когда все самолеты, кроме, может быть, одного или двух, улетели и мы остались на аэродроме практически одни, сели на краю взлетного поля и залюбовались, глядя в небо:
- Ох, какая красивая девяточка идет! Наши, видимо, возвращаются.
А это были "Юнкерсы", и они как посыпали бомбы на наш аэродром. Мы - в лес, а лес там болотистый, земля под нами так и проседала, и не густой - только кустарники и мелкие деревья. Думали, далеко забежали, оказалось, всего метров пятьдесят от опушки. А эта девятка прошла дальше, отбомбилась по старым дорогам, развернулась и обратно.
Мы, когда выбрались из леса, видим, что на посадку идет самолет. Шасси у него выпущено, но одно колесо есть на вилке, а второго - нет. У нас же - ни флажков, ни ракет, мы никак не можем ему просигналить, предупредить, а он идет на посадку. Он сел и, конечно, полный капот сделал. Мы подбежали - оказалось и штурман, и летчик (мл.лейтенант Коломеец Николай Павлович), и стрелок живы. У штурмана кабину разворотило, но сам он уцелел. Летчика мы вытащили, а стрелок сам выбрался - у него кинжальная установка, так что можно и снизу выйти.