Коллин Геннадий Алексеевич
Коллин
Геннадий
Алексеевич
гвардии младший лейтенант (в 1945г.)
Дата рождения: 6.11.1921

История солдата

08 июня 1940г. прибыл из 165 резервного авиаполка в состав  130 скоростного бомбардировочного авиаполка.

К началу войны полк базировался на аэродроме Гноево (д.Бобровичи, Гомельская обл., Белоруссия). На вооружении имел самолеты СБ.

22 июня 1941г. в 05-00 в полку была объявлена боевая тревога.

С 07-40 началась подготовка 3 девяток самолетов СБ. Во главе первой- командир полка майор Кривошапко Иван Игнатьевич, второй- капитан Коломийченко Иван Петрович, третьей- капитан Андреев Александр Николаевич.

В 10-40 самолеты полка без сопровождения истребителей (командование дивизии не смогло их выделить) вылетели для бомбардировки складов горючего (первая девятка), железнодорожной станции (вторая девятка), авиазаводу (третья девятка) в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест).

Бомбометание производилось с высоты 5000м. с 12-15 до 13-00. При подходе к цели бомбардировщики были встречены огнем дивизиона зенитной артиллерии. После ухода от цели, в 15км восточнее от неё, бомбардировщики были встречены группой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою было сбито 17 наших бомбардировщиков. Из экипажа: старший политрук, заместитель командира эскадрильи по политчасти Говор Александр Петрович, младший летнаб младший лейтенант Кривенко Николай Макарович, воздушный стрелок радист сержант Коллин Геннадий Алексеевич с задания вернулся только стрелок радист.

06 октября 1941г. 9 самолетов полка в 10-34 вылетели на бомбардировку моторизованной колонны и танков противника на шоссе Юхнов- Спас-Деменск. При выходе на цель самолет командира 1-й эскадрильи Дымченко Василия Ивановича атаковали 6 истребителей противника Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою его бомбардировщик был подожжен. Управляя самолетом в горящей кабине, пилот пересек линию фронта и посадил самолет, сам получил ожоги лица и рук 2-й и 3-й степени. Вместе с воздушным стрелком сержантом Коллиным Геннадием Алексеевичем  вытащили из кабины штурмана старшего лейтенанта Хрусткова Александра Васильевича.

09 октября в полк прибыл стрелок радист Коллин, доложивший, что старший лейтенант Дымченко находится в одной из московских больниц, старший лейтенант Хрустков в госпитале г.Малый Ярославец.

05 декабря 1941г. экипажи лейтенанта Корякина Михаила Ивановича, штурман Строев Николай Иванович и младшего лейтенанта Фролова Константина Филипповича, штурман Самохвал Василий Ефимович, вылетев в 12-10, в 12-54 с высоты 2400м бомбардировали скопление автомашин у д.Богоявленское. У цели были атакованы двумя истребителями Ме-109. Один из них был сбит стрелком радистом Коллиным и упал в районе д.Ильинское.

К 09 декабря совершил 25 боевых вылетов, сбил два истребителя Ме-109. Приказом от 18 декабря 1941г. старший сержант Коллин награжден орденом Красного Знамени.

05 июля 1942г. при бомбометании по артиллерийским позициям и войскам противника в районе Болхов, самолет экипажа: летчик капитан Дымченко, штурман капитан Медведев Александр Николаевич, стрелок радист старший сержант Коллин, был атакован двумя истребителями противника Ме-109 и Ме-110. Капитан Медведев сбил истребитель Ме-110. У нашего Пе-2 был пробит радиатор и маслобак левого мотора. Летчик сумел привести  самолет до аэродрома Дракино. При посадке вспыхнул правый мотор. Экипаж песком и своей одеждой сбил пламя и спас боевую машину. После замены моторов, самолет вернулся в строй.

К 01 августа 1942г. Геннадий Алексеевич совершил еще 11 боевых вылетов, представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 11 сентября награжден медалью «За отвагу».

09 сентября 1942г. в 17-26 пять экипажей, ведущий- капитан Дымченко, штурман капитан Медведев, стрелок радист старший сержант Коллин, взлетели с аэродрома Большие Вязёмы. В 18-02 с высоты 4000м. бомбардировали огневые позиции противника на южной окраине д.Домашино. В районе цели атакованы восьмеркой истребителей Ме-109. Групповым огнем истребители не были допущены на близкую дистанцию, их атаки были безрезультатны.

03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.

08 июня 1944г. гвардии старший сержант Коллин выбыл в военное училище.

18 сентября 1944г. курсант 1-го Московского Краснознаменного ордена Ленина авиационного училища связи награжден медалью «За оборону Москвы».

За годы войны совершил 99 боевых вылетов.

В 1945г. награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В 1950г. награжден медалью «За боевые заслуги».

Службу окончил: 28 сентября 1956г., гвардии капитан.

Регион Тверская область
Воинское звание гвардии младший лейтенант (в 1945г.)
Населенный пункт: Весьегонский район
Место рождения г.Весьегонск, Тверская обл.
Годы службы 1939 1956
Дата рождения 6.11.1921

Боевой путь

Место призыва Весьегонский РВК, Калининская обл.
Дата призыва 30.10.1939
Боевое подразделение 130 скоростной бомбардировочный авиаполк, 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк

Воспоминания

Из книги «Пикировщики» военного комиссара 204 бомбардировочной авиадивизии Дубровина Леонида Алексеевича.

5 октября 1941 года мы уничтожали вражеские танки, двигавшиеся по Варшавскому шоссе от Юхнова. Из-за низкой облачности летать приходилось мелкими группами и одиночными самолетами на высоте 150–200 метров. В тот день командир эскадрильи 130-го бомбардировочного капитан Дымченко со штурманом лейтенантом Хрустковым и стрелком-радистом старшим сержантом Коллиным вылетели на боевое задание во главе звена. Под зенитным огнем группа трижды атаковала и подбила несколько немецких танков, подожгла пять цистерн с горючим, сбила Ме-109. Во время атак самолет ведущего экипажа получил серьезные повреждения — от прямого попадания снаряда загорелся центральный бензобак. Стремясь уйти от «мессеров» и дотянуть до своих, капитан Дымченко скрылся в облаках. Но становилось все труднее управлять машиной: дым и пламя проникали в кабину, вот-вот мог произойти взрыв. Загорелась одежда у летчика и штурмана. Малая высота уже не позволяла воспользоваться парашютом, и тогда Дымченко направил Пе-2 в сторону от занятого врагом шоссе — в глубину лесного массива. Зацепив плоскостью за высокое дерево, самолет упал в гущу старых елей.
Обожженные, израненные, покидали наши бойцы остатки пикировщика. Больше всех пострадал штурман Хрустков: он находился рядом с горящим бензиновым баком. Сильные ожоги, поврежденные ноги не позволяли ему даже сдвинуться с места. И когда летчик со стрелком-радистом высаживали штурмана из кабины, он просил их не обременять себя, оставить его в боевой машине, а самим поскорее уходить к линии фронта. Хрусткова освободили от всего, что на нем горело, а вскоре из ближайшей деревни к самолету прибежали два парнишки и остановились, пораженные обгоревшим экипажем.
— Бегите, хлопцы, назад, в деревню, да попросите к нам кого-нибудь из взрослых, — сказал мальчишкам Дымченко.
Ждать долго не пришлось. К месту падения самолета прибыли местные учительницы — мать и дочь Доброхотовы и оказали пострадавшим помощь.
Забегу чуть вперед. Прошло около полутора лет. Наши войска отбросили фашистов от Москвы. Бывший комэск Василий Иванович Дымченко стал майором, командовал теперь бомбардировочным полком. Храбро воевал закаленный в огне боев стрелок-радист Коллин. Только их боевой товарищ лейтенант Хрустков все еще находился на излечении в тыловом госпитале. Более тридцати пластических операций сделали на его лице военные медики.

Фотографии

Однополчане

Кривошапко Иван Игнатьевич

Кривошапко Иван Игнатьевич

Коломийченко Иван Петрович

Коломийченко Иван Петрович

Говор Александр Петрович

Говор Александр Петрович

Кривенко Николай Макарович

Кривенко Николай Макарович

Дымченко Василий Иванович

Дымченко Василий Иванович

Хрустков Александр Васильевич

Хрустков Александр Васильевич

Медведев Александр Николаевич

Медведев Александр Николаевич

Строев Николай Иванович

Строев Николай Иванович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: