Геннадий
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
08 июня 1940г. прибыл из 165 резервного авиаполка в состав 130 скоростного бомбардировочного авиаполка.
К началу войны полк базировался на аэродроме Гноево (д.Бобровичи, Гомельская обл., Белоруссия). На вооружении имел самолеты СБ.
22 июня 1941г. в 05-00 в полку была объявлена боевая тревога.
С 07-40 началась подготовка 3 девяток самолетов СБ. Во главе первой- командир полка майор Кривошапко Иван Игнатьевич, второй- капитан Коломийченко Иван Петрович, третьей- капитан Андреев Александр Николаевич.
В 10-40 самолеты полка без сопровождения истребителей (командование дивизии не смогло их выделить) вылетели для бомбардировки складов горючего (первая девятка), железнодорожной станции (вторая девятка), авиазаводу (третья девятка) в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест).
Бомбометание производилось с высоты 5000м. с 12-15 до 13-00. При подходе к цели бомбардировщики были встречены огнем дивизиона зенитной артиллерии. После ухода от цели, в 15км восточнее от неё, бомбардировщики были встречены группой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою было сбито 17 наших бомбардировщиков. Из экипажа: старший политрук, заместитель командира эскадрильи по политчасти Говор Александр Петрович, младший летнаб младший лейтенант Кривенко Николай Макарович, воздушный стрелок радист сержант Коллин Геннадий Алексеевич с задания вернулся только стрелок радист.
06 октября 1941г. 9 самолетов полка в 10-34 вылетели на бомбардировку моторизованной колонны и танков противника на шоссе Юхнов- Спас-Деменск. При выходе на цель самолет командира 1-й эскадрильи Дымченко Василия Ивановича атаковали 6 истребителей противника Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою его бомбардировщик был подожжен. Управляя самолетом в горящей кабине, пилот пересек линию фронта и посадил самолет, сам получил ожоги лица и рук 2-й и 3-й степени. Вместе с воздушным стрелком сержантом Коллиным Геннадием Алексеевичем вытащили из кабины штурмана старшего лейтенанта Хрусткова Александра Васильевича.
09 октября в полк прибыл стрелок радист Коллин, доложивший, что старший лейтенант Дымченко находится в одной из московских больниц, старший лейтенант Хрустков в госпитале г.Малый Ярославец.
05 декабря 1941г. экипажи лейтенанта Корякина Михаила Ивановича, штурман Строев Николай Иванович и младшего лейтенанта Фролова Константина Филипповича, штурман Самохвал Василий Ефимович, вылетев в 12-10, в 12-54 с высоты 2400м бомбардировали скопление автомашин у д.Богоявленское. У цели были атакованы двумя истребителями Ме-109. Один из них был сбит стрелком радистом Коллиным и упал в районе д.Ильинское.
К 09 декабря совершил 25 боевых вылетов, сбил два истребителя Ме-109. Приказом от 18 декабря 1941г. старший сержант Коллин награжден орденом Красного Знамени.
05 июля 1942г. при бомбометании по артиллерийским позициям и войскам противника в районе Болхов, самолет экипажа: летчик капитан Дымченко, штурман капитан Медведев Александр Николаевич, стрелок радист старший сержант Коллин, был атакован двумя истребителями противника Ме-109 и Ме-110. Капитан Медведев сбил истребитель Ме-110. У нашего Пе-2 был пробит радиатор и маслобак левого мотора. Летчик сумел привести самолет до аэродрома Дракино. При посадке вспыхнул правый мотор. Экипаж песком и своей одеждой сбил пламя и спас боевую машину. После замены моторов, самолет вернулся в строй.
К 01 августа 1942г. Геннадий Алексеевич совершил еще 11 боевых вылетов, представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 11 сентября награжден медалью «За отвагу».
09 сентября 1942г. в 17-26 пять экипажей, ведущий- капитан Дымченко, штурман капитан Медведев, стрелок радист старший сержант Коллин, взлетели с аэродрома Большие Вязёмы. В 18-02 с высоты 4000м. бомбардировали огневые позиции противника на южной окраине д.Домашино. В районе цели атакованы восьмеркой истребителей Ме-109. Групповым огнем истребители не были допущены на близкую дистанцию, их атаки были безрезультатны.
03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.
08 июня 1944г. гвардии старший сержант Коллин выбыл в военное училище.
18 сентября 1944г. курсант 1-го Московского Краснознаменного ордена Ленина авиационного училища связи награжден медалью «За оборону Москвы».
За годы войны совершил 99 боевых вылетов.
В 1945г. награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
В 1950г. награжден медалью «За боевые заслуги».
Службу окончил: 28 сентября 1956г., гвардии капитан.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги «Пикировщики» военного комиссара 204 бомбардировочной авиадивизии Дубровина Леонида Алексеевича.
5 октября 1941 года мы уничтожали вражеские танки, двигавшиеся по Варшавскому шоссе от Юхнова. Из-за низкой облачности летать приходилось мелкими группами и одиночными самолетами на высоте 150–200 метров. В тот день командир эскадрильи 130-го бомбардировочного капитан Дымченко со штурманом лейтенантом Хрустковым и стрелком-радистом старшим сержантом Коллиным вылетели на боевое задание во главе звена. Под зенитным огнем группа трижды атаковала и подбила несколько немецких танков, подожгла пять цистерн с горючим, сбила Ме-109. Во время атак самолет ведущего экипажа получил серьезные повреждения — от прямого попадания снаряда загорелся центральный бензобак. Стремясь уйти от «мессеров» и дотянуть до своих, капитан Дымченко скрылся в облаках. Но становилось все труднее управлять машиной: дым и пламя проникали в кабину, вот-вот мог произойти взрыв. Загорелась одежда у летчика и штурмана. Малая высота уже не позволяла воспользоваться парашютом, и тогда Дымченко направил Пе-2 в сторону от занятого врагом шоссе — в глубину лесного массива. Зацепив плоскостью за высокое дерево, самолет упал в гущу старых елей.
Обожженные, израненные, покидали наши бойцы остатки пикировщика. Больше всех пострадал штурман Хрустков: он находился рядом с горящим бензиновым баком. Сильные ожоги, поврежденные ноги не позволяли ему даже сдвинуться с места. И когда летчик со стрелком-радистом высаживали штурмана из кабины, он просил их не обременять себя, оставить его в боевой машине, а самим поскорее уходить к линии фронта. Хрусткова освободили от всего, что на нем горело, а вскоре из ближайшей деревни к самолету прибежали два парнишки и остановились, пораженные обгоревшим экипажем.
— Бегите, хлопцы, назад, в деревню, да попросите к нам кого-нибудь из взрослых, — сказал мальчишкам Дымченко.
Ждать долго не пришлось. К месту падения самолета прибыли местные учительницы — мать и дочь Доброхотовы и оказали пострадавшим помощь.
Забегу чуть вперед. Прошло около полутора лет. Наши войска отбросили фашистов от Москвы. Бывший комэск Василий Иванович Дымченко стал майором, командовал теперь бомбардировочным полком. Храбро воевал закаленный в огне боев стрелок-радист Коллин. Только их боевой товарищ лейтенант Хрустков все еще находился на излечении в тыловом госпитале. Более тридцати пластических операций сделали на его лице военные медики.